Правовой механизм регистрации кредитных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.

Дата публикации: 11.02.2021

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Зенкин, А. О. Правовой механизм регистрации кредитных организаций / А. О. Зенкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 107-108. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78570/ (дата обращения: 05.03.2021).



Встатье на основе действующего законодательства рассматриваются особенности правового регулирования процедуры государственной регистрации кредитных организаций в Российской Федерации. Особое внимание уделяется системному анализу законодательства в отношении правового механизма государственной регистрации кредитных организаций.

Ключевые слова : государственная регистрация, кредитная организация, Банк России, ФНС России, банковская кредитная организация, юридическое лицо.

В современных условиях формирования и развития социально-экономической системы Российской Федерации значительное место занимают кредитные организации. Тенденции развития института государственной регистрации кредитных организаций являются одним из важных вопросов экономического развития и предопределяют необходимость законодательного анализа и исследования механизма процедуры регистрации кредитных организаций.

Рассматривая современный механизм регистрации кредитных организаций, важно изначально определить правовое регулирование данного процесса, и выделить актуальные нормативно-правовые акты, регламентирующие такой порядок. Так, гл. II Закона о банках и банковской деятельности устанавливает непосредственно обязательство государственной регистрации коммерческой организации, как и любого юридического лица, однако с учетом особого механизма и правового режима, который будет анализироваться в статье далее [1].

Функции по государственной регистрации кредитных организаций законодательством возлагаются на Банк России и ФНС России, закрепляя полномочие по принятию решения о государственной регистрации кредитной организации за Банком России, отдельно установленное в ст. 59 Закона о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [3]. Важно отметить факт того, что Банк России не является де-юре государственным органом, вызывая неоспоримые противоречия в правовом определении понятия государственной регистрации [6].

Законодатель четко разграничивает обязательства, возлагая принятие решения за Банком России, а непосредственное осуществление государственной регистрации кредитных организаций согласно ст. 3 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [2] и п. 5.3.1 Положений о Федеральной налоговой службе на ФНС России [4].

Исходя из решения о государственной регистрации кредитной организации, принятого Банком России, ФНС России реализует саму процедуру государственной регистрации, при этом осуществляя внесение сведений о создании кредитной организации в ЕГРЮЛ, с учетом иных сведений, предусмотренных законодательством. На этом этапе важно учесть факт взимания государственной пошлины в порядке и в размерах, установленных Налоговым кодексом РФ.

Частью механизма регистрации кредитной организации выступает осуществление контрольных и надзорных функций Банка России, в виде учета кредитных организаций в Книге государственной регистрации кредитных организаций, а также в Реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций для дальнейшего анализа и контроля.

В случае возникновения изменений, связанных с регистрируемой кредитной организацией, влекущих за собой необходимость внесения поправок в ЕГРЮЛ, кредитная организация обязана уведомить Банк России в течение трех дней с момента возникновения таких обстоятельств. Впоследствии Банк России в срок не позднее одного рабочего дня со дня поступления данных сведений передает информацию от кредитной организации в ФНС России, который в свою очередь вносит соответствующие изменения в ЕГРЮЛ. Исходящие регистрационные документы ФНС России передает в кредитную организацию через Банк России, определяя при этом определенный механизм взаимодействия между регистрационно-учетными органами (Банк России, ФНС России) и кредитной организацией, который закреплен в Регламенте взаимодействия МНС России и Банка России.

Инструкция Банка России № 135-И четко регламентирует механизм осуществления государственной регистрации кредитной организации и устанавливает порядок выполнения необходимых процедур в четкой последовательности [5].

Согласно Инструкции, учредителям будущей кредитной организации необходимо согласовать с Банком России возможное фирменное наименование. После чего предоставить полный подготовленный комплект документов, который необходим при проведении процедуры государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций, получив письменное подтверждение Банка России о получении им полного пакета документов.

После согласования фирменного наименования кредитной организации и принятия всех необходимых документов, Банк России в течение шести месяцев, а в случае регистрации небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, — в течение трех месяцев, выносит решение о регистрации или отказе в проведении государственной регистрации кредитной организации, а также решение об отказе или выдаче ей лицензии на право осуществления банковских операций. Свое решение Банк России передает в ФНС России для проведения процедуры государственной регистрации кредитной организации в качестве юридического лица, и внесения сведений в ЕГРЮЛ.

В течение пяти рабочих дней ФНС России производит государственную регистрацию и вносит запись о кредитной организации в ЕГРЮЛ, после чего в течение одного рабочего дня после осуществления всех необходимых процедур передает соответствующую информацию в Банк России.

Следующий механизм процедур включает в себя информирование Банком России учредителей кредитной организации о регистрации в качестве юридического лица с предоставлением документа, о внесении записи о кредитной организации в ЕГРЮЛ. Банк России осуществляет открытие корреспондентского счета для выполнения оплаты уставного капитала учредителями кредитной организации, которая должна быть произведена в течение месяца после получения уведомления с реквизитами о необходимости оплаты обвяленного уставного капитала. Важно отметить, что в случае неоплаты или не полной оплаты учредителями уставного капитала в установленный законом срок, Банк России вправе обратиться в суд с требованиями ликвидации данной кредитной организации [7].

После успешной оплаты уставного капитала учредители кредитной организации предоставляют Банку России соответствующие документы, подтверждающие выполнение операции. Взамен Банк России выдает лицензию на право осуществления кредитной организацией банковских операций в течение трех дней с момента получения информации об оплате.

Механизм осуществления государственной регистрации кредитной организации завершается получением документа о внесении записи о кредитной организации в ЕГРЮЛ, однако осуществление банковских операций кредитной организацией возможны только после получения соответствующей лицензии от Банка России.

Учитывая вышеизложенное, важно сделать вывод о том, что существование кредитной организации без лицензии, выданной Банком России, является экономически неоправданным аспектом, так как в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности кредитные организации не вправе осуществлять производственную, торговую и страховую деятельность.

Подводя итоги анализа механизма регистрации кредитной организации, необходимо считать процедуру государственной регистрации кредитной организации в качестве юридического лица, а также получение лицензии на осуществление банковских операций единым правовым процессом государственной регистрации.

Литература:

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1 (ред. от 30.12.2020) «О банках и банковской деятельности» // СПС КонсультантПлюс.
  2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-Ф (ред. от 31.07.2020) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2020) // СПС КонсультантПлюс.
  3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2021) // СПС КонсультантПлюс.
  4. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 28.01.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СПС КонсультантПлюс.
  5. Инструкция Банка России от 02.04.2010 № 135-И (ред. от 24.03.2020) «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // СПС КонсультантПлюс.
  6. Маркунцов С. А. Правовое регулирование государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности. Уголовная ответственность за незаконную банковскую деятельность. // Бухгалтер и закон. 2005. № 8 (80). С. 11–16.
  7. Ручкина Г. Ф. Банковское право: учебник и практикум для вузов / Г. Ф. Ручкина, Е. М. Ашмарина, Ф. К. Гизатуллин. — 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2020. — 471 с.
Основные термины (генерируются автоматически): кредитная организация, Банк России, государственная регистрация, ФНС России, юридическое лицо, Российская Федерация, уставной капитал, банковская деятельность, внесение записи, рабочий день.


Задать вопрос