В статье автор рассматривает метод, помогающий определить ключевые мотивы профильного самоопределения обучающихся на этапе предпрофильного обучения в проектной деятельности основной школы при изучении хозяйства России.
Ключевые слова: проектная деятельность, проект, интеллект — карты, хозяйство России, предпрофильное обучение, профильное самоопределение, экологическое проектирование.
Социально-экономические преобразования, которые происходят в нашей стране, меняют организацию и содержание образования. Предпосылкой к пересмотру применения образовательных технологий является внедрение ФГОС системно-деятельностного подхода, на всех уровнях обучения. Так как системно-деятельностный подход ставит целью образования развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, то из всего многообразия технологий и методов нужно выбрать такие которые сделают процесс мышления обучающихся наблюдаемым. Одномерное, логическое мышление уходит в прошлое и заменяется многомерным радиантным мышлением [1] Радиантное мышление, в свою очередь помогает определить ключевые мотивы профильного самоопределения обучающихся на этапе предпрофильного обучения в рамках реализации проектной деятельности.
В соответствии с важностью исходного понятий проект, проектная деятельность мы провели анализ различных определений и пришли к выводу что Проект — специально организованный преподавателем совместно с обучающимися комплекс самообразовательных действий по решению социально актуальной и личностно значимой для обучающегося проблемы, завершающийся созданием полезного продукта, показывающий возможность и умение применить полученные результаты на практике при его создании (И. М. Павлова [3], Е. С. Чеботарева [4])
Далее следовало разобраться с методикой организации проектной деятельности обучающихся основной школы при изучении хозяйства России в рамках реализации программы дополнительного образования «Культура здоровья с основами экологического проектирования». Новые для школьников аспекты содержания раздела «Хозяйство» тесно связаны с жизнью, с социальными, экономическими, политическими, межнациональными проблемами, существующими в стране и в регионе проживания обучающихся. Следовательно, для обеспечения устойчивого развития хозяйства нашей страны необходимо уделить особое внимание экологическим аспектам, а именно экологическому проектированию. Экологическое проектирование — новая наука, изучающая объединение экологии и проектирования, связанная с дизайном, мониторингом и строительством экосистем. Раздел Хозяйство России был включен в дополнительную общеразвивающую программу, где освещалось решение экологических проблем своей местности средствами экологического проектирования. Обучающиеся в ходе реализации программы выполняли различного рода проекты такие как:
- Раздельный сбор мусора
- Участвовали в акции «Новая жизнь использованных вещей»
- Проектировали совокупность физического, социально-экономического благополучия людей во взаимосвязи с природными факторами.
Отвечая на вопросы «Как эффективно организовать проектную деятельность и научить ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромный пласт информации?» и «Как определить готовность обучающегося к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей?» я обратилась к системно — деятельностному подходу и методике составления интеллект-карт. Данная методика была разработана Тони Бьюзеном, британским психологом и получила дальнейшее развитие в трудах Михаила Евгеньевича Бершадского, профессора кафедры развития и образования академии минпросвещения России, одним из авторов концепции «Школа будущего», считавшим, что «многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения обучающихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми» [2]. Именно метод интеллект-карт, который основан на графической передаче комплекса ассоциаций, является эффективным инструментом для наблюдения за мышлением обучающегося. Данный метод позволяет: «глубоко изучать личность обучающихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений; вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с обучающимися в образовательном процессе»
Эксперимент проводился на базе МБОУ «Еткульская СОШ» Еткульского района Челябинской области на занятиях дополнительного образования естественнонаучной и гуманитарной направленности «Культура здоровья человека с основами экологического проектирования»
При проведении эксперимента выделялись следующие этапы:
- Констатирующий эксперимент. Цель — выявления обучающихся расположенных к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей
- Формирующий эксперимент. Цель — подтверждение эффективности использования интеллект карт для формирования высокого уровня готовности обучающихся к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей.
