Статья направлена на выявление принципов использования денежных средств, связанных с оказанием институтам развития мер государственной поддержки. Анализ нормативных и доктринальных источников позволил выявить принцип безубыточности финансового института развития и принцип соответствия использования денежных средств, связанных с оказанием институтам развития мер государственной поддержки, целям социально-экономического развития государства.
Ключевые слова: институт развития, безубыточность, бюджетные средства, меры государственной поддержки.
В науке финансового права становится актуальным вопрос о необходимости исследования новой категории субъектов права — институтов развития, включая определение понятия «институт развития» [1], финансово-правовой режим утвержденного (оплачиваемого по требованию) капитала института развития [2], нормативы финансовой устойчивости [3], особенности внешнего [4] и внутреннего [5] контроля и аудита.
Проблемы теоретической разработанности данной темы и системного законодательного регулирования влечет вопросы для правоприменителя — неопределенность статуса институтов развития не позволяет определить, в том числе, принципы расходования институтами денежных средств, критерии эффективности их деятельности, необходимые меры контроля. Отдельным направлением для исследований является анализ принципов использования денежных средств, связанных с оказанием институтам развития мер государственной поддержки.
Подпунктом «г» пункта 3 Меморандума о финансовой политике государственной корпорации Внешэкономбанк [6] предусмотрен принцип безубыточности деятельности ВЭБ.РФ, который раскрывается через несколько аспектов:
а) необходимость обеспечения предусмотренного бюджетом финансового результата;
б) возможность участия в проектах при условии прогнозируемой по результатам экспертизы такого проекта возвратности предоставленных денежных средств с приемлемыми уровнями доходности и рисков проекта с учетом имеющихся источников финансирования, субсидий и иных мер поддержки, в том числе государственной;
в) возможность участия в убыточных проектах, которые при этом имеют общегосударственное значение, при условии определения источников финансирования указанных проектов и компенсации участия в их реализации, определения иных инструментов и мер поддержки, в том числе государственной;
г) возможность получения отрицательных финансовых результатов в среднесрочном периоде (от 1 года до 3 лет) в целях реализации в долгосрочной перспективе функций института развития.
Принцип безубыточности деятельности нашел отражение в материалах судебной практики. В судебном акте [7] отмечается, что кредитные средства, полученные от финансового института развития, не использовались в полном объеме по целевому назначению (реконструкция завода), а направлялись в адрес подконтрольных организаций, обладающих признаками «фирм-однодневок». Если бы кредитные средства в полном объёме использовались по целевому назначению, завод смог бы выйти к планируемым основным производственным мощностям. В результате неправомерных действий завод не смог выйти на полную производственную мощность работы, как это планировалось в соответствии с инвестиционным проектом, в связи с чем, отсутствовала возможность оплаты задолженности по кредиту.
Суд квалифицировал вышеизложенные обстоятельства как нанесение ущерба в особо крупном размере, что повлекло тяжкие последствия, выраженные в нарушении одного из принципов деятельности — безубыточности, и причинении убытка в виде невозвращённого кредита, пеней и штрафов. Судом также отмечается, что неполученные финансовым институтом развития денежные средства могли быть использованы для его целей деятельности, предусмотренных нормативными актами, «для экономического роста России».
В одном из исследований Е. В. Рябова [8] выводит и обосновывает правовые принципы управления бюджетными средствами, которые «определяют содержание нормативного правового регулирования бюджетных отношений, формируя «дух» закона». По мнению автора, к таким принципам можно отнести принцип соответствия управления бюджетными средствами целям социально-экономического развития, который «реализуется путем формирования правового механизма координации планирования социально-экономического развития территории и бюджетного планирования… Переход к программно-целевому бюджетированию, т. е. расходованию бюджетных средств на основе государственных и муниципальных программ, осуществляемый в настоящее время, является безусловным фактором реализации исследуемого принципа. Государственная (муниципальная) программа представляет собой комплекс мероприятий, увязанный с бюджетными ресурсами и направленный на решение задач социально-экономического развития в определенной сфере. Таким образом, расход бюджета, формируемый на основе утвержденной государственной (муниципальной) программы, увязывается с целями социально-экономического развития».
Принимая во внимание вышеизложенный научный подход об отнесении принципа соответствия управления бюджетными средствами целям социально-экономического развития к принципам управления бюджетными средствами, а также ранее установленные судом последствия невозвращения кредита финансовому институту развития, которые выражены в нарушении принципа безубыточности, причинении убытка, а также невозможности использования соответствующих денежных средств для социально-экономического развития России путем выполнения возложенных на институт развития функций, полагаем возможным выделить два основных принципа использования денежных средств, связанных с оказанием институтам развития мер государственной поддержки:
1) принцип безубыточности финансового института развития;
2) принцип соответствия использования денежных средств, связанных с оказанием институтам развития мер государственной поддержки, целям социально-экономического развития государства путем достижения поставленных перед институтом развития целей, решения задач и выполнения функций.
Литература:
- Брыкин К. И. Подходы к определению понятия «институт развития»: финансово-правовой аспект // Вестник Московского университета. Серия 26. Государственный аудит. — 2019. — № 2. — С. 49–57.
- Брыкин К. И. Финансово-правовой режим утвержденного (оплачиваемого по требованию) капитала государственной корпорации-института развития // Финансовое право. — 2019. — № 2. — С. 34–36.
- Брыкин К. И. Нормативы финансовой устойчивости финансовых институтов развития: финансово-правовой аспект // Вестник Московского университета. Серия 26. Государственный аудит. — 2020. — № 2. — С. 49–56.
- Брыкин К. И. Внешний контроль деятельности финансовых институтов развития: финансово-правовой аспект // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. — 2020. — № 2 (57). — С. 123–129.
- Брыкин К. И. Правовое регулирование внутреннего контроля и аудита в финансовых институтах развития // Банковское право. — 2020. — № 5. — С. 63–68.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.07.2018 № 1510-р «Об утверждении Меморандума о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» // СЗ РФ. — 30.07.2018. — № 31. — Ст. 5031.
- Приговор Ленинского районного суда города Орска Оренбургской области по делу № 56RS0019–01–2018–001862–92 от 9 января 2020 г. — Текст: электронный // Ленинский районный суд города Орска Оренбургской области: [сайт]. — URL: https://leninskyorsk--orb.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=64221327&delo_id=1540006&new=0&text_number=1 (дата обращения: 06.01.2021).
- Рябова Е. В. Характеристика правовых принципов управления бюджетными средствами и анализ их реализации // Финансовое право. — 2014. — № 7. — С. 15–19.