Применение здоровьесберегающих технологий в учебных заведениях пансионного типа в период пандемии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.

Дата публикации: 10.02.2021

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Дейков, А. П. Применение здоровьесберегающих технологий в учебных заведениях пансионного типа в период пандемии / А. П. Дейков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78513/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье автором названы основные здоровьесберегающие технологии, применяемые в филиале Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище) в период пандемии Коронавируса. Автор под здоровьесберегающими образовательными технологиями подразумевает технологии, внедрение которых в образовательный процесс идет на пользу здоровью нахимовцев.

Ключевые слова: здоровьесберегающие образовательные технологии, нахимовцы, пандемия, здоровье.

Современный период становления русского образования охарактеризован обилием инновационных перемен. В документации стратегического планирования, как правило, отображена идея формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) воспитанников, базирующаяся на продвижении осознанного отношения нахимовцев к собственному самочувствию и самочувствию близких. Одной из самых важных эта идея является для образовательных учреждений пансионного типа, где формируются культура здоровья, необходимость вести здоровый образ жизни, быть физически активным, в том числе и в условиях изолированности. Культура здоровья — это не только практическое воплощение необходимости вести здоровый образ жизни и беспокоиться о своем здоровье, но и грамотность в вопросах самочувствия, достигаемая в результате обучения [1, с. 86]. На сегодняшний день довольно сильно повысилось внимание к здоровому образу жизни обучающихся, их поведению и восприятию самого мнения «здоровый образ жизни».

Здоровьесберегающими технологиями называют систему мер по охране и укреплению здоровья воспитанников, учитывающих значимые свойства образовательной среды и обстоятельства жизни нахимовца, воздействующие на его здоровье. Система мер, которая содержит связь и взаимодействие всех компонентов образовательной среды, нацелена на сохранение здоровья нахимовца на всех этапах его обучения и развития. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в более полном значении принимаются технологии, внедрение которых в образовательный процесс идет на пользу здоровью нахимовцев [2, с. 214]. В случае если же здоровьесберегающие образовательные технологии связать с решением более конкретной здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим станут относиться педагогические методы, приемы, технологии, которые не наносят прямого или частичного вреда здоровью воспитанников и воспитателей, обеспечивают им безопасные условия проживания, обучения и работы в образовательном учреждении.

Целью здоровьесберегающей образовательной технологии является создание педагогических условий, способствующих сохранению и укреплению духовно-нравственного, психического, общественного, физиологического самочувствия нахимовцев, отражающихся на их успешности в учебе и культуре поведения [3, с. 126]. Соответственно, все применяемые воспитателем технологии, педагогические приемы могут быть оценены по аспекту воздействия их на здоровье обучающихся. Сегодня все системы образования мира принимают меры по организации образования в критериях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19).

2020-й год доставил населению земли много хлопот, связанных с пандемией коронавируса. Уже почти год мы живем в новых жизненных условиях. Немаловажной задачей для воспитателей во время пандемии стала защита и сохранность здоровья своих воспитанников. Для достижения поставленной цели в образовательном процессе училища выполняются следующие предписания: соблюдаются гигиенические требования и санитарные нормы, ежедневно осуществляется санитарная обработка, кварцевание и проветривание комнат; ежедневно 2 раза в день осуществляется замер температуры нахимовцев; организован наиболее благоприятный уровень двигательной активности воспитанников на учебных занятиях физической подготовкой, самостоятельные формы физических упражнений и спортивно-массовая работа; формируется у нахимовцев система знаний о здоровьесберегающих технологиях и мерах профилактики различных заболеваний; формируется ценностное отношение к своему здоровью, успешности в образовательном процессе; развиваются основные информационно-педагогические умения, связанные с получением, переработкой и освоением информации, полученной из различных источников; развиваются у нахимовцев рефлексивные умения; формируются умения по проектированию и реализации профессионального самообразования; создана служба психологической поддержки воспитанников, с нахимовцами постоянно работают психологи; формируется здоровьесберегающая компетенция нахимовцев, позволяющая им самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни [6, с. 57].

