Использование интеллект-карт в проектной деятельности обучающихся основной школы при изучении хозяйства России на этапе предпрофильного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.

Дата публикации: 11.02.2021

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Бальцер, А. В. Использование интеллект-карт в проектной деятельности обучающихся основной школы при изучении хозяйства России на этапе предпрофильного обучения / А. В. Бальцер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78576/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор рассматривает метод, помогающий определить ключевые мотивы профильного самоопределения обучающихся на этапе предпрофильного обучения в проектной деятельности основной школы при изучении хозяйства России.

Ключевые слова: проектная деятельность, проект, интеллект — карты, хозяйство России, предпрофильное обучение, профильное самоопределение, экологическое проектирование.

Социально-экономические преобразования, которые происходят в нашей стране, меняют организацию и содержание образования. Предпосылкой к пересмотру применения образовательных технологий является внедрение ФГОС системно-деятельностного подхода, на всех уровнях обучения. Так как системно-деятельностный подход ставит целью образования развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, то из всего многообразия технологий и методов нужно выбрать такие которые сделают процесс мышления обучающихся наблюдаемым. Одномерное, логическое мышление уходит в прошлое и заменяется многомерным радиантным мышлением [1] Радиантное мышление, в свою очередь помогает определить ключевые мотивы профильного самоопределения обучающихся на этапе предпрофильного обучения в рамках реализации проектной деятельности.

В соответствии с важностью исходного понятий проект, проектная деятельность мы провели анализ различных определений и пришли к выводу что Проект — специально организованный преподавателем совместно с обучающимися комплекс самообразовательных действий по решению социально актуальной и личностно значимой для обучающегося проблемы, завершающийся созданием полезного продукта, показывающий возможность и умение применить полученные результаты на практике при его создании (И. М. Павлова [3], Е. С. Чеботарева [4])

Далее следовало разобраться с методикой организации проектной деятельности обучающихся основной школы при изучении хозяйства России в рамках реализации программы дополнительного образования «Культура здоровья с основами экологического проектирования». Новые для школьников аспекты содержания раздела «Хозяйство» тесно связаны с жизнью, с социальными, экономическими, политическими, межнациональными проблемами, существующими в стране и в регионе проживания обучающихся. Следовательно, для обеспечения устойчивого развития хозяйства нашей страны необходимо уделить особое внимание экологическим аспектам, а именно экологическому проектированию. Экологическое проектирование — новая наука, изучающая объединение экологии и проектирования, связанная с дизайном, мониторингом и строительством экосистем. Раздел Хозяйство России был включен в дополнительную общеразвивающую программу, где освещалось решение экологических проблем своей местности средствами экологического проектирования. Обучающиеся в ходе реализации программы выполняли различного рода проекты такие как:

  1. Раздельный сбор мусора
  2. Участвовали в акции «Новая жизнь использованных вещей»
  3. Проектировали совокупность физического, социально-экономического благополучия людей во взаимосвязи с природными факторами.

Отвечая на вопросы «Как эффективно организовать проектную деятельность и научить ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромный пласт информации?» и «Как определить готовность обучающегося к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей?» я обратилась к системно — деятельностному подходу и методике составления интеллект-карт. Данная методика была разработана Тони Бьюзеном, британским психологом и получила дальнейшее развитие в трудах Михаила Евгеньевича Бершадского, профессора кафедры развития и образования академии минпросвещения России, одним из авторов концепции «Школа будущего», считавшим, что «многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения обучающихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми» [2]. Именно метод интеллект-карт, который основан на графической передаче комплекса ассоциаций, является эффективным инструментом для наблюдения за мышлением обучающегося. Данный метод позволяет: «глубоко изучать личность обучающихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений; вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с обучающимися в образовательном процессе»

Эксперимент проводился на базе МБОУ «Еткульская СОШ» Еткульского района Челябинской области на занятиях дополнительного образования естественнонаучной и гуманитарной направленности «Культура здоровья человека с основами экологического проектирования»

При проведении эксперимента выделялись следующие этапы:

  1. Констатирующий эксперимент. Цель — выявления обучающихся расположенных к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей
  2. Формирующий эксперимент. Цель — подтверждение эффективности использования интеллект карт для формирования высокого уровня готовности обучающихся к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей.

В начале эксперимента, с целью изучения профессиональных интересов, обучающихся 9-ых классов, был проведен тест, в результате проверки, которого были выявлены обучающиеся с выраженным интересом к биологии и географии. Затем для достоверности и чистоты эксперимента я разделила обучающихся на две группы — экспериментальная и контрольная. В контрольной группе занятия с использованием интеллект карт не проводились, готовность обучающихся к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей формировалась стихийно. В экспериментальной группе преподавание осуществлялось с использованием интеллект карт. Методы исследования, использованные при проведении эксперимента: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа. В констатирующем эксперименте использовалась методика «Профиль» [1]

Таблица 1

Распределение обучающихся, проходивших тестирование по методике «Профиль» на констатирующем этапе педагогического эксперимента

физика и математика

география и биология

радиотехника и электроника

механика и конструирование

химия и медицина

литература и искусство

история и политика

педагогика и медицина

предпринимательство и домоводство

спорт и военное дело

ВСЕГО ОБУЧАЮЩИХСЯ

4

25

4

2

8

5

5

2

11

9

74

Таким образом, получаем следующие данные: 25 обучающихся имеют выраженный интерес к биологии и географии, что составляет 32 % от общего числа всех учеников. Такие данные говорят о том, что большее количество обучающихся может продолжить образование в старшей школе по естественнонаучному и гуманитарному профилям.

