Организация общественных работ как эффективный способ борьбы с последствиями неурожаев в Российской империи конца XIX — начала XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 06.02.2021

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Пуглеев, П. П. Организация общественных работ как эффективный способ борьбы с последствиями неурожаев в Российской империи конца XIX — начала XX века / П. П. Пуглеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 273-276. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78447/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье рассматриваются организованные земствами и Попечительством о трудовой помощи общественные работы, служившие одним из способов борьбы с последствиями неурожаев в Российской империи конца XIX-начала XX века. Особое внимание в работе уделяется анализу подготовительных мероприятий и основных направлений общественных работ. Автор приходит к выводу о положительном влиянии общественных работ на решение продовольственной проблемы в деревне и развитие сельской инфраструктуры.

Ключевые слова: неурожаи, голод, общественные работы, трудовая помощь, земства, Попечительство о трудовой помощи.

Для Российской империи конца XIX-начала XX века достаточно типичным явлением становились засухи и другие природные катаклизмы, приводившие к неурожаям. Например, с июня по сентябрь 1890 г. в некоторых губерниях «не выпало ни капли дождя, в других местах выпавшие небольшие дожди немедленно сменялись тропической жарой» [2, С. 98]. Вследствие этого, только в Пензенской губернии более 50 тысяч человек нуждалось в продовольственной помощи [8, Л.2.]. В 1911 году от неурожаев пострадало около 60 губерний и областей Российской империи, а общий недобор хлеба составил более 700 миллионов пудов [5, С.10].

Прямым следствием неурожаев являлся массовый голод, который губительным образом сказывался на состоянии русской деревни. Достаточно яркую картину быта крестьян в столь тяжелое время обрисовал известный русский писатель В. Г. Короленко, посетивший в голодные годы многие села Нижегородской губернии. Например, разговорившись с ямщиком, автор узнает, что дома у того «кроме лебеды ничего нет!» [3, С. 118]. Ю. С. Нечаев-Мальцов, занимающийся в 1891–1892 гг. обследованием Казанской губернии, отмечал частые случаи истощения и крайней слабости крестьян вследствие недостаточного питания [8, Л.31, оборот]. Во многих селах Царевококшайского уезда крестьяне питались исключительно лебедой или вязовой корой, что отрицательно сказывалось на их здоровье [8, Л. 32].

Товарищ министра финансов А. С. Ермолов в 1891 году посещал Воронежскую, Саратовскую, Самарскую и другие губернии. После возвращения в Санкт-Петербург он представил министру финансов И. А. Вышнеградскому записку, в которой описал увиденные им ужасные картины последствий голода [2, С. 100]. Записка заканчивалась словами: «На Россию надвигается страшный призрак голода, — необходимо теперь же, пока не поздно, принять самые решительные меры для предупреждения грядущего бедствия» [2, C. 100].

Действительно, сотни тысяч людей, балансировавших на грани жизни и смерти, нуждались в поддержке со стороны правительства и общественных организаций. Оказанием помощи пострадавшему от неурожаев населению в конце XIX-начале XX века занимались земства, крестьянские учреждения, Попечительство о трудовой помощи, местные органы Главного управления землеустройства и земледелия, крестьянский поземельный банк и городские общественные управления [5, C. 15–16]. Поддержка населения пострадавших губерний выражалась в нескольких формах:

1) выдача ссуд;

2) бесплатная раздача хлеба;

3) продажа хлеба по удешевленной цене;

4) организация столовых и питательных пунктов преимущественно для женщин, детей и нетрудоспособных лиц;

5) трудовая помощь.

Необходимо отметить, что неурожайные годы сопровождались повышением уровня безработицы. О данной проблеме писал известный русский писатель Л. Н. Толстой в статье «О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожаев». По его словам, бедствие голодных лет заключалось «не только в недостатке хлеба, но и в совершенном недостатке заработков» [8, Л. 3, оборот]. Терпя крайнюю нужду в деревне, многие крестьяне, отправлялись на поиски работы в города. В январе-феврале 1892 года подобное явление наблюдалось в Пензе, когда в поисках заработков в город начали стекаться тысячи крестьян из разных населенных пунктов губернии [7, Л.5]. Однако в городе они также не могли найти себе занятия и оказывались в еще более бедственном положении.