Решение перечисленных выше задач приводит к замене акцента направленности процесса физического воспитания от образовательно-тренирующего к оздоровительному и осуществляется при помощи использования здоровьесберегающих образовательных технологий. В настоящее время в училище используются такие группы здоровьесберегающих образовательных технологий, внедрение которых помогает спроектировать воспитательный процесс в аспекте сохранения и укрепления психологического, физического, общественного и духовно-нравственного самочувствия воспитанников:

  1. Медико-гигиенические технологии. Эта категория технологий подразумевает регулярные медицинские осмотры. Данная категория технологий разрешает проводить раннюю диагностику болезней и принимать меры для их профилактики.
  2. Физкультурно-оздоровительные технологии. Эта группа технологий ориентирована на сохранение и укрепление физического здоровья нахимовцев. К этим технологиям возможно отнести учебные занятия по физической подготовке, самостоятельную физическую активность, посещение тренировок, секций, участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях училища и др. Необходимым для современных нахимовцев считается пропаганда здорового образа жизни, привитие привычек правильного питания, изучение основ закаливания, укрепление иммунитета организма.
  3. Экологические здоровьесберегающие технологии. Ориентированы на создание экологически оптимальных критериев жизни и работы воспитанников, гармоничных с природой.
  4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Эти технологии поддерживаются сотрудниками училища (охрана по технике безопасности).
  5. Здоровьесберегающие образовательные технологии [4, с. 90]. Предоставленная группа технологий распределяется на подгруппы:

А. организационно-педагогические: организация учебного процесса с учетом предотвращения состояния утомления и переутомления, гиподинамии и др.;

Б. психолого-педагогические технологии, имеется ввиду именно работа на упражнениях. А еще психолого-педагогическое аккомпанемент всех составляющих образовательного процесса и дистанционного консультирования.

В. Учебно-воспитательные технологии. Проведение организационно-воспитательных событий, способствующих разумному отношению к собственному самочувствию и самочувствию своих близких.

Г. Эмоционально-волевые технологии. Это волевые составляющие и мотивация, побуждающие вести здоровый образ жизни.

В первую очередь в данных технологиях речь идет о переходе от системы, которая нацелена на формирование конкретных физических качеств, двигательных умений и способностей, к системе, дающей нахимовцу более полные познания о собственном здоровье, формирующей у него необходимость вести здоровый и деятельный образ жизни. Необходимым считается включение нахимовцев в освоение способов оздоровления организма, потому что включение в любую деятельность вызывает собственную активность личности, содействующую обогащению навыка, развитию самореализации и самоактуализации [5, с. 32].

Здоровый образ жизни пока не на первом месте в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но в случае если мы не обучим воспитанников с самого раннего возраста дорожить, беречь и укреплять свое здоровье, в случае если мы станем собственным примером показывать здоровый образ жизни, то только в данном случае возможно надеяться, что грядущие поколения станут более здоровы и развиты не только личностно, умственно, духовно, но и на физически [1, с. 83]. Если раньше говорили: «В здоровом теле — здоровый дух», то не сделает ошибки тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Таким образом, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс позволяет нахимовцам более успешно адаптироваться в образовательном, общественном и социальном пространстве, раскрыть собственные творческие возможности, а воспитателю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Литература:

  1. Абаскалова Н. П. Здоровью надо учить: методическое пособие для учителей. / Н. П. Абаскалова. // Новосибирск: ООО изд. Компания «Лада» Наука, 2015. — 295 с., С. 83–86.
  2. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-ВУЗ»: монография. / Н. П. Абаскалова. // Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011. — 316 с., С. 214–215.
  3. Артемьева Л. О. Здоровьесберегающие технологии комплексного сопровождения детей. // Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы. / Под ред. Л. О. Артемьевой. — Пенза: АНОО Приволжский Дом знаний, 2009. — 250 с., С. 126–129.
  4. Бабанский Ю. К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. // Ю. К. Бабанский. //М., 2016. — 480 с., С. 90–94.
  5. Новосёлова Г. А., Фоменко Е. Г., Колькина Е. А. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современном вузе. / Г. А. Новосёлова, Е. Г. Фоменко, Е. А. Колькина. // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 5. — 54 с., С. 32–33.
  6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. // Н. К. Смирнов. // М.: АПК и ПРО, 2012. — 62 с., С. 56–57.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, образовательный процесс, здоровье нахимовцев, категория технологий, культура здоровья, необходимость вести, образовательная среда, система мер, собственное самочувствие, учебный процесс.


