В статье раскрываются вопросы реализации гражданских прав сотрудников уголовно-исполнительной системы, ограничения гражданских прав сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: сотрудник уголовно-исполнительной системы, гражданские права, ограничения гражданских прав сотрудников уголовно-исполнительной системы.
The article reveals the issues of the implementation of the civil rights of employees of the penal system, restrictions on the civil rights of employees of the penal system.
Keywords: an employee of the penal system, civil rights, restrictions on the civil rights of employees of the penal system.
Основной закон Российской Федерации [1] в п. 2 ст. 55 устанавливает, что в России не могут приниматься законы, умаляющие права человека и гражданина или их свободы. Единственным законодательно разрешенным исключением являются случаи, когда принятие такого закона продиктовано необходимостью защиты прав и законных интересов лиц, включая их здоровье, обеспечения безопасности и обороноспособности государства, сохранения основ конституционного строя российского государства и соблюдения принципов нравственности.
Субъективное гражданское право представляет собой меру возможного поведения, обеспеченную законом [4, с. 91]. Реализация гражданского права — это совершение действий, которые составляют содержание данного субъективного права; реализовать гражданское право — это значит: воспользоваться возможностями, образующими содержание этого права.
Вместе с тем Гражданским кодексом Российской Федерации [2] (ГК РФ) в абз. 2 п. 2 ст. 1 установлено, что федеральным законом допускаются ограничения гражданских прав, однако только в той мере, в какой это требуется в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности страны, защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья. Данная норма основывается на положениях ст. 55 Конституции РФ и повторяет, практически, дословно ее содержание.
Так, бесспорным пределом осуществления государственными служащими гражданских прав является возможность нарушения конституционных и иных прав граждан. К числу таких прав относятся уставленные ст. 23 Конституции РФ право на защиту чести, достоинства и деловой репутации, семейную и личную тайну, на частную жизнь и ее неприкосновенность и другие.
Федеральный закон № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [3], является основополагающим для уголовно-исполнительной системы (УИС) и регламентирует вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе. В данном законе систематизированы нормы, касающиеся правового статуса сотрудников УИС, закреплены права и обязанности, требования к служебному поведению, а также установлены ограничения и запреты, которые связаны со службой в УИС.
Ограничения гражданских прав сотрудников уголовно-исполнительной системы условно можно разделить на четыре основных группы по различным критериям.
Ограничения гражданских прав первой группы по признаку осуществления отдельных видов деятельности:
– осуществление предпринимательской деятельности;
– выступать в качестве поверенного либо представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность по службе, если законом не предусмотрено иное;
– осуществление оплачиваемой деятельности в отсутствие письменного разрешения представителя нанимателя, осуществление оплачиваемой деятельности, которая финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, иностранных и международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если законом либо международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Вторую группу ограничений гражданских прав сотрудников УИС образуют ограничения имущественных прав сотрудников:
– установлен запрет на получение сотрудником УИС вознаграждения с использованием должностного положения либо с исполнением должностных обязанностей от юридических и физических лиц (денежное вознаграждение, подарки, ссуды, разного рода услуги, оплата отдыха, развлечений, транспортных расходов и т. п.), исключение составляют обычные подарки, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Не распространяется запрет на дарение сотрудникам УИС на случаи дарения в связи со служебными командировками, мероприятиями протокольного характера, а также другими официальными мероприятиями. Подарки, полученные сотрудниками УИС, и стоимость которых превышает три тысячи рублей, соответственно признаются федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ и подлежат передаче сотрудником УИС по акту в орган, в котором сотрудник замещает должность по службе. Сотрудник УИС, сдавший подарок, который им получен в связи со служебной командировкой, протокольным мероприятием либо другим официальным мероприятием, может выкупить его в порядке, который закреплен нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– установлена обязанность уведомления сотрудником УИС обо всех случаях получения подарка в связи с должностным положением либо исполнением им должностных (служебных) обязанностей уполномоченное (финансовое) подразделение соответствующего органа, в котором сотрудник проходит службу. Установлены сроки уведомления о получении подарка — со дня получения подарка не позднее трех рабочих дней. Требуется приложение к уведомлению документов (при их наличии), которыми подтверждается стоимость подарка (товарный чек, чек кассовый, иной документ, подтверждающий оплату (приобретение) подарка). В случае получения подарка во время служебной командировки, уведомление должно быть предоставлено не позднее трех рабочих дней со дня возвращения из служебной командировки лицом, которым получен подарок. Уведомление должно быть составлено в двух экземплярах, один экземпляр с отметкой о регистрации должен быть возвращен лицу, которым предоставлено уведомление. Подарок, стоимость которого превышает 3 тыс. рублей и документально подтверждается либо стоимость которого неизвестна, сдается ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения (уполномоченной организации), принимающего его на хранение по акту приема-передачи не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления в соответствующем журнале регистрации;
– установлен запрет на приобретение ценных бумаг, по которым может быть получен доход в случаях, установленных федеральным законодательством, ценные бумаги;
– в случае владения сотрудником УИС ценными бумагами, акциями (паями в уставных (складочных) капиталах организаций, долями участия), в целях предотвращения конфликта интересов сотруднику УИС вменена обязанность передачи принадлежащих ему ценных бумаг, акций (паи в уставных (складочных) капиталах организаций, доли участия) в доверительное управление, руководствуясь российским законодательством;
– установлен запрет на использование сотрудником УИС средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества в целях, которые с исполнением должностных обязанностей не связаны, а также запрет на передачу такого имущества другим лицам.