В такой ситуации наиболее продуктивной формой оказания поддержки пострадавшим от неурожаев выступала трудовая помощь. Одним из ее проявлений являлись общественные работы, организацией которых занимались земства и Попечительство о трудовой помощи. Л. Н. Толстой характеризовал общественные работы как один из самых эффективных способов поддержки крестьянского хозяйства и предотвращения разорения крестьян [8, Л.4, оборот]. Действительно, общественные работы позволяли решить сразу несколько проблем. Во-первых, он давали возможность крестьянину прокормить себя собственным трудом. Во-вторых, общественные работы способствовали повышению уровня занятости населения.

Особое значение организация общественных работ приобретала в губерниях с исключительно земледельческим населением, для которого сельское хозяйство являлось единственным источником доходов. После одного-двух лет неурожаев население этих губерний оказывалось в таком бедственном положении, из которого не могло бы выйти без посторонней помощи [12, № 3, С. 185].

Одно из главных условий эффективности общественных работ заключалось в правильной постановке подготовительных мероприятий. Для того чтобы в случае неурожая в достаточно короткий срок организовать общественные работы, земства должны были заранее определить:

1) круг работ, которые можно организовать в той или иной местности;

2) количество рабочих, необходимых для выполнения работ;

3) затраты, которые потребуется на их реализацию [12, № 3, С. 186].

Исходя из этого, организация общественных работ начиналась в обследования уезда или конкретного населенного пункта. В некоторых местностях, например, в Пермской губернии, для реализации данной цели формировалась специальная комиссия, в которую входили уездные агрономы и техники. Обследование сопровождалось опросом местных жителей, осмотром земельных владений, проселочных дорогах, условий водоснабжения и т. д. [12, № 3, С. 188].

По результатам обследования составлялся общий план работдля каждой волости или каждого селения. В нем содержался конкретный перечень общественных работ, которые необходимо выполнить в первую очередь [12, № 3, С. 187]. На каждую отдельную работу предварительно составлялись технические сметы . Помимо этого, земские начальники формировали списки нуждающихся крестьян, которые содержали сведения об их семейном положении, достатке и занятиях [5, С. 23].

Характер общественных работ определялся природными условиями губернии. При этом земства и Попечительство о трудовой помощи старались организовывать работы таким образом, чтобы они не только давали заработок нуждающимся, но и способствовали развитию хозяйственной жизни неурожайных местностей[4, С. 16]. Кроме того, во внимание принималась несложность выполнения работ, что позволило бы привлечь к их выполнению как можно большее количество крестьян. Исходя из этого, земства и Попечительство о трудовой помощи предоставляли населению работы, направленные на ремонт дорог, укрепление берегов и оврагов, устройство водоемов и т. д. [12, № 3, С. 190].

Руководителями общественных работ на местах выступали особо уполномоченные и их помощники [4, С. 15]. Однако практическое осуществление мероприятий зачастую поручалось добровольцам из местной интеллигенции (помещикам, учителям, врачам, священникам и т. д.) [4, № 3, С. 16]. Прием работ осуществляли специально образованные комиссии.

На первый план выходили общественные работы, связанные с дорожным строительством.Объяснялось это несколькими причинами. Во-первых, состояние дорог в большинстве губерний Российской империи являлось крайне неудовлетворительным. Например, в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии в 1910 году было выявлено 447,5 верст дорожного полотна, требующего ремонта. Помимо этого, 184 деревни вообще не имели между собой дорожного сообщения [12, № 3, С. 193]. Во-вторых, состояние дорог играло важную роль в жизни крестьян, так как именно по ним сельские жители везли на продажу хлеб, продукты, ремесленные изделия и т. д. [12, № 3, С. 191].

Поэтому строительство и ремонт дорожного полотна, съездов с гор, мостов и дамб являлось одним из приоритетных направлений общественных работ. Например, в Мариинском уезде Томской губернии в 1901–1902 гг. проводилась прокладка дороги через тайгу, что оказало большое влияние на хозяйственную жизнь края [4, С. 19]. В Буинском уезде Симбирской губернии благодаря строительству гати и моста через овраг было установлено дорожное сообщение между деревнями Студенецкие Выселки и Старые Чинчели [9, № 9, С. 170]. За 1911–1912 гг. в одном только Спасском уезде Казанской губернии было построено 145 мостовых сооружений, а в Челябинском уезде Оренбургской губернии — 689 мостов. [5, С. 74].

