В своем произведении «Второй пол» Симона де Бовуар говорит: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся» [1]. Согласиться ли с этим, или все-таки женщина по своей природе призвана ею быть. На самом деле это очень сложный вопрос. Много разговоров по этому поводу сегодня. Древние говорили, что мужчина может размышлять о бесконечности, а женщина придавать ей смысл.
Современность — эпоха грандиозных социальных и политических трансформаций. Она знаменательна выходом на историческую арену феномена, чаще всего обозначаемого специалистами как «женская революция». На исходе XX столетия выдвигаются принципиально новые актуальные проблемы определения места женщины в современном мире, без решения которых невозможен дальнейший прогресс человечества.
Сегодня нужно говорить не только о равноправии женщин. Что же касается науки, то здесь должна быть полнее использована особенность женского интеллекта с его склонностью видеть целое. В современных условиях женщина должна рассматриваться в роли хранителя религиозных и национальных традиций.
«Женский вопрос» в равной степени интересует философов, историков, социологов, культурологов, — словом, представителей многих научных дисциплин. Современные гендерные исследования все больше открывают формальный характер провозглашенного во многих странах социального равенства полов. Нерешенными остаются серьезные проблемы социально-психологического, демографического, экономического и духовно-идеологического характера. Они в той или иной степени свидетельствуют о дискриминации женского пола. Отсюда закономерен общественный интерес к «женскому вопросу» или «гендерным проблемам».
В Казахстане, также, как и в бывших странах СССР, вместе с переменой общественной системы начали меняться и духовные идеалы. Одним из важнейших направлений демократизации названо повышение роли женщины в государстве. Но реалии общества настойчиво требуют аналитического осмысления ее духовной миссии и социального предназначения. Закономерно рождаются вопросы: где истоки такого явления, и была ли альтернатива советской модели? Какой же путь выбрать нам теперь? Ясно, что без обращения к традиции, к прошлому ответить на эти сложнейшие вопросы невозможно. Знание национальной истории, опыта предшественников избежать ошибок и определить верную стратегию. Между тем, проблема «женщина в казахской традиции» остается одной из мало исследуемых проблем в отечественной истории и культурологии. Отдельные ее аспекты в прошлом трактовались тенденциозно.
Что же положительного и отрицательного было в традиционном мировоззрении кочевников в отношении женщины? Еще в древности у саков, тюрков, кыпчаков, монголов женщина в известной степени пользовалась уважением. Речь идет о легендарной царице массагетов Томирис. Томирис была гибким стратегом, пользовалась большим авторитетом среди населения, о чем можно судить по тому, что после ее смерти сакское государство управлялось не одним, а тремя ханами [2]. Среди народа существует много легенд о героизме сакской царицы Томирис. В случае рождения дочери многие старались назвать ее Томирис.
Образ богини Умай занимал важное место в религиозном сознании древних тюрок. Представить себе образ божества Умай невозможно. Живя в небесной зоне, она испускает на землю лучи, которые проникают в человека и, как горячие искры, живут в нем до самой смерти. Эта искра поддерживает в человеке его жизненную энергию и физическую силу, но ни духом, ни кутом она не является [3]. Она — божественная сила, связывающая человека с небесной зоной и посылаемая Небом для его величия. Если искра гаснет, то и человек гаснет, умирает.
Огромную роль на становление современной женщины оказал ислам. Существует мнение, что данная религия является оковами для женщины, унижающий ее достоинство и разрушающий ее как личность, что женщина полностью подчинена мужчине, который господствует абсолютно во всем и превосходит ее. Бесспорной и непреложной аксиомой в исламе является то, что согласно исламскому праву женщина является живым человеческим существом, имеющим точно такую же душу, как и мужчина. Коран дает четкое доказательство тому, что женщина полностью равна с мужчиной перед Богом по своим правам и обязанностям. Роль женщины в исламе велика. Женщина — это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым.
Воспевание женщины в суфийской поэзии — особая тема. Можно только отметить, что любовь к женщине понималась мусульманскими мистиками как путь духовного возвышения и познания Бога. Мусульманский мир знал немало женщин, прослывших знатоками религии, наук, литературы, медицины. Энциклопедически образованными были жены, дочери и сестры Великих Моголов — мусульманских правителей Индии. Они сочиняли стихи, играли в шахматы, разбирались в музыке и архитектуре.
