Действия государства по решению проблем ювенальной виктимологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 06.02.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Михайлова, Д. А. Действия государства по решению проблем ювенальной виктимологии / Д. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 232-233. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78454/ (дата обращения: 01.03.2021).



Актуальность данной работы заключается в увеличении совершения в отношении детей уголовно-наказуемых деяний разного характера, и в заинтересованности государства в улучшении положения несовершеннолетних, правильном формировании у них ценностей, в их полноценном физическом и моральном развитии.

Согласно данным МВД за 2017 год количество несовершеннолетних, ставших жертвами зарегистрированных преступлений, составило 105 519 человек, что на 18,5 % больше, чем в 2016 году. [1] Количество несовершеннолетних, проживающих на территории России в 2017 году, составило 32 238 000. [2] Пользуясь формулой уровня виктимности, можно посчитать коэффициент виктимности для лиц в возрасте от 0–18 лет на 1 000 детей: Кв=105519:32238000*1000=3,3. Для сравнения, данный коэффициент для лиц, в возрасте от 18 до 100 лет за тот же год составляет 10,4.

Из приведенных расчетов заметно, что показатель уровня виктимности несовершеннолетних достаточно высокий.

Согласно статье 17 Конституции РФ каждый человек обладает с рождениями естественными правами, в то числе это право на жизнь, право на личную неприкосновенность, на защиту чести и достоинства, неприкосновенность частной собственности. [3] В семейном законодательстве определены непосредственно права детей, к ним относятся: право на защиту своих прав и законных интересов родителями и другими уполномоченными органами; право от злоупотреблений со стороны законных представителей; право жить и воспитываться в семье. [4]

В России принят федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которому уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные по правам ребенка (при Президенте и в субъекте) и исполнительный орган власти субъекта обязаны обеспечить право детей на оздоровление, образование и занятость. Отдельной статьей предусмотрены меры, касательно содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. К таким мерам закон относится создание оздоровительных центров, баз для отдыха и развития, введение ограничений на посещение ребенком конкретных мест (например, баров) и запрет находится в общественных местах в ночное время. Применение этих положений на практике способствует защите ребенка от противоправного посягательства в свободном для посещения всеми людьми месте, при этом совершенно не способствует защите ребенка от опасных деяний дома. Как показывает статистика, около 70 % преступлений в отношении несовершеннолетних совершается знакомыми детей или их близкими родственниками, и только 4,5 % — в общественном месте. [5]

В статье 14.2 указанного выше федерального закона выделены меры, направленные на противодействие торговлей и эксплуатацией детей. Норм была введена в соответствии с международными актами, и в связи с необходимостью защитить детей от указанных видов преступления. При этом в акте отсутствуют статьи, которые бы защищали от преступных посягательств сексуального и насильственного характера, наносящие ребенку психическую и физическую травму. На мой взгляд, это недостаток российского законодательства: отсутствие в федеральном законодательстве мер, которые бы способствовали предотвращению совершения преступлений в отношении несовершеннолетних и занимались вопросами реабилитации жертв от любого преступного посягательства.

Важную роль в защите прав детей играет Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации. На примере Закона Тюменской области «О защите прав ребенка», рассмотрим правовое положение Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области. В частности, за ним закрепляется обязанность предупреждать нарушения прав и законных интересов детей, содействовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей. В этом же законе определены действия служб по вопросам семьи и детей. [6] Посмотрев, чем занимаются такие службы, было обнаружено, что они решают вопросы выплат социального пособия (например, материнский капитал), то есть профилактическую, консультационную, психологическую работу с родителями и ребенком такие центры не ведут.

То есть даже на региональном уровне за уполномоченными по правам ребенка, специальными службами, не закреплена фактическая помощь пострадавшим детям от противоправных деяний.

Рассмотрим зарубежный опыт. В Швейцарии с 1993 года действует закон о помощи жертвам преступления. Он распространяется на все возрастные группы, при этом в акте содержится отельный раздел, касательно зашиты несовершеннолетних лиц. Одной из целей введение закона было формирование на территории каждого кантона (аналог субъектов в РФ) консультационного центра, который оказывает бесплатно медицинскую, психологическую, социальную, материальную и правовую помощь немедленно, а в необходимых случаях представляет данную помощь на постоянной основе (например, могут оплатить услуги адвоката). Для обращения в такую организацию не обязательно, чтобы деяние было признано преступным, и насильник был признан виновным.

В консультационный центр могут обратиться люди, которые подверглись психическому, физическому насилию или им причинен материальный ущерб, не предусмотренный уголовным кодексом Швейцарии. В настоящее время тринадцать консультационных центров в девяти кантонах выделены специально для помощи взрослым и детям, которые стали жертвами нападений сексуального характера. [7]

В Тюменской области существует служба экстренной помощи «Ребенок и семья» на базе фонда поддержки детей, которая оказывает социальную и психологическую поддержку детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Данная служба активно помогает материально малоимущим семьям. Организация работает с помощью телефона доверия, где при звонке можно получить квалифицированную психологическую помощь. По факту получается, что даже при звонке в такую службу ребенок не получает длительной медицинской помощи, как бы предоставлен сам себе. К тому же такую службы создаются на добровольных началах, и они не могут самостоятельно получать информацию о тех несовершеннолетних, которые стали жертвами преступного посягательства.

На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в Российской Федерации не хватает норм, которые обязывали бы уполномоченные органы или соответствующих должностных лиц, создавать центры помощи детям, где им бы оказывалась психологическая, правовая, материальная, социальная помощь.

В настоящее время дети-жертвы преступлений нуждаются в дополнительной правовой защите, так как в силу своих физических и психических особенностей, не могут сами себе помочь, а родители зачастую либо скрывают, что ребенок подвергся противоправному деянию, или не знают об этом. После изучения статистических данных мы пришли к выводу, что с такими детьми должны заниматься профессиональные психологи, юристы и другие специалисты. Обеспечить оказание такой помощи на безвозмездной основе можно только путем внедрение специализированных центров, которые обязательно находится в каждом субъекте Российской Федерации.

Литература:

  1. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор / Ю. М. Антонян, Д. А. Бражников, М. В. Гончарова и др. // URL: https://mvd.ru/upload/site163/document_text/Kompleksnyy_analiz__original-maket_24_04.pdf (дата обращения 01.02.2021).
  2. Федеральная служба государственной статистики // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения 01.02.2021).
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 01.03.1996 N 223-ФЗ: по сост. на 06.02.2020 // Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, ст.16.
  4. Шмарион П. В. Криминологические особенности насильственных преступлений против жизни и здоровья, совершаемых в семье в отношении несовершеннолетних // Вестник ВИ МВД России. 2016. № 4 [С. 92–96].
  5. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 05.08.1998 N 124-ФЗ: по сост. на 31.07.2020 // Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, ст.3802
  6. О защите прав ребенка: закон Тюменской области от 07.05.1998 N 24: по сост. на 30.06.2020 // Вестник Тюменской областной Думы, N 5, 1998.
  7. Доклад Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин: Швейцария от 23 апреля 2008 года // URL: https://www.refworld.org.ru/category,COI,CEDAW,,CHE,48ea15192,0.html (дата обращения 01.02.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Российская Федерация, законный интерес детей, защита ребенка, консультационный центр, преступное посягательство, служба, Тюменская область, уполномоченный.


Задать вопрос