Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 03.02.2021

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Чижевская, А. В. Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование / А. В. Чижевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 431-434. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78359/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01. Представлены цель, задачи практики, подробное содержание заданий. Даны общие методические рекомендации, которые могут быть полезны преподавателям и студентам СПО в осуществлении производственной педагогической практики ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие дистанционно.

Ключевые слова: производственная педагогическая практика, обучающиеся СПО, дистанционная форма взаимодействия, общие и профессиональные компетенции, разработка алгоритