Банкротство застройщиков в Республике Северная Осетия — Алания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.

Дата публикации: 10.02.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Годжиева, А. Р. Банкротство застройщиков в Республике Северная Осетия — Алания / А. Р. Годжиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78565/ (дата обращения: 09.03.2021).



В статье особое внимание уделено банкротству строительных организаций (застройщиков) в Республике Северная Осетия-Алания, а также пути его преодоления через Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства.

Ключевые слова: банкрот, банкротство, банкротство застройщиков, участник долевого строительства, дольщик, процедура банкротства, арбитражный суд, неплатежеспособность, Фонд защиты.

На сегодняшний день актуальной остается проблема банкротства застройщиков, что не может не расстраивать.

Банкротство застройщика — страшные слова, которые больше всего боится услышать любой человек, доверивший свои деньги строительной фирме. К сожалению, такое сегодня случается нередко, с завидной регулярностью разоряются большие и малые компании, оставляя за собой целый шлейф невыполненных обязательств и долгов. [6, с. 16]

Банкротство застройщика — это процедура признания финансовой несостоятельности компании, которая отвечала за строительство дома [3, с. 9].

Процедура банкротства начинается с момента выдачи соответствующего решения арбитражным судом. Права дольщиков регламентированы Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г.

Банкротство застройщика может быть принудительным или добровольным по ряду причин. Основными из них являются:

– неправильно составленный бизнес-план строительной кампании на начальном этапе;

– нестабильность и резкие изменения на валютном рынке, влияющие на увеличение стоимости строительных материалов и оказываемых услуг;

– грубые нарушения строительного процесса;

– возникновение форс-мажорных обстоятельств [4, с. 98].

Объявить себя банкротом застройщик может как объективно, так и фиктивно, однако последний способ, в случае установления факта преднамеренной несостоятельности, влечет за собой уголовную ответственность.

Преднамеренное банкротство — это совершение руководителем или учредителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [1, с. 198].

Преднамеренное банкротство является преступлением, предусмотренным уголовным кодексом (УК РФ) Российской Федерации и кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ). Причем, уголовная ответственность, установленная ст. 196 УК применяется в случае, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб [5, с. 14].

Банкротство — иногда единственная возможность для застройщиков избавиться от долгов и претензий кредиторов, не выходя за рамки закона. Регулируется данная процедура ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)», он устанавливает особенный порядок банкротства организаций-застройщиков.

По общему правилу направить в суд заявление об инициации процедуры банкротства имеют право:

– компания-должник из-за невозможности производить выплаты кредиторам.

– налоговая инспекция или другие контролирующие структуры, в случае длительного неисполнения компанией обязательных бюджетных платежей.

– любой кредитор, перед которым организация не выполняет обязательства более 3-х месяцев, а сумма долга составляет не менее 300 тысяч рублей. [2, с. 68]

В 2019 году заработал действенный механизм публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» (далее — Фонд).

Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, созданной на основе добровольных имущественных взносов в соответствии с федеральными законами от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 сентября 2019 года № 305 «О создании некоммерческой организации защиты прав граждан — участников долевого строительства Республики Северная Осетия-Алания»

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ несостоятельности (банкротстве)», законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания и настоящим Уставом.

Целью деятельности Фонда является урегулирование обязательств застройщиков, осуществляющих строительство многоквартирных домов территории Республики Северная Осетия-Алания и признанных банкротами, перед участниками долевого строительства путем передачи Фонду имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств застройщиков для завершения строительства многоквартирных домов, и иных объектов недвижимого имущества, строительство которых осуществляется с привлечением средств граждан — участников долевого строительства в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», и завершения строительства объектов инженерно-технической инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для размещения дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, поликлиник, объектов транспортной инфраструктуры и объектов капитального строительства, обеспечивающих подключение (технологическое присоединение) объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — объекты инфраструктуры), для их последующей безвозмездной передачи в государственную или муниципальную собственность [7, с. 5–7].

Согласно утвержденному плану-графику («дорожной карте») по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, включенных в единый реестр проблемных объектов на территории Республики имеется девять многоквартирных жилых домов, застройщиками которых привлекались денежные средства граждан-дольщиков и не осуществлён ввод этих объектов в эксплуатацию в установленные договорами сроки.

