Возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему online-обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 04.02.2021

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Борисова, Т. В. Возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему online-обучения / Т. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 411-413. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78389/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассматриваются возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему дистанционного обучения, положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, даётся определение вышеперечисленным понятиям с точки зрения нормативно-правового обеспечения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникативные технологии, дополнительное образование детей и подростков, Internet-ресурсы, online-технологии.

Online-образование — не тренд, который возник внезапно. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет расширить радиус взаимодействия между обучающимися и преподавателями: дистанционные образовательные технологии — реальность современного образовательного пространства, прошедшая проверку в период введения ограничительных мер в связи с пандемией COVID-19.

В 2020 году в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения, в частности, касаемо дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1], аналогичное определение дается и в ГОСТ Р 52653–2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании в части термины и определения. Соответственно понятие дистанционное образование тождественно электронному обучению, которое трактуется как обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий [2]. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не устанавливаются и не регулируются особые требования при реализации дополнительного образования для детей и подростков через систему дистанционного обучения.

В ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации указано: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей» [1], то есть дополнительное образование, стало образованием через всю жизнь. Дополнительное образование дает возможность реализовать себя и развить навыки, индивидуальные способности, поэтому пользуется особым спросом, и нуждается государственной поддержке, совершенствовании и развитии нормативно-правовой базы.

На сегодняшний день в системе дополнительного образования детей происходит трансформация в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», который является составляющей приоритетного национального проекта «Образование», предусмотрено обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры. Согласно целевым показателям к 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80 % детей в возрасте от 5 до 18 лет [3]. По статистике, доля детей в возрасте 3–18 лет, посещающих дополнительные образовательные (развивающие) занятия, в том числе на бесплатной основе, в процентах к общему числу детей в соответствующем возрасте, в семьях имеющих детей, в 2019 году составила более 56,3 % [4]. Одним из способов увеличения численных показателей охвата детей дополнительными общеразвивающими программами является запланированное создание к 2022 году в рамках целевой модели 900 тыс. новых мест в образовательных организациях.

Согласно данным по изучению запроса на услуги дополнительного образования в городе Нижневартовске, проведенного центром развития образования в период с 22.10.2018–26.12.2018 у родителей (законных представителей) в дополнительном школьном образовании наиболее выражен интерес к физкультурно-спортивному, художественному, техническим и социально-педагогическим направлениям, данные опроса приведены на диаграмме (рисунке 1).

Рис.1

Анкетирование обучающихся проводилось в двух возрастных категориях: 7–13 и 14–18 лет. Диаграмма (рисунок 2) отображает результат ответа детей 14–18, в отношении использования Internet-ресурсов при дополнительном образовании, где мы можем увидеть распределение с разницей в 1 % [5].

Рис. 2

Также можно отметить интерес родителей к развитию IT навыков, школам видеоблогинга, языковым программам.

Таким образом, рост интереса к дополнительному образованию через online-технологии наблюдался и до введения ограничительных мер. Что касается типов проектов, то можно выделить наиболее интересные платформенные решения, формирующие инфраструктуру в своём направлении образования, например, «Нетология», «Фоксфорд», «Учи.ру» «Инфоурок», «Алгоритмика».

Перечисленные в таблице 1 положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения применимы как к основному образованию, так и к дополнительному.

Таблица 1

Положительные стороны

Отрицательные стороны

  1. Технологичность — обучение происходит с использованием современных технологий, что делает получение образования дистанционным способом более эффективным.
  1. Для дистанционного вида обучения необходима самодисциплина
  1. Доступность и открытость обучения.
  1. Недостаток практических занятий и контроля. Разработка и организация занятий требуют больше времени.
  1. Низкая стоимость в отличие от традиционного, экономия происходит за счет отсутствия арендной платы за помещение, снижаются расходов на организацию самих, занятий и другие факторы, влияющие на стоимость обучения.
  1. Компьютерная неграмотность некоторых преподавателей, необходимость контроля и помощи при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  1. Отсутствие необходимого оборудования для каждого ребенка, при наличии детей разного возраста в одной семье.
  1. Дистанционное обучение носит индивидуальный характер, дает возможность более персонифицировано подойти к вопросу организации обучения.
  1. Удобно людям с ограниченными возможностями.
  1. Открытость, возможность контролировать учебный процесс родителям, законным представителям обучающихся.
  1. Возможность записи занятий, с последующим хранением и обращением в случае необходимости.

Подытожим следующее: перспективы развития дистанционной формы обучения непосредственно в сфере дополнительного образования заключаются в увеличении объема и повышении доступности качественных образовательных услуг, охвата большей численности потребителей, расширении направлений и увеличении качества предоставляемых услуг. В настоящее время дополнительное образование все больше воспринимается как сфера услуг, ориентированных на индивидуальные особенности и потребности, специфических услуг, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры, с особенностями. Именно поэтому процесс модернизации системы дополнительного образования, переход на дистанционную или смешанную форму обучения с применением online-технологий, способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг в качественно новом формате.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598. Гл.10 (Ст. 16. п.1).
  2. ГОСТ Р 52653–2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения //М., Стандартинформ, 2007.
  3. https://edu.gov.ru/national-project# Официальный сайт: Министерство просвещения Российской Федерации// Дата обращения 10.10.2020 г.
  4. https://rosstat.gov.ru/folder/13807?print=1 Официальный сайт: Федеральная служба государственной статистики// Дата обращения 18.10.2020 г.
  5. http://table.edu-nv.ru/23–10–2018-po-izucheniyu-zaprosa-na-uslugi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-gorode-nizhnevar Опрос общественности // Дата обращения 18.10.2020 г.
  6. http://research.edmarket.ru/ «Исследование российского рынка онлайн-образования» // Дата обращения 10.10.2020
  7. https://fgos.ru/ Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Дата обращения 12.10.2020
  8. https://edu.gov.ru/national-project Национальный проект «Образование» // Дата обращения 14.10.2020
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дистанционное обучение, дополнительное образование детей, программа, ребенок, возможность, образование, Российская Федерация, услуга.


Ключевые слова

дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникативные технологии, дополнительное образование детей и подростков, Internet-ресурсы, online-технологии

Похожие статьи

Применение дистанционных образовательных технологий...

Что делать таким детям? Для таких детей сегодня появилась возможность получать дополнительное образование дистанционно. На сегодняшний день разработано и применяется множество способов дистанционного взаимодействия.

Дистанционное обучение — это образовательная система, в рамках которой осуществляются образовательные услуги детям с особыми нуждами с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждения [2].

Дистанционное обучение — новый вектор развития...

Таким образом, актуальность дистанционного обучения обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2020 года электронное обучение названо одним из основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала

Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях. Дистанционное обучение — это образовательная система, в рамках которой...

Опыт реализации технологий дистанционного обучения...

Исследуя интерес российских подростков и родителей к дополнительному образованию детей технической направленности, в поисковой системе Яндекс мы обнаружили, что по словосочетанию «техническое творчество» за апрель 2019 года поступило 16 960 запросов.

Использование информационных технологий, внедрение дистанционного обучения в систему дополнительного образования технической направленности позволяет охватить большее количество детей и дает им возможность заниматься в удобное для них время и в удобном...

Дополнительное образование детей в Российской Федерации.

Целью Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, являлось «создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного

Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет. Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75 процентов детей 5–18 лет будут охвачены программами дополнительного образования.

Электронное обучение как средство реализации...

Далее понятие «электронное обучение» связано с получением высшего образования и дополнительного образования, обучения и развития персонала (e-learning).

В рамках ПНП «Образование» по мероприятию «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», одобренного на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 29 июля 2010 года, в Сахалинской области осуществляется дистанционное образование детей-инвалидов...

Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного...

Ключевые слова: образование, обучение, дистанционное образование, онлайн-обучение, массовые онлайн-курсы, инновации, интерактивные технологии, информатизация общества, знания.

Одним из перспективных способов получения образования в наше время является обучение дистанционно, с помощью возможностей, которые предоставляют современные

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное образование детей, дистанционное обучение, Сахалинская область...

