Создание условий для психологического комфорта детей в воспитательном процессе образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.

Дата публикации: 08.02.2021

Статья просмотрена: 348 раз

Библиографическое описание:

Токарева, Л. И. Создание условий для психологического комфорта детей в воспитательном процессе образовательного учреждения / Л. И. Токарева, Т. Г. Шайдорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78499/ (дата обращения: 19.04.2024).



С поступлением детей в образовательное учреждение в их жизни происходит множество изменений. Обрушиваясь на ребенка одновременно, они создают для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может создать дисгармонию в развитии ребенка и дискомфорт его состояния.

Проблема адаптации детей и создание условий для психологического комфорта в процессе воспитательного воздействия является особо актуальной. Сложность приспособления ребенка к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка, определяет необходимость учета всех факторов, способствующих оптимальной, эмоционально и психологически благополучной адаптации ребенка к образовательному учреждению [2, с. 6]. Важно создать благоприятную атмосферу, положительную установку и впечатление об образовательном учреждении. Целенаправленная организация жизни детей, адекватное, безболезненное приспособление ребенка к новым условиям — вот самый важный фактор в создании психологического комфорта в учебно- воспитательном процессе образовательного учреждения [2, с. 6].

Основным условием полноценного формирования личности ребенка и обеспечение ему психологического комфорта является личностно- ориентированная модель воспитания: направленность на ребенка, учет и знание возрастных и индивидуальных особенностей, гуманизация отношений, деятельность, направленная не только на признание ребенка как личность, но и создание условий для раскрытия индивидуальной самобытности ребенка.

Понятие психологический комфорт включает в себя ряд других понятий, таких как эмоциональное благополучие, успешная адаптация, положительный настрой, чувство уверенности [2, с. 6].

При создании психологического комфорта, важно так построить отношение с ребенком, создать условия, чтобы обеспечить проявление всего спектра перечисленных понятий.

Перечислим важные моменты, необходимые при правильной организации образовательного процесса:

  1. Создание благоприятной атмосферы в группе. Предполагает:

– тесный контакт с ребенком

– атмосфера тепла, доброты, внимания

– доброжелательное отношение в ходе всего процесса воспитания

– поощрение любой детской инициатив

– обстановка, насыщенная положительными эмоциями.

Пример:

1) Праздник Знакомства.

2) Письмо ребенку о том, что ему рады и о краткой обстановке в группе.

3) Экскурсия в Сказочную страну (группу) Игрушек.

Использование нетрадиционных способов и приемов.

– тряпичные куклы с рост ребенка;

– театр кукол бибабо (шапочки зверей, перчаточные куклы);

– мягкая мебель, подушечки;

– модуль- игра «Сухой бассейн».

  1. Формирование чувства уверенности в окружающем. Предполагает:

– помощь при трудностях;

– создание ситуаций «успеха»;

– знакомство с окружением.

Должно организовываться в форме развивающих игр:

– на сближение детей друг с другом и воспитателем (например, приветствие и прощание; в кругу хлопать друг друга по ладошке и др.);

– на освоение ребенком окружающей среды («найди игрушку», «кого нет» и др.).

  1. Для создания атмосферы психологического комфорта у детей необходимо тому, кто его создает, научится правильно обращаться с детьми и их родителями.

Вот несколько правил:

– говорите ласково, спокойнее;

– старайтесь использовать разный темп и тембр голоса в зависимости от ситуаций;

– чаще пойте с детьми, читайте прибаутки, забавы;

– следите, чтобы дети отвечали вам;

– создайте положительные традиции, жизни в группе;

– поощряйте самостоятельность, инициативу;

– следите, чтобы детям не было скучно;

– найдите с каждым ребенком индивидуальный личный контакт, стиль общения.

  1. Помимо общения необходимо заранее установить положительный контакт, как с родителями, так и с ребенком через заочное знакомство; получение сведений (о здоровье, традиции семьи, интересах и т. д.). Также важно, чтобы в учреждении была «сыгранная команда» педагогов. Соблюдение единого подхода, требований к ребенку, осуществление взаимосвязи.
  2. Главное в создании атмосферы психологического комфорта в образовательном процессе учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, ведущий вид деятельности и использовать в работе маленькие «хитрости» (игровые приемы, детские забавы, занимательные моменты) и организовать благоприятное пространство.
  3. Игровая деятельность, являясь ведущим видом деятельности дошкольников, не только способствует развитию, но и созданию психологического комфорта, восстановлению эмоционального равновесия за счет своей ритмической организованности. Песенки, поглаживания, которыми сопровождаются игры благоприятно воздействуют на нервную систему ребенка, позволяют снять стресс в процессе адаптации. Именно в играх рождается взаимное доверие, тепло [1, с. 6].