В результате взаимодействия с Фондом в 2020 году Наблюдательным советом Фонда принято решение о выплате возмещений гражданам, заключившим договоры участия в строительстве многоквартирного жилого дома в микрорайоне 31–32, ул. Московская (позиция 27), г. Владикавказ.

По итогам осуществления указанных выплат восстановлены права более ста граждан-дольщиков, обязательства перед которыми не исполнил застройщик ООО «Лея». На данный момент выплаты составили около 200 млн. рублей

из 250 млн. рублей.

В целях завершения строительства проблемного объекта по ул. Тогоева, д. 22 (позиция 2) в г. Владикавказ Министерством представлена вся требуемая Фондом документация. Необходимо решение Наблюдательного совета Фонда о финансировании мероприятий по завершению строительства указанного объекта или о выплате возмещений гражданам-дольщикам, принятие которого перенесено Фондом на 2021 год.

Следует отметить, что по причине высокой степени технической готовности многоквартирного дома дольщиками проведено ряд организованных пикетов, в том числе записаны видеообращения в адрес Президента Российской Федерации, руководства республики и правоохранительных органов с высказыванием собственной позиции о необходимости проведения мероприятий по финансированию завершения строительства объекта. Участники долевого строительства против принятия решения о выплате компенсаций.

Кроме того, в целях достройки ещё четырех проблемных объектов, расположенных по ул. Владикавказской, микрорайоне 15 (позиция 10 и 10 А), в микрорайоне 18 (позиция 13) и ул. Курская, 1 в г. Владикавказ с применением механизмов Фонда (завершение строительства или выплата возмещения) необходимо признание застройщиков этих объектов банкротами. В этой связи во взаимодействии с Фондом проведены мероприятия по признанию всех застройщиков проблемных объектов, а именно ООО «РемСтройМастер», ООО «Ника» и ООО «СтройМонтажПрогресс» несостоятельными, в отношении которых Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания открыто конкурсное производство сроком на один год.

На ряду с этим в 2020 году с помощью средств инвесторов завершено строительством и введено в эксплуатацию три проблемных объекта, расположенных по ул. Генерала Плиева, д. 6–12, ул. Шегрена, д. 11

и ул. Весенняя, д. 7/12 (ул. Хадарцева) в г. Владикавказ. Тем самым восстановлены права еще более ста граждан-дольщиков, в отношении которых застройщиками своевременно не исполнены обязательства по передаче жилых помещений. В свою очередь Министерством строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания ведется работа по исключению указанных объектов из единого реестра проблемных объектов, оператором которого является публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства».

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 мая 2017 года № 1063-р Министерством Строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания в кратчайшие сроки в 2021 году будет проведена работа по актуализации сведений плана-графика («дорожной карты») о количестве проблемных многоквартирных домов на территории республики и принимаемых мерах по решению проблемы обманутых дольщиков, утверждаемый ежеквартально распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания.

Также в 2021 году будет продолжена работа по дальнейшей реализации механизмов Фонда, примененных в отношении всех проблемных объектов на территории республики.

Литература:

  1. Белоусов В. Н. Особенности предъявления требований участниками строительства при банкротстве застройщика. Семейное и жилищное право. 2014. N 5. с.365.
  2. Дорохина Е. Г. Правовой статус участников строительства при банкротстве застройщиков. 2013. N 7. с.485.
  3. Кузнецов А. П., Банкротство застройщика. Теория и практика защиты прав граждан — участников строительства. 2017. с. 846.
  4. Некрасов О. С. Банкротство застройщиков. Арбитражный управляющий. 2013. N 6. с.234.
  5. Солопова А. Е. Банкротство предприятий в современных условиях: Проблемы и перспективы. 2017. с.399.
  6. Чукреев А. А. Погашение требований участников строительства: критический анализ основных положений законодательства о банкротстве застройщиков. 2014. N 12. с.229.
  7. Устав Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства.
Основные термины (генерируются автоматически): долевое строительство, Северная Осетия-Алания, Фонд защиты, банкротство застройщика, владикавказ, Российская Федерация, территория республики, арбитражный суд, дорожная карта, единый реестр.


Задать вопрос