Дополнительные образовательные услуги в дошкольном...

Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации о дополнительном образовании, вступившего в силу 1 января 2002 года, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей...

Организация дистанционного обучения детей дошкольного...

 Ключевые слова: дистанционное обучение, дошкольный возраст, педагог, ребенок, дистанционная работа, образовательный процесс. В главе 2 статьи 13 и 16 ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что «под дистанционными образовательными

Возникла необходимость в новом способе обеспечения доступности дополнительного образования для обучающихся дошкольного возраста, предполагающем предоставление детям и их родителям возможности обучения образовательным программам непосредственно по месту...

Основные направления организации дистанционного обучения...

СДО предоставит возможность получения основного и дополнительного образования по российским программам русскому и русскоязычному населению зарубежных стран. Поскольку стоимость обучения одного студента или слушателя, получающего образование в СДО, примерно в два-три раза

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное образование, дистанционное обучение, курс ДО, развитие, Россия, полная мера, создание, высшая школа, государственный образовательный стандарт, дополнительное образование.

Похожие статьи

Применение дистанционных образовательных технологий...

Что делать таким детям? Для таких детей сегодня появилась возможность получать дополнительное образование дистанционно. На сегодняшний день разработано и применяется множество способов дистанционного взаимодействия.

Дистанционное обучение — это образовательная система, в рамках которой осуществляются образовательные услуги детям с особыми нуждами с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждения [2].

Дистанционное обучение — новый вектор развития...

Таким образом, актуальность дистанционного обучения обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2020 года электронное обучение названо одним из основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала

Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях. Дистанционное обучение — это образовательная система, в рамках которой...

Опыт реализации технологий дистанционного обучения...

Исследуя интерес российских подростков и родителей к дополнительному образованию детей технической направленности, в поисковой системе Яндекс мы обнаружили, что по словосочетанию «техническое творчество» за апрель 2019 года поступило 16 960 запросов.

Использование информационных технологий, внедрение дистанционного обучения в систему дополнительного образования технической направленности позволяет охватить большее количество детей и дает им возможность заниматься в удобное для них время и в удобном...

Дополнительное образование детей в Российской Федерации.

Целью Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, являлось «создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного

Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет. Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75 процентов детей 5–18 лет будут охвачены программами дополнительного образования.

Электронное обучение как средство реализации...

Далее понятие «электронное обучение» связано с получением высшего образования и дополнительного образования, обучения и развития персонала (e-learning).

В рамках ПНП «Образование» по мероприятию «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», одобренного на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 29 июля 2010 года, в Сахалинской области осуществляется дистанционное образование детей-инвалидов...

Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного...

Ключевые слова: образование, обучение, дистанционное образование, онлайн-обучение, массовые онлайн-курсы, инновации, интерактивные технологии, информатизация общества, знания.

Одним из перспективных способов получения образования в наше время является обучение дистанционно, с помощью возможностей, которые предоставляют современные

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное образование детей, дистанционное обучение, Сахалинская область...

Дополнительные образовательные услуги в дошкольном...

Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации о дополнительном образовании, вступившего в силу 1 января 2002 года, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей...

Организация дистанционного обучения детей дошкольного...

 Ключевые слова: дистанционное обучение, дошкольный возраст, педагог, ребенок, дистанционная работа, образовательный процесс. В главе 2 статьи 13 и 16 ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что «под дистанционными образовательными

Возникла необходимость в новом способе обеспечения доступности дополнительного образования для обучающихся дошкольного возраста, предполагающем предоставление детям и их родителям возможности обучения образовательным программам непосредственно по месту...

Основные направления организации дистанционного обучения...

СДО предоставит возможность получения основного и дополнительного образования по российским программам русскому и русскоязычному населению зарубежных стран. Поскольку стоимость обучения одного студента или слушателя, получающего образование в СДО, примерно в два-три раза

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное образование, дистанционное обучение, курс ДО, развитие, Россия, полная мера, создание, высшая школа, государственный образовательный стандарт, дополнительное образование.

Задать вопрос