При организации благоприятного пространства необходимо правильно создать интерьер, в котором будет проходить образовательный процесс. Важно, чтобы дети чувствовали себя уютно, защищено, спокойно и расслабленно. Как уже говорилось выше, необходимо наличие мягкой мебели, ковра, мягких игрушек.

Надо стремиться создать гармоничное цветное сочетание в группе. Интерьер должен быть не эффектным, а удобным для всех. Основная задача при создании психологического комфорта детей — это наладить доверительные отношения с объектом воспитательного процесса — ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к образовательному учреждению.

Литература:

  1. Калинина Р. Адаптация дошкольников к условиям детского сада. / Р. Калинина. // «Тренинг развития личности дошкольника: занятие, игры, упражнения». — Санкт -Петербург
  2. Новоселова С. Родителям о детских играх и игрушках. / С. Новоселова. — Москва
Основные термины (генерируются автоматически): психологический комфорт, образовательное учреждение, ребенок, образовательный процесс, благоприятная атмосфера, благоприятное пространство, воспитательный процесс, мягкая мебель, создание атмосферы, создание условий.


Похожие статьи

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

Также важную роль в создании психологически безопасной образовательной среды играет

Психологическая безопасность в образовательной среде позволяет создать эти условия для

‒ организуют образовательный процесс, создавая условия для приобретения новых...

Принципы создания психологически комфортной среды во...

Библиографическое описание: Галимова, Ж. С. Принципы создания психологически комфортной среды во время организации

 В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной...

Особенности организации комфортной образовательной среды...

Следовательно, удовлетворение потребностей в психологическом комфорте, создание благоприятной психологической среды является одним из важнейших условий формирование познавательной мотивации и личности в целом.

Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического...

Обеспечение психологического комфорта детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)

Родители также способны создать благоприятную атмосферу вокруг ребенка

детский сад, школа, ребенок, учебная деятельность, подготовка детей, подготовка...

Создание доброжелательного образовательного пространства...

Полянская, Е. В. Создание доброжелательного образовательного пространства в ДОУ / Е. В. Полянская, Л. Д. Тарасова.

Детский сад ставит современные задачи по созданию доброжелательного образовательного пространства, такие как расширение содержания...

Создание эмоционально комфортной развивающей среды в ДОУ...

В статье исследуется проблема создания эмоционально комфортной развивающей среды в

В целом под развивающей образовательной средой ДОУ ФГОС ДО понимает «систему

создавать в детском коллективе ДОУ атмосферы терпимости друг к другу, развивать у детей...

Опыт создания развивающей образовательной среды...

создание семейной среды посредством создания в учреждении

Создание благоприятного психологического климата в семейно-воспитательной группе и комфорт во

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе...

Обеспечение психологической безопасности образовательного...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие

Психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека

Исходя из этого, источником психологического комфорта выступает организация...

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной...

1. Создание благоприятной эмоционально позитивной атмосферы в группе.

Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего

Создание условий для успешной адаптации ребенка к дошкольной...

Похожие статьи

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

Также важную роль в создании психологически безопасной образовательной среды играет

Психологическая безопасность в образовательной среде позволяет создать эти условия для

‒ организуют образовательный процесс, создавая условия для приобретения новых...

Принципы создания психологически комфортной среды во...

Библиографическое описание: Галимова, Ж. С. Принципы создания психологически комфортной среды во время организации

 В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной...

Особенности организации комфортной образовательной среды...

Следовательно, удовлетворение потребностей в психологическом комфорте, создание благоприятной психологической среды является одним из важнейших условий формирование познавательной мотивации и личности в целом.

Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического...

Обеспечение психологического комфорта детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)

Родители также способны создать благоприятную атмосферу вокруг ребенка

детский сад, школа, ребенок, учебная деятельность, подготовка детей, подготовка...

Создание доброжелательного образовательного пространства...

Полянская, Е. В. Создание доброжелательного образовательного пространства в ДОУ / Е. В. Полянская, Л. Д. Тарасова.

Детский сад ставит современные задачи по созданию доброжелательного образовательного пространства, такие как расширение содержания...

Создание эмоционально комфортной развивающей среды в ДОУ...

В статье исследуется проблема создания эмоционально комфортной развивающей среды в

В целом под развивающей образовательной средой ДОУ ФГОС ДО понимает «систему

создавать в детском коллективе ДОУ атмосферы терпимости друг к другу, развивать у детей...

Опыт создания развивающей образовательной среды...

создание семейной среды посредством создания в учреждении

Создание благоприятного психологического климата в семейно-воспитательной группе и комфорт во

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе...

Обеспечение психологической безопасности образовательного...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие

Психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека

Исходя из этого, источником психологического комфорта выступает организация...

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной...

1. Создание благоприятной эмоционально позитивной атмосферы в группе.

Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего

Создание условий для успешной адаптации ребенка к дошкольной...

Задать вопрос