Рис. 1

Но выраженный интерес к какому-либо учебному предмету является не достаточным условием для выбора того или иного профиля. Для того чтобы учеником был выбран определенный профиль обучения у него должна быть сформирована готовность к выбору на достаточно высоком уровне.

В результате проведения констатирующего этапа данного педагогического эксперимента были выявлены обучающиеся с выраженным интересом к биологии и географии. Как уже было сказано выше, эти обучающиеся были разделены на контролирующую и экспериментальную группу.

В начале формирующего этапа эксперимента было проведено анкетирование обучающихся по анкете профильной ориентации [1] и в контролирующей и экспериментальной группе были получены следующие результаты.

Таблица 2

Распределение обучающихся контрольной группы по уровням готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения в начале формирующего этапа эксперимента

высокий уровень

уровень выше среднего

средний уровень

уровень ниже среднего

низкий уровень

2

1

3

18

12

Таблица 3

Распределение обучающихся экспериментальной группы по уровням готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения в начале формирующего этапа эксперимента

высокий уровень

уровень выше среднего

средний уровень

уровень ниже среднего

низкий уровень

1

3

5

15

15

Исходный уровень готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения учеников контрольной и экспериментальной групп

Рис. 2. Исходный уровень готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения учеников контрольной и экспериментальной групп

Далее в экспериментальной группе реализовывалось преподавание дополнительной — общеразвивающей программы естественнонаучной и гуманитарной направленности «Культура здоровья человека с основами экологического проектирования» с использованием интеллект карт для формирования готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей.

В конце формирующего этапа эксперимента обучающиеся проводили самооценку уровня готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей по методике, представленной в методическом пособии [1].

Таким образом, при обработке результатов данного опросника в контролирующей и экспериментальной группе были получены следующие результаты.

Таблица 4

Распределение обучающихся контрольной группы по уровням готовности к выбору естественнонаучного профиля обучения в конце формирующего этапа эксперимента

высокий уровень

уровень выше среднего

средний уровень

уровень ниже среднего

низкий уровень

2

1

3

18

12

Таблица 5

Распределение обучающихся экспериментальной группы по уровням готовности к выбору естественнонаучного профиля обучения в конце формирующего этапа эксперимента

высокий уровень

уровень выше среднего

средний уровень

уровень ниже среднего

низкий уровень

18

12

6

1

0

Итоговый уровень готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения учеников контрольной и экспериментальной групп

Рис. 3. Итоговый уровень готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения учеников контрольной и экспериментальной групп

На рис. 2 приведены результаты исходного уровня готовности к выбору профиля обучения обучающихся 9-х классов, на диаграмме 3 — итогового.

Из приведенных данных видно, что в начале эксперимента различия в уровне готовности учеников к выбору естественнонаучного профиля обучения обеих групп были несущественными. На момент окончания эксперимента ситуация в контрольной группе практически не изменилась, в экспериментальной же группе уровень готовности учеников к выбору естественнонаучного профиля обучения существенно вырос. Результаты формирующего этапа эксперимента подтверждают эффективность проведения занятия с использование интеллект карт для формирования высокого уровня готовности школьников к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей.

Литература:

  1. Бальцер А. В. Использование интеллект карт в проектной деятельности обучающихся основной школы для определения готовности к выбору естественнонаучного профиля. Методическое пособие, МБОУ «Еткульская СОШ», Еткуль — 26с.
  2. Бершадский М. Е. Теоретико-практические аспекты работы с картами интеллект-понятий // Народное образование. 2012. № 6. С. 203–212.
  3. Павлова И. М. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий: дисс. … канд. пед. наук. — М.: Московский государственный педагогический университет, 2007.
  4. Чеботарева Е. С. Развитие самообразовательной компетентности студентов в процессе проектной деятельности: авт. реф. дис.... канд. пед. наук. — Курск, 2010. — 26 с.
Основные термины (генерируются автоматически): гуманитарный профиль, формирующий этап эксперимента, экологическое проектирование, экспериментальная группа, выбор, высокий уровень, интеллект карт, проектная деятельность, распределение обучающихся, уровень.


Ключевые слова

проектная деятельность, проект, профильное самоопределение, интеллект — карты, хозяйство России, предпрофильное обучение, экологическое проектирование

Похожие статьи

Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...

Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Обучающий потенциал тренинговых занятий в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования

В статье автором рассматривается возможность использования тренинга и занятий с его элементами для организации образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в современном вузе. На основе анализа психолого-педагогической литератур...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов

Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную и...

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку

Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...

Теоретический анализ реализации индивидуальной образовательной траектории магистранта педагогического направления

В статье проанализирована индивидуализация как ведущая стратегия организации обучения в магистратуре педагогического направления в современных условиях. Дана характеристика причин, затруднения реализации идеи индивидуализации в вузе. Рассмотрена сущн...

Похожие статьи

Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...

Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Обучающий потенциал тренинговых занятий в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования

В статье автором рассматривается возможность использования тренинга и занятий с его элементами для организации образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в современном вузе. На основе анализа психолого-педагогической литератур...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов

Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную и...

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку

Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...

Теоретический анализ реализации индивидуальной образовательной траектории магистранта педагогического направления

В статье проанализирована индивидуализация как ведущая стратегия организации обучения в магистратуре педагогического направления в современных условиях. Дана характеристика причин, затруднения реализации идеи индивидуализации в вузе. Рассмотрена сущн...

Задать вопрос