Похожие статьи

Здоровьеформирующее образовательное пространства...

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня. Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков...

Здоровьесберегающие технологии в современном...

 Проблема здоровья и здорового образа жизни в современном обществе стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и

Воспитание и подготовка к здоровому образу жизни школьника на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным...

Педагогические подходы к обеспечению безопасности здоровья

обеспечение учебного процесса учебно-методическими материалами по вопросам культуры здоровья и безопасности; моделирование искомого образа качества результатов здоровьеформирующего образования (критерии и показатели качества обучения).

Здоровьесберегающие технологии в образовании

Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого -мотивация на ведение здорового образа жизни [4]. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

Актуальные вопросы формирования культуры здоровья...

здоровый образ жизни, культура здоровья, Педагогическое образование, укрепление здоровья, культура безопасности, здоровье, направление подготовки, социальная среда, социальная сфера, формирование культуры...

К вопросу о структуре культуры здорового образа жизни...

Белозерцев Е. П. Культурно-образовательная среда провинции и здоровый образ жизни

Культура здоровья — сознательная система действий и отношений, в значительной мере

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление...

Здоровьеформирующий потенциал естественнонаучного...

1. необходимостью формирования у школьников здорового образа жизни в связи с объективно существующей потребностью государства в

Культура ведения здорового образа жизни не дается человеку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и...

Технологии пропаганды здорового образа жизни и безопасного...

Традиционно ведущим моментом формирования здоровья студентов служат занятия

Здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт для современной

Активный образ жизни — залог здоровья и жизненного успеха. Каждому вузу и колледжу следует...

Хронология развития культуры здоровья в образовательных...

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.

Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого

Культура здоровья — сознательная система действий и отношений, в значительной мере.

Похожие статьи

Здоровьеформирующее образовательное пространства...

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня. Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков...

Здоровьесберегающие технологии в современном...

 Проблема здоровья и здорового образа жизни в современном обществе стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и

Воспитание и подготовка к здоровому образу жизни школьника на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным...

Педагогические подходы к обеспечению безопасности здоровья

обеспечение учебного процесса учебно-методическими материалами по вопросам культуры здоровья и безопасности; моделирование искомого образа качества результатов здоровьеформирующего образования (критерии и показатели качества обучения).

Здоровьесберегающие технологии в образовании

Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого -мотивация на ведение здорового образа жизни [4]. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

Актуальные вопросы формирования культуры здоровья...

здоровый образ жизни, культура здоровья, Педагогическое образование, укрепление здоровья, культура безопасности, здоровье, направление подготовки, социальная среда, социальная сфера, формирование культуры...

К вопросу о структуре культуры здорового образа жизни...

Белозерцев Е. П. Культурно-образовательная среда провинции и здоровый образ жизни

Культура здоровья — сознательная система действий и отношений, в значительной мере

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление...

Здоровьеформирующий потенциал естественнонаучного...

1. необходимостью формирования у школьников здорового образа жизни в связи с объективно существующей потребностью государства в

Культура ведения здорового образа жизни не дается человеку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и...

Технологии пропаганды здорового образа жизни и безопасного...

Традиционно ведущим моментом формирования здоровья студентов служат занятия

Здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт для современной

Активный образ жизни — залог здоровья и жизненного успеха. Каждому вузу и колледжу следует...

Хронология развития культуры здоровья в образовательных...

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.

Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого

Культура здоровья — сознательная система действий и отношений, в значительной мере.

Задать вопрос