Периодическое смывание почвы со склонов оврагов ежегодно уносило десятки саженей пахотной земли, что приносило значительные убытки сельскому хозяйству [12, № 3, С. 193]. Поэтому достаточно большое распространение получили общественные работы, связанные с укреплением оврагов. В Елецком и Ливенском уездах Орловской губернии с этой целью производилось облесение оврагов [12, № 3, С. 194]. В Спасском уезде Казанской губернии укрепление придорожных оврагов производилось под руководством инженера Попечительства о трудовой помощи Б. И. Шевченко [5, С. 75].

Некоторые земства организовывали работы по орошению крестьянских наделов. В Новоузенском уезде Самарской губернии практиковалось лиманное орошение пахотной земли. [12, № 3, С. 194]. В Акмолинской области Казанской губернии для искусственного орошения пахотной земли зимой 1912 года производилось накопление снега на полосах, предназначенных для посева хлеба. Для задержки снега на пашне устраивались плетеные щиты [13, № 1, С. 88].

Целый комплекс работ направлялся на предотвращение эрозии почвы. В Самарской, Саратовской и Екатеринославской губерниях в 1910–1912 гг. этой целью производилось облесение песчаных земель [12, № 3, С. 196]. Благодаря подобным мероприятиям жители многих деревень получили возможность разводить на песчаных почвах сады и огороды. В Жедяевской волости Казанской губернии в 1899 году в целях предотвращения ветровой эрозии велись работы по устройству плетневых заграждений [9, № 8, С. 141].

Большое значение имели общественные работы гидротехнического характера — устройство котлованов, прудов, колодцев, осушение болот, очистка источников питьевой воды [12, № 3, С. 198]. Первое место среди гидротехнических сооружений занимали пруды, которые устраивались на случай пожара, а также использовались для водопоя скота. Например, общая площадь прудов, устроенных в 1911–1912 гг. в одном Сердобском уезде Саратовской губернии, составила 120 десятин. [5, С. 71].

Огромное значение имели общественные работы, направленные на очищение источников питьевой воды, так как загрязненные родники и ключи являлись причиной распространения массовых инфекционных заболеваний. Осушение болот способствовало увеличению площади пастбищной земли. Например, в Костромской губернии зимой 1912 года было осушено торфяное болото площадью 80 десятин. [13, № 1, С. 92].

Строительство школ, приютов и других зданий общественного значения также являлось одним из направлений общественных работ. Например, в Елабужском уезде Вятской губернии в 1899 г. был построен двухэтажный приют для детей [9, № 8, С. 162]. В Малмыжском уезде Вятской губернии в 1899 году велась постройка здания дома трудолюбия. [9, № 8, С. 162]. Рабочий отряд, сформированный Попечительством о трудовой помощи, в 1906 году занимался строительством больницы в Цивильском уезде Казанской губернии. [10, № 2, С. 270].

Достаточно специфическими являлись общественные работы, направленные на уничтожение сусликов в местах их большого скопления[12, № 3, С. 197]. Необходимость проведения подобных работ определялась масштабом ущерба, который суслики наносили сельскому хозяйству. Например, в Александрово-Гайской волости Новоузенского уезда Самарской губернии они уничтожили около половины посевов хлеба, причинив ущерб на сумму более 300 тысяч рублей [12, № 3, С. 197].

В условиях суровой зимы особенно актуальными являлись общественные работы, организованные на дому. Подобные работы были направлены на производство ремесленных изделий или других предметов быта из материалов, предоставленных организаторами общественных работ. Например, в Сарапульском уезде Вятской губернии в 1899 году производилась выдача пряжи, из которой более 600 ткачих соткали 1132 холста. Более 80 человек занималось витьем веревок на дому [9, № 8, С. 163].

К более мелким по масштабам общественным работам относились:

1) рубка бревен на постройку зданий;

2) заготовка теса, свай и других материалов;

3) заготовка дров, хвороста, хвои и т. д.;

4) выделка кирпича;

5) заготовка извести;

6) выработка торфа и т. д. [12, № 3, С. 199].

