Медиация как технология социальной работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.

Дата публикации: 08.02.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Харина, К. С. Медиация как технология социальной работы / К. С. Харина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78515/ (дата обращения: 02.03.2021).



В статье рассматриваются возможности применения медиации как технологии при разрешении конфликтов в социальной работе. Автор излагает свое видение данной процедуры в рамках классификации технологий социальной работы.

Ключевые слова : медиация, социальная работа, технология социальной работы, технология разрешения конфликтов и споров в социальной работе.

Сфера деятельности специалиста по социальной работе охватывает процесс коммуникации между специалистами и клиентами, между службами и самими специалистами, работающими с комплексными социальными проблемами. Исходя из того, что переговоры между сторонами в конфликтных ситуациях далеко не всегда заканчиваются необходимым соглашением, в практике их урегулирования возник вид переговоров с участием посредника — медиация.

Медиация, являясь одним из способов альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, не заинтересованной в данном конфликте стороны [1], является эффективной процедурой по урегулированию конфликтов и споров и обладает рядом преимуществ. Несмотря на это медиация не используется при разрешении конфликтных ситуаций в социальной работе как полноценная технология.

Все технологии социальной работы характеризуют определенные параметры и принципы, которые обращены на достижение поставленной цели. Медиация, как и технологии социальной работы, основывается на алгоритмизации. Это доказывается наличием таких основополагающих принципов как добровольность, нейтральность, конфиденциальность и равноправие сторон, а также строгих этапов проведения медиации. Так в ходе первого этапа поступает конкретное предложение об обращении к процедуре. На втором этапе происходит подписание сторонами соглашения о проведении медиации. Третий этап является непосредственным проведением медиации. На четвертом этапе осуществляется подписание медиативного соглашения. С подписанием соглашения процесс медиации и деятельность посредника считаются завершенными. Наличие конкретных алгоритмов в медиации говорит о том, что этот процесс структурирован и воспроизводим.

Единой универсальной классификации технологий социальной работы не разработано. На мой взгляд, медиацию целесообразнее рассматривать в рамках подхода В. И. Курбатова [2], который выделяет на ряду с частными и социономическими, функциональные технологии, применяемыми в работе с несколькими категориями лиц. Медиацию можно отнести к функциональным технологиям социальной работы, поскольку она имеет универсальный характер и может быть использоваться в работе с семьями, детьми, лицами группы риска. Например, школьная медиация, являющаяся новым подходом к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций, ориентирована на работу со всеми участниками воспитательного процесса и может использоваться во всех институтах, которые принимают участие в развитии личности ребенка — от семьи и дошкольных учреждений до старшей школы.

Важным компонентом структуры технологии социальной работы является наличие нормативно-правового обеспечения, выраженного стандартами, положениями, законодательными актами, регламентирующими деятельность специалистов и структур. Так основополагающим документом, регламентирующим принципы, условия, порядок и временные рамки процедуры медиации, а также ее юридические последствия, является Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». [3] Данный нормативно-правовой акт гарантирует наличие четкой структуры проведения медиативного процесса, а также принципов медиации, что исключает вольную трактовку определений данной процедуры в работе.

На основе структуры технологии социальной работы, которая выражена в блоках, прослеживается сходство процесса медиации действующим технологиям социальной работы. [4] Так диагностический блок может быть включать в себя сбор и изучение информации о социальных процессах, а также наличие желания клиента провести медиативный процесс. Целевой блок имеет выражение во взаимодействии медиатора с клиентом для решения проблемы, а также в процессе формулировки и ранжирования задач дальнейшей деятельности. Без данного блока было бы невозможным достижение поставленной цели и решению, удовлетворяющему конфликтующие стороны. Блок управления технологическим процессом в медиации представлен разработкой плана, алгоритмов действий, предоставлением информации об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Наличие функционального блока подтверждается осуществлением медиатора конкретных действий по решению проблем клиента, в соответствии с планом, который выстраивается на основе дискуссии по выработке предложений по урегулированию конфликта. Блок обратной связи представлен на этапе выхода из медиации, когда медиатор анализирует соглашение на соответствие интересам сторон. Обеспечивающий блок представлен диагностическими методиками, нормативно-правовой базой, составляющими основу для проведения медиации.

Таким образом, содержание этапов, принципов и характерных особенностей медиации соответствуют структуре технологий социальной работы. Это означает, что медиацию как технологию социальной работы, можно представить, как стандартизированную систему методов, способов, техник, основанных на использовании медиативных этапов и принципов, в ходе которых происходит взаимный конструктивный поиск компромиссных решений, налаживание взаимопонимания и договорённости сторон, а также восстановление разрушенных и разрушающихся связей клиента с миром при содействии социального работника.

Литература:

  1. Шамликашвили Ц. А. Медиация как метод внесудебного разрешения споров. М., 2006. С. 8; Грефин фон Шлиффен К., Вегманн Б., Фар П. Медиация в нотариальной практике (Альтернативные способы разрешения конфликтов). М., 2005. С. 7–9
  2. Социальная работа: учеб. пособие / В. И. Курбатов, В. Д. Альперович, П. Я. Циткилов, Л. А. Кайгородова; под ред. В. И. Курбатова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — С. 136–192
  3. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»: Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12177508/. — Загл. с экрана.
  4. Приступа Е. Н. Теория социальной работы: Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2015. С. 179–181.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, медиация, наличие, поставленная цель, принцип, проведение медиации, участие посредника.


Ключевые слова

медиация, социальная работа, технология социальной работы, технология разрешения конфликтов и споров в социальной работе
Задать вопрос