Модель проектного управления для решения региональных проблем обеспечения пожарной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 06.02.2021

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Тихановская, Л. Б. Модель проектного управления для решения региональных проблем обеспечения пожарной безопасности / Л. Б. Тихановская, А. И. Барышников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 374-378. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78428/ (дата обращения: 29.03.2024).



Статья посвящена особенностям проектного управления в области обеспечения пожарной безопасности. В работе показано, что проектное управление как инструмент госрегулирования активно используется в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ, но в настоящее время не существует универсального алгоритма, который бы применялся для внедрения проектного управления в различные хозяйственные структуры. В статье разработана модель внедрения проектного управления в систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ.

Ключевые слова: пожарная безопасность, проектное управление, тотальная модель управления, алгоритм внедрения проектного управления.

Система органов государственной власти на современном этапе развития требует более быстрого, точного и эффективного достижения поставленных целей. Для обеспечения существенного прогресса в работе органов государственной власти необходимо внедрение новых инструментов управления. Одним из таких инструментов является проектное управление. Методы проектного управления во всем мире показали свою эффективность и востребованность. Они позволяют не только контролировать конечный результат деятельности, но и прогнозировать ход процесса реализации мероприятий и их соответствие заданным целям.

В настоящее время система проектного управления в органах государственной власти находится на этапе становления. Оно является необходимым условием формирования эффективной системы управления в органах государственной власти. Значимость этой темы исследования определяется направлениями государственной политики в сфере проектного управления.

В России проектное управление развито гораздо меньше, чем за рубежом. Но все же можно привести достаточно большое количество проектов, которые были реализованы с использованием методологии управления проектами в нашей стране. В основном это такие компании как: РИА «Росбизнесконсалтинг» и Integrated Business Systems(IBS), НК «ЮКОС», ЛАНИТ и др.

Проектный подход — подход к управлению, предполагающий образование проектов как способ решения наиболее важных для предприятия задач. Понятие проектного подхода заключает в себе систему принципов, которые обеспечивают понимание данного подхода и определяют его особенности [2].

На рисунке 1 представлены принципы проектного подхода [1].

Принципы проектного подхода

Рис. 1. Принципы проектного подхода

Необходимость внедрения проектного управления объясняется такими его достоинствами, как возможность эффективного управления ресурсами- финансовыми, материальными и трудовыми; уникальность будущих решений и их дальнейшее воздействие (проект — это то. что делается впервые); ограниченность по времени (у проекта всегда указываются сроки исполнения, что позволяет стимулировать исполнителей к более продуктивным и эффективным действиям); целенаправленность (проект всегда направлен на решение конкретно поставленных задач).

Существуют различные модели и методы проектного управления в государственном секторе: сегментальная, тотальная и комплексная модели. Они представлены на рисунке 2 [3].

Модели проектного управления

Рис. 2. Модели проектного управления

Сегментальная модель используется в случае, если регион принял решение использовать методологию проектного управления лишь в одной из сфер своей деятельности (например, только в строительной области). Такой подход удобен при поэтапном внедрении или апробации данного метода управления в малых масштабах с целью оценки эффективности и последующего масштабирования [4].

Тотальная модель внедрения подходит для региона в случае, если данная методология внедряется с целью массового формирования проектной культуры в органах исполнительной власти региона не только для повышения результативности выполнения поставленных задач, а также с целью создания необходимых условий для формирования качественно нового типа сотрудников — сотрудников с проектным мышлением [3].

Комплексная модель вводится, когда необходимо выполнить какое-либо масштабное преобразование. При реализации данной модели так же создастся постоянные специализированные проектные группы, которые выполняют свою деятельность постоянно [4].

Сравнивая данные модели можно отметить, что основным отличием является масштабность проводимых нововведений. В соответствии с масштабом и применяются данные модели начиная от менее крупной- сегментальной модели, к более масштабным-тотальная и нововведения, затрагивающие полностью всю структуру организации-комплексная.

В настоящее время не существует универсального алгоритма, который бы применялся для внедрения проектного управления в различные хозяйственные структуры. Наиболее оптимальной, для внедрения в деятельность органов исполнительной власти, является тотальная модель организации проектного управления. Она предполагает наличие на стратегическом уровне решений о реализации проектов, которые прописываются в региональных стратегиях развития.

Внедрение проектного управления в деятельность органов государственной власти на основе тотальной модели представлено на рисунке 3 [5].

Внедрение проектного управления в деятельность органов государственной власти на основе тотальной модели

Рис. 3. Внедрение проектного управления в деятельность органов государственной власти на основе тотальной модели

Каждый из этапов работ по внедрению системы проектного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельность органов исполнительной власти может быть представлен как взаимосвязь исполнителей и реализуемых ими функций.

Рассмотрим особенности проектной модели с точки зрения входящей и исходящей информации из системы, а также факторов, которые оказывают на нее непосредственное влияние на примере разработанной нами модели, представленной на рисунке 4 [3].

Модель процесса внедрения проектного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельность органов исполнительной власти

Рис. 4. Модель процесса внедрения проектного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельность органов исполнительной власти

Проведем процесс декомпозиции сложных элементов на более простые для определения их взаимосвязей и особенностей функционирования в единой целостной системе, на примере комплекса мероприятий, представленных на рисунке 5 [4].

Декомпозиция процесса внедрения проектного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельность органов исполнительной власти

Рис. 5. Декомпозиция процесса внедрения проектного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельность органов исполнительной власти

Таким образом, внедрение элементов проектного управления в деятельность аварийно-спасательных служб позволит существенно повысить своевременность операций, снизит затраты, а также обеспечит обоснованность и прозрачность при осуществлении взаимодействия между различными ведомствами в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Литература:

  1. Авдеев, Л. А. Преимущества процессного подхода к управлению перед функциональным управлением / Л. А. Авдеев, С. А. Шишкин // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2015. — № 11. — С. 121–126.
  2. Бикулова, Е. Н. Производственный процесс и принципы его формирования/ Е. Н. Бикулов // Тенденции развития науки и образования. — 2018. — № 44–2. — С. 15–16.
  3. Гирфанова, Е. Ю. Анализ опыта внедрения процессного подхода // Е. Ю. Гирфанова, Е. Ю. Тернер // В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения. Сборник научных статей 9-ой Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. — 2019. — С. 135–139.
  4. Дорошенко, М. О. Процессный подход в управлении предприятием / М. О. Дорошенко, О. Г. Соколова // Международная научно-практическая конференция «Уральская горная школа -регионам»: сборник докладов. — Екатеринбург.: Изд-во УГГУ. — 2019. — С. 655–656.
  5. Иващенко, Т. И. Процессный подход как метод оптимизации работы логистических систем / Т. И. Иващенко // Ученые заметки ТОГУ. — 2016. — С. 171–179.
Основные термины (генерируются автоматически): проектное управление, государственная власть, деятельность органов, исполнительная власть, проектный подход, область защиты населения, техногенный характер, комплексная модель, пожарная безопасность, сегментальная модель.


Ключевые слова

проектное управление, пожарная безопасность, тотальная модель управления, алгоритм внедрения проектного управления

Похожие статьи

Внедрение проектного управления в органах исполнительной...

Проектное управление, либо отдельные его элементы сегодня внедрены в исполнительных органах государственной власти во всех субъектах Российской Федерации. Так, на федеральном и региональном уровнях созданы специализированные проектные структуры, в...

Организация проектного управления в органах...

 В статье рассмотрены основные черты проектного управления в системе органов государственной власти Российской Федерации. Кратко рассмотрены вехи развития государственного проектного управления и принципы реализации политики в данной сфере.

Основы проектного управления в Российской Федерации

Сегодня проектное управление активно внедряется и используется при осуществлении государственной политике на территории Российской Федерации. Для государственных органов, в чью сферу деятельности входит большое множество функций, целей и задач...

Организация проектного подхода в органах местного...

− скептическое отношение к эффективности проектного подхода в органах местного

проектное управление, проектный подход, проектная деятельность, Российская

Проектно-ориентированный подход к управлению, используемый в организационных...

Обеспечение безопасности населения и территорий в условиях...

Рассматривая модели техногенных аварий и некоторые особенности стихийных бедствий в

Участие государства (государственная поддержка) в водохозяйственной деятельности

1. Серов Г.П. Экологическая безопасность населения и территорий Российской Федерации.

Базовые элементы проектного управления в общественном...

Органам государственной власти субъектов России было рекомендовано организовать проектную деятельность на своем уровне. С учетом того, что численность работников государственных органов и органов местного самоуправления на конец 2016 г...

Реализация проектного управления в муниципальных...

«Модель построения проектного управления, которая сегодня функционирует в

В проектную деятельность вовлечено 30 региональных органов власти и 22 муниципальных

Практика проектного управления в органах исполнительной власти, государственных...

Роль проектного управления в области кадрового обеспечения...

Проектное управление, либо отдельные его элементы сегодня внедрены в исполнительных органах государственной власти во всех субъектах Российской Федерации. Так, на федеральном и региональном уровнях созданы специализированные проектные структуры, в...

Похожие статьи

Внедрение проектного управления в органах исполнительной...

Проектное управление, либо отдельные его элементы сегодня внедрены в исполнительных органах государственной власти во всех субъектах Российской Федерации. Так, на федеральном и региональном уровнях созданы специализированные проектные структуры, в...

Организация проектного управления в органах...

 В статье рассмотрены основные черты проектного управления в системе органов государственной власти Российской Федерации. Кратко рассмотрены вехи развития государственного проектного управления и принципы реализации политики в данной сфере.

Основы проектного управления в Российской Федерации

Сегодня проектное управление активно внедряется и используется при осуществлении государственной политике на территории Российской Федерации. Для государственных органов, в чью сферу деятельности входит большое множество функций, целей и задач...

Организация проектного подхода в органах местного...

− скептическое отношение к эффективности проектного подхода в органах местного

проектное управление, проектный подход, проектная деятельность, Российская

Проектно-ориентированный подход к управлению, используемый в организационных...

Обеспечение безопасности населения и территорий в условиях...

Рассматривая модели техногенных аварий и некоторые особенности стихийных бедствий в

Участие государства (государственная поддержка) в водохозяйственной деятельности

1. Серов Г.П. Экологическая безопасность населения и территорий Российской Федерации.

Базовые элементы проектного управления в общественном...

Органам государственной власти субъектов России было рекомендовано организовать проектную деятельность на своем уровне. С учетом того, что численность работников государственных органов и органов местного самоуправления на конец 2016 г...

Реализация проектного управления в муниципальных...

«Модель построения проектного управления, которая сегодня функционирует в

В проектную деятельность вовлечено 30 региональных органов власти и 22 муниципальных

Практика проектного управления в органах исполнительной власти, государственных...

Роль проектного управления в области кадрового обеспечения...

Проектное управление, либо отдельные его элементы сегодня внедрены в исполнительных органах государственной власти во всех субъектах Российской Федерации. Так, на федеральном и региональном уровнях созданы специализированные проектные структуры, в...

Задать вопрос