Необходимо отметить, что масштабы общественных работ, организованных земствами и Попечительством о трудовой помощи, постоянно увеличивались. Если в 1906 году общественные работы организовывались в 9 губерниях, то в 1911–1912 гг. они охватывали 14 губерний и 4 области Российской империи [5, № 3, С. 12]. В соответствии с этим росли и расходы на организацию общественных работ. В 1891–1892 гг. общая стоимость общественных работ составила 15 миллионов рублей [2, С. 104]. В 1911–1912 гг. на организацию общественных работ было израсходовано 42 122 582 р. 79 к. [5, С. 14].

Широкий масштаб общественных работ позволял предоставить достойный заработок практически каждому нуждающемуся крестьянину. Например, в Хвалынском уезде Саратовской губернии в 1911–1912 гг. на общественных работах было занято 83 % от общего числа нуждающихся крестьян. Их общая продовольственная потребность составляла 310 805 р., а в результате выполнения общественных работ они получили 315 505 р., т. е. на 4 760 р. больше исчисленной суммы [5, С. 77]. Таким образом, общественные работы удовлетворяли продовольственные потребности преобладающего числа крестьян, пострадавших от неурожаев.

Показателем положительного влияния общественных работ на состояние русской деревни служили многочисленные благодарности крестьян их организаторам. Например, в 1908 году в комитет Попечительства о трудовой помощи регулярно поступали письма крестьян Вятской губернии с выражением благодарности комитету и главному уполномоченному Попечительства М. Н. Галкину-Враскому за оказанную по случаю неурожаев помощь. Особо отмечался целесообразный выбор работ, послуживших улучшению крестьянских угодий [10, № 8, С. 301].

Подводя итог, необходимо отметить, что общественные работы не являлись панацеей от всех бедствий, вызываемых неурожаями. Несмотря на это, организация общественных работ позволила спасти жизни сотням тысячам крестьян, страдающих от голода в столь тяжелые времена. Кроме того, общественные работы оказали большое влияние на развитие инфраструктуры русской деревни, способствовали улучшению быта крестьян. Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что общественные работы в Российской империи конца XIX-начала XX века выступали одним из самых эффективных способов борьбы с последствиями неурожаев.

Литература:

  1. Галкин-Враской М. Н. О трудовой помощи пострадавшим от неурожая (сообщение Главноуполномоченного по оказанию трудовой помощи в местностях, постигнутых неурожаем) // Трудовая помощь. — 1907. — № 1.– С. 25–42.
  2. Ермолов А. С. Наши неурожаи и продовольственный вопрос. Ч. 1. — Санкт-Петербург: Тип. В. Киршбаума (отдел), 1909. -599 с.
  3. Короленко В. Г. В голодный год: Наблюдения, размышления и заметки: (Из дневника). — Санкт-Петербург: ред. журн. «Рус. богатство», 1894. -376 с.
  4. Максимов Е. Д. Десятилетие попечительства о домах трудолюбия и работных домах: (1 сент. 1895–1 сент. 1905 г.). — Санкт-Петербург: Гос. тип., 1906. -76 с.
  5. Общественные работы 1911–1912 гг.: отчет управляющего делами Комитета Попечительства о трудовой помощи В. Д. Евреинова.- СПб.: Государственная типография, 1913. — 317 с.
  6. Отчет по продовольственной кампании 1911–1912 гг. Кн. 2. Общественные работы. — СПб.: Тип. Мин-ва внутр. дел, 1913. — 231 с.
  7. Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). Ф.892 Оп.3 Д.12.
  8. РГИА. Ф.954. Оп.1 Д.231.
  9. Трудовая помощь, 1907.
  10. Трудовая помощь, 1908.
  11. Трудовая помощь, 1910.
  12. Трудовая помощь, 1912.
  13. Трудовая помощь, 1913.
Основные термины (генерируются автоматически): работа, трудовая помощь, Казанская губерния, Вятская губерния, земство, пахотная земля, Попечительство, Российская империя, Российская империя конца XIX-начала, сельское хозяйство.


Ключевые слова

земства, голод, трудовая помощь, неурожаи, общественные работы, Попечительство о трудовой помощи
Задать вопрос