Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Анисимова, Л. А. Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ / Л. А. Анисимова, Ю. Н. Каширская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77539/ (дата обращения: 20.04.2024).



По данным Министерства образования РФ, за последнее десятилетие количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза. Согласно ФГОС дошкольного образования, одним из направлений образования детей, в том числе и с особенностями в развитии, является социально-коммуникативное, которое предусматривает развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, саморегуляции, чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Так как у детей с ЗПР на первый план выступают незрелость эмоционально — волевой сферы, эффективное решение данной задачи мы видим в сочетании трех социально-психологических направлений взаимодействия с детьми: когнитивном, эмоциональном, практическом.

Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими в анамнезе задержку психического развития, необходимо комбинировать различные методы, техники и приемы, как традиционные, так и нетрадиционные, в том числе использовать арт-терапевтические игры (в том числе сказкотерапевтические) как в наибольшей степени соответствующие потребностям и интересам самих детей.Для решения данной проблемы, была разработана программа «Волшебный сундучок». Практическая апробация указанной программы проведена с «15» сентября 2015г. по «15» мая 2018 г. в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 104 «Звоночек» г. Волжского Волгоградской области».

Основной целью программы является развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами арттерапевтических приемов.

Задачи, необходимые для достижения цели:

1. Обучение детей пониманию собственного эмоционального состояния, выражению своих чувств и распознаванию чувств других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

2. Развитие эмпатии, способности сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

3. Формирование произвольной регуляции эмоционального состояния детей.

Реализация программы проходила в несколько этапов:

1 — постановка цели и определение задач, способствующих её достижению; определение форм и направлений коррекционной работы;

2 — отбор диагностико — оценочных методик, позволяющих отследить эффективность работы, проделанной в рамках программы ;

3 — выбор наиболее эффективных методов и приемов, позволяющих добиться положительных результатов в сроки, ограниченные рамками программы .

4 — подведение итогов коррекционно-развивающей работы.

Основная форма работы занятие.

Направления педагогической работы:

— Эмоциональное, включающее обогащение различными эмоциональными состояниями и моральными чувствами;

— Когнитивное, включающее развитие психических процессов, связанных с познанием;

Практическое (поведенческое), включающее обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния.

Используемые методы арттерапии:

Изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, терапия песком , психогимнастика, игротерапия .

1. На подготовительном этапе шла разработка методической оснащенности программы: диагностический инструментарий, методы и приемы предстоящей работы, перспективный план работы.

2. На диагностическом этапе исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Методики диагностики эмоциональной сферы

Автор методики и ее название

Исследуемая функция

Н. Я. Семаго «Эмоциональные лица»

понимание детьми эмоциональных состояний людей

А. М. Щетинина, М. А. Никифорова «Карта наблюдения»

эмпатия и коммуникативные способности

Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен «Выбери нужное лицо»

тревожность детей

Г. А.Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Изучение социальных эмоций»

эмпатия и понимание детьми эмоциональных состояний людей (проводится индивидуально, в 2 сериях)

По результатам обследования был составлен план коррекционно-развивающей работы, в котором учли и возраст, и возможности, и зону ближайшего развития каждого ребенка:

разработать коррекционно-развивающую программу для детей с низкими показателями развития эмоциональной и познавательной сфер;

провести консультации для воспитателей и родителей по организации индивидуальной работы с детьми.

3. Третий этап — коррекционно-развивающий

Для достижения поставленной цели — развитие эмоциональной и познавательной сфер детей старшего дошкольного возраста с ЗПР , был разработан цикл из 20 подгрупповых занятий педагога — психолога на основе программ «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С. Т., «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников» Белинской Е. В., «Сказки и игры с «особым» ребенком» Набойкиной Е. Л.

Занятие проводится 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятий составляет 20–25 минут. Максимальное число участников: 6–8 человек. На занятиях дети знакомились с новой сказкой, путешествовали на ковре самолете, сами строили теремок, превращались в сказочных героев, набирались волшебной силы.

Каждое занятие имеет следующую структуру:

I . Вводная часть : Приветствие, ритуал «входа» в сказку.

Цель: Создание настроя на совместную работу, сплочение группы, повышение настроения.

II . Основная часть: Рассказывание сказки, анализ сказки. Цель: Осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру; формирование учебной мотивации, развитие внимательного отношения к окружающим.

Драматизация сказки (с элементами дидактической игры).

Цель: Моделирование поведения главного героя с акцентом на этапе его становления и развития; транслирование модели помогающего поведения.

Психогимнастика, рисование.

Цель: Коррекция психомоторных нарушений; снятие психоэмоционального возбуждения; развитие творческих способностей; раскрытие ресурсного состояния; расширение кругозора детей; успокоение, расслабление.

Игра (подвижная; дидактическая), рисование (коллаж) под музыку

Цель: Развитие воображения, гармонизация эмоционального фона; развитие умения действовать в едином ритме; развитие общей координации; стимулирование эмоциональной активности.

III . Заключительная часть: Ритуал «выхода» из сказки, рефлексия .

Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде.

Примерная тематика занятий : «Чудо-остров», «Теремок», «В джунгли — к Маугли», «Сказочное путешествие».

На этом этапе реализации программы активное участие принимали родители и педагоги ДОУ. Работа проводилась в таких формах, как:

практические занятия («Родительская школа», «Развиваемся через игру»);

круглые столы («Сказочный мир ребенка);семинары-практикумы («Сказка за сказкой») и т. д. Все это дало нам уверенность в правильности выбора нашего «сказочного» направления работы, обеспечило эффективное развитие эмоционального мира и чувств у детей с задержкой психического развития.

4. Заключительным этапом реализации программы стало подведение итогов коррекционно-развивающей работы.

Было проведено контрольное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР , результаты которого подтверждают э ффективность применения арттерапевтических приемов в коррекционной работе, проводимой в рамках программы с детьми с ОВЗ.

График результативности работы

Критерии развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР 2016–2019 г.

Анализ и сравнение данных, полученных до и после проведения коррекционно-развивающей работы, позволило констатировать положительную динамику в развитии эмоциональной сферы детей.

В результате реализации программы дети:

— получили представления о самом себе и познакомились с эмоциями;

— научились понимать собственное эмоциональное состояние;

— научились различать, осознавать эмоций и чувства других людей, распознавать их через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

— стали более открытыми, научились взаимодействовать друг с другом и со взрослым;

— стали более уверенными в своих силах.

Кроме того, детский коллектив стал более сплоченным и дружным; повысился уровень развития основных психических компонентов речи; коммуникативных способностей; познавательной активности; мышления;произвольного поведения; мелкой моторики.

Литература:

  1. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2006.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии СПб.: Речь, 2011.
  3. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаевой О. В., Хухлаева В. Е. — 6-е изд. — М. Академический Проект, 2008.
  4. Ломакина Г. Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем. — М.: Центрполиграф, 2010.
  5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006.
  6. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно практическое руководство. — СПб.: Речь, 2004.
  7. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. — СПб.: Речь, 2006.
  8. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общей редакцией С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003.
  9. Чистякова М. И. Психогимнатика/под ред. М. И. Буянова — 2-е изд. — М.: Просвещение Владос, 1995.
  10. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3–7 лет/ Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова; под ред. Н. Ю. Куражевой.-СПб.: Речь, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коррекционно-развивающая работа, старший дошкольный возраст, психическое развитие, развитие, рамка программы, реализация программы, познавательная сфера, произвольная регуляция, собственное эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Особенности произвольной сферы детей седьмого года жизни

 Становление произвольной сферы выступает одной из базовых линий развития ребенка в дошкольный период. Л. C. Выготский отмечал развитие произвольности как одну из важнейших характеристик дошкольного возраста, связывал это с появлением высших психических...

Примерная коррекционно-развивающая программа для...

Данная программа разработана для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми

Низкий уровень развития восприятия у детей дошкольного возраста выражается в том

Коррекционно-развивающую работу с ребенком раннего возраста можно условно...

Тренинг как эффективный подход к улучшению качества работы...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на... В нашем детском саду развитию эмоциональной сферы ребёнка уделяется большое

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль...

Индивидуально-ориентированный план...

Цели программы: Формирование,коррекция и развитие коммуникативных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, произвольной регуляции деятельности, познавательного потенциала, самостоятельности и инициативы в игровой и других видах...

Психологические особенности развития познавательных...

 Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста...

Коррекционно-развивающие игры и упражнения применялись нами в процессе обучения детей на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, а также для закрепления полученных знаний детьми во II половине дня и дома. Работа по коррекции и развитию произвольного...

Коррекционно-логопедическая работа по развитию...

Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных процессов у детей

Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике

В коррекционно-педагогической работе по развитию познавательных процессов у детей...

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы...

Этапы развития эмоциональной сферы: ‒ помочь ребенку научиться анализировать свои и чужие эмоциональные состояния

В связи с этим проводится коррекционно-развивающая работа по эмоциональному развитию детей с использованием сказкотерапии.

Современные методы работы с детьми дошкольного возраста...

низкий уровень развития познавательных психических процессов (восприятия, внимания

В рамках задач речевого, интеллектуального развития дошкольников используются словесные дидактические игры.

ребенок, коррекционно-развивающая работа, Развитие, программа...

Похожие статьи

Особенности произвольной сферы детей седьмого года жизни

 Становление произвольной сферы выступает одной из базовых линий развития ребенка в дошкольный период. Л. C. Выготский отмечал развитие произвольности как одну из важнейших характеристик дошкольного возраста, связывал это с появлением высших психических...

Примерная коррекционно-развивающая программа для...

Данная программа разработана для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми

Низкий уровень развития восприятия у детей дошкольного возраста выражается в том

Коррекционно-развивающую работу с ребенком раннего возраста можно условно...

Тренинг как эффективный подход к улучшению качества работы...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на... В нашем детском саду развитию эмоциональной сферы ребёнка уделяется большое

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль...

Индивидуально-ориентированный план...

Цели программы: Формирование,коррекция и развитие коммуникативных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, произвольной регуляции деятельности, познавательного потенциала, самостоятельности и инициативы в игровой и других видах...

Психологические особенности развития познавательных...

 Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста...

Коррекционно-развивающие игры и упражнения применялись нами в процессе обучения детей на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, а также для закрепления полученных знаний детьми во II половине дня и дома. Работа по коррекции и развитию произвольного...

Коррекционно-логопедическая работа по развитию...

Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных процессов у детей

Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике

В коррекционно-педагогической работе по развитию познавательных процессов у детей...

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы...

Этапы развития эмоциональной сферы: ‒ помочь ребенку научиться анализировать свои и чужие эмоциональные состояния

В связи с этим проводится коррекционно-развивающая работа по эмоциональному развитию детей с использованием сказкотерапии.

Современные методы работы с детьми дошкольного возраста...

низкий уровень развития познавательных психических процессов (восприятия, внимания

В рамках задач речевого, интеллектуального развития дошкольников используются словесные дидактические игры.

ребенок, коррекционно-развивающая работа, Развитие, программа...

Задать вопрос