Третью группу образуют ограничения гражданских прав сотрудников УИС на участие в управлении юридическими лицами (корпоративных прав):
– установлен запрет на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, исключение составляют случаи, установленные федеральным законодателем;
– установлен запрет на вхождение сотрудника УИС в состав органов управления, наблюдательных и попечительских советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если международным договором РФ либо российским федеральным законом не предусмотрено иное;
– установлен запрет на создание сотрудником УИС структур политических партий, других общественных объединений (исключение составляют профессиональные союзы, ветеранские и иные органы общественной самодеятельности) и религиозных объединений в государственных органах, сотрудник УИС также не праве способствовать созданию обозначенных структур;
– установлен запрет на использование сотрудником УИС преимущества должностного положения в целях осуществления предвыборной агитации, в целях агитации по вопросам референдума;
– установлен запрет на использование сотрудником УИС должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, запрет на публичное выражение отношения к перечисленным выше объединениям и организациям в качестве сотрудника УИС, если данное в его должностные обязанности не входит;
– сотруднику УИС вменена обязанность соблюдения нейтральности, которой исключается возможность влияния на собственную профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, а также иных организаций;
– в случае замещения должностей УИС, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, установлен запрет на замещение должности в течение двух лет, а также на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в некоммерческих и коммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности сотрудника УИС, в отсутствие согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудника УИС и урегулированию конфликтов интересов, в порядке, который установлен федеральным законодателем.
Четвертая группа — ограничения личных неимущественных прав сотрудников УИС:
– установлены запреты на публичные высказывания, оценки и суждения, в том числе, в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего ведомства, в котором замещает должность сотрудник УИС, если данное в его должностные обязанности не входит;
– установлен запрет на разглашение либо использование в интересах организаций или физических лиц сведений конфиденциального характера или служебную информацию, которая стала известна сотруднику УИС в связи с исполнением должностных обязанностей.
Отметим установление таких изъятий из гражданско-правового положения сотрудников УИС необходимостью противодействия коррупционным рискам, потенциально возможным при исполнении служебных обязанностей, а также подчеркнем, что эти изъятия с ущемлением гражданских прав сотрудников УИС как физических лиц не связаны.
Кроме того, для сотрудников УИС федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты, служащие компенсацией за ограничения имущественных и личных неимущественных прав сотрудников УИС [5].
Необходимо отметить проблему злоупотребления гражданскими правами сотрудниками УИС, последствиям совершения которых могут быть выражаются в наступлении гражданской и (или) дисциплинарной ответственности. Под злоупотреблением правом предлагается понимать использование субъективного права с целью получения не основанных на законе преимуществ за счет умаления законных интересов других лиц. Так, злоупотребление гражданскими правами сотрудниками УИС выражается в получении материальных благ (при получении страховых выплат, сотрудники специально ставят себя в худшее положение для того, чтобы получить денежные средства на приобретение жилого помещения и пр.) [6].
Таким образом, в комплексе гражданских прав сотрудников УИС выделяются ограничения в осуществлении ими отдельных видов деятельности, ограничения корпоративных, имущественных и личных неимущественных прав сотрудников УИС.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
- Федеральный закон от 19.07.2018 N 197-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Собрание законодательства РФ, 23.07.2018, N 30, ст. 4532.
- Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б. М. Гонгало. Т. 1. М.: Статут, 2016. 511 с.
- Марченко Д. Э. Особенности прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в соответствии с федеральным законом № 197-ФЗ / Д. Э. Марченко, О. Д. Мкртчян // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 1 (37). С. 140–144.
- Шестакова Е. Г. Проблемы привлечения к ответственности за злоупотребление правом сотрудниками УИС России // Сборник научных трудов победителей и призеров конкурса на лучшую научную работу / отв. ред. д-р юрид. наук, доц. А. Г. Антонов. Новокузнецк, 2017. С. 55–60.