Новое поколение женщин выбирает между западной эмансипированной женщиной и восточной традиционной. В обществе достаточно распространен дискурс о благотворности для казахских женщин гармоничного сочетания западной активности с одухотворенностью Востока. Причём, определенность выбора между ними не связана с очевидной закономерностью ни с одним из общесоциологических признаков — национальностью, местом рождения, местом жительства, уровнем образования, социальным происхождением, родом занятий, брачным статусом, количеством детей, религиозной принадлежностью. Взаимообусловленность этих признаков и гендерной ролевой модели может наблюдаться в тенденции, не свидетельствующей о статистической закономерности. Важно понимать, что выбор между традиционной и эмансипированной женщиной происходит под воздействием семейного окружения, СМИ, примера матери и других явлений. Говорить о том, что на дух сегодняшней казашки полностью повлияла западная философия очень сложно. Во-первых, традиционная культура казахов сложилась на основе кочевой цивилизации, в последующем проникновением в нее ислама. Во-вторых, советская культура не могла не оставить своего влияния. И только потом можно говорить о европейском влиянии на современную казашку. Под воздействием всего этого и формируется сегодняшняя казахская женщина.
Существует несколько типов современной женщины. Традиционная женщина, как правило, происходит из семьи, где главенствовал отец, реже мать. Ее мать всю свою жизнь посвятила мужу и детям. Замуж выходит по любви, как правило, первой и взаимной. Её семейная жизнь складывается не без проблем, при этом ее отношение к разводу, внебрачным связям, добрачному сексу своих детей резко отрицательное. В противовес этому отношение к многоженству и краже невест — терпимое и оправдывающее. У традиционной женщины брак состоялся, она считает себя счастливой матерью и женой, желает иметь как можно больше детей, и сама принимает решение о количестве и времени появления детей. Личные доходы и особенно расходы такой женщины невелики. Залогом семейного счастья она считает мир и достаток в доме. Советская — умеренная женщина, понимает, что в семье она страдает от неравенства в распределении нагрузок. Этнические и религиозные традиции этой женщиной в повседневной жизни почти не актуализируются. По ее убеждению, национальная принадлежность не определяет статус женщины, здесь наиболее значимым признаком выступает воспитание детей в семье. Последний тип — эмансипированная женщина. Обычно это женщины, мировоззрение которых сложилось под воздействием европейского дискурса. Эта женщина рано понимает ценность психологической и эмоциональной близости с любимым человеком, ценит дружбу, интимность, доверие, верность, не всегда торопится замуж в интересах профессионального развития и самореализации. Она выступает резко против многоженства и кражи невест, спокойно относится к повторному браку или разводу, не одобряет, но и не отрицает возможности внебрачных и добрачных отношений мужчины и женщины. Однако свой брак предпочитает строить на основе любви и духовной близости с партнером. Ее личное счастье могут составить самореализация и понимание близких. Она уверенно смотрит в будущее, хотя и понимает, что оно не без проблем. Эмансипированная, свободная от предрассудков женщина высоко оценивает роль женщин как в семье, так и в обществе. Ее кредо: мужчина и женщина равноправны в семье и равно отвечают за семейное благополучие. В ином случае семья полностью держится на женщине, нежели в традиционной семье, где мужчина обязан содержать жену и детей [4].
Как бы там ни было, мы не можем говорить о конкретной принадлежности женщины к тому или иному виду. Ведь все эти типы взаимосвязаны между собой. Значит ли это, что любую женщину можно «поместить» в одну из этих групп, и она без труда узнает себя? В принципе, да. Однако наряду с магистральными линиями идейно-культурного воплощения женских субъектов возможны и иные типажи. Если кто-то из женщин современного Казахстана не относит себя ни к одному из этих типов (традиционная, умеренная и эмансипированная женщина), это может означать, что она выбирает нечто среднее или сочетание данных типов. Например, женщина западно-восточного типа. Традиционная женщина не обязательно пассивная, дискриминируемая или несчастная личность. Так же как эмансипированная женщина не всегда успешна, и часто не в состоянии адекватно реализовать свой внутренний потенциал. Советская практика эмансипации женщины Востока дала много издержек. Настало время переосмысления и создания новых идеалов. Новая женщина независимого Казахстана должна воплотить в себе евразийский идеал — в его высоком, духовном содержании.
Литература:
- Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2. Пер. с фр. А. Сабашниковой (т. 1), И. Малаховой, Е. Орловой (т. 2). М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997.
- Кормушин И. В. Тюркские енисейские эпитафии. Тексты и исследования. М., 1997.
- Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. М.-Л., 1951.
- Жеребкина И. А. Феминистская теория: основные философско-методологические проблемы // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под общей редакцией д-ра эконом. наук М. М. Малышевой. М.: Academia, 2002.