В начале эксперимента, с целью изучения профессиональных интересов, обучающихся 9-ых классов, был проведен тест, в результате проверки, которого были выявлены обучающиеся с выраженным интересом к биологии и географии. Затем для достоверности и чистоты эксперимента я разделила обучающихся на две группы — экспериментальная и контрольная. В контрольной группе занятия с использованием интеллект карт не проводились, готовность обучающихся к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей формировалась стихийно. В экспериментальной группе преподавание осуществлялось с использованием интеллект карт. Методы исследования, использованные при проведении эксперимента: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа. В констатирующем эксперименте использовалась методика «Профиль» [1]
Таблица 1
Распределение обучающихся, проходивших тестирование по методике «Профиль» на констатирующем этапе педагогического эксперимента
физика и математика |
география и биология |
радиотехника и электроника |
механика и конструирование |
химия и медицина |
литература и искусство |
история и политика |
педагогика и медицина |
предпринимательство и домоводство |
спорт и военное дело |
ВСЕГО ОБУЧАЮЩИХСЯ |
4 |
25 |
4 |
2 |
8 |
5 |
5 |
2 |
11 |
9 |
74 |
Таким образом, получаем следующие данные: 25 обучающихся имеют выраженный интерес к биологии и географии, что составляет 32 % от общего числа всех учеников. Такие данные говорят о том, что большее количество обучающихся может продолжить образование в старшей школе по естественнонаучному и гуманитарному профилям.
Рис. 1
Но выраженный интерес к какому-либо учебному предмету является не достаточным условием для выбора того или иного профиля. Для того чтобы учеником был выбран определенный профиль обучения у него должна быть сформирована готовность к выбору на достаточно высоком уровне.
В результате проведения констатирующего этапа данного педагогического эксперимента были выявлены обучающиеся с выраженным интересом к биологии и географии. Как уже было сказано выше, эти обучающиеся были разделены на контролирующую и экспериментальную группу.
В начале формирующего этапа эксперимента было проведено анкетирование обучающихся по анкете профильной ориентации [1] и в контролирующей и экспериментальной группе были получены следующие результаты.
Таблица 2
Распределение обучающихся контрольной группы по уровням готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения в начале формирующего этапа эксперимента
высокий уровень |
уровень выше среднего |
средний уровень |
уровень ниже среднего |
низкий уровень |
2 |
1 |
3 |
18 |
12 |
Таблица 3
Распределение обучающихся экспериментальной группы по уровням готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения в начале формирующего этапа эксперимента
высокий уровень |
уровень выше среднего |
средний уровень |
уровень ниже среднего |
низкий уровень |
1 |
3 |
5 |
15 |
15 |
Рис. 2. Исходный уровень готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения учеников контрольной и экспериментальной групп
Далее в экспериментальной группе реализовывалось преподавание дополнительной — общеразвивающей программы естественнонаучной и гуманитарной направленности «Культура здоровья человека с основами экологического проектирования» с использованием интеллект карт для формирования готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей.
В конце формирующего этапа эксперимента обучающиеся проводили самооценку уровня готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей по методике, представленной в методическом пособии [1].
Таким образом, при обработке результатов данного опросника в контролирующей и экспериментальной группе были получены следующие результаты.
Таблица 4
Распределение обучающихся контрольной группы по уровням готовности к выбору естественнонаучного профиля обучения в конце формирующего этапа эксперимента
высокий уровень |
уровень выше среднего |
средний уровень |
уровень ниже среднего |
низкий уровень |
2 |
1 |
3 |
18 |
12 |
Таблица 5
Распределение обучающихся экспериментальной группы по уровням готовности к выбору естественнонаучного профиля обучения в конце формирующего этапа эксперимента
высокий уровень |
уровень выше среднего |
средний уровень |
уровень ниже среднего |
низкий уровень |
18 |
12 |
6 |
1 |
0 |
Рис. 3. Итоговый уровень готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения учеников контрольной и экспериментальной групп
На рис. 2 приведены результаты исходного уровня готовности к выбору профиля обучения обучающихся 9-х классов, на диаграмме 3 — итогового.
Из приведенных данных видно, что в начале эксперимента различия в уровне готовности учеников к выбору естественнонаучного профиля обучения обеих групп были несущественными. На момент окончания эксперимента ситуация в контрольной группе практически не изменилась, в экспериментальной же группе уровень готовности учеников к выбору естественнонаучного профиля обучения существенно вырос. Результаты формирующего этапа эксперимента подтверждают эффективность проведения занятия с использование интеллект карт для формирования высокого уровня готовности школьников к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей.
Литература:
- Бальцер А. В. Использование интеллект карт в проектной деятельности обучающихся основной школы для определения готовности к выбору естественнонаучного профиля. Методическое пособие, МБОУ «Еткульская СОШ», Еткуль — 26с.
- Бершадский М. Е. Теоретико-практические аспекты работы с картами интеллект-понятий // Народное образование. 2012. № 6. С. 203–212.
- Павлова И. М. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий: дисс. … канд. пед. наук. — М.: Московский государственный педагогический университет, 2007.
- Чеботарева Е. С. Развитие самообразовательной компетентности студентов в процессе проектной деятельности: авт. реф. дис.... канд. пед. наук. — Курск, 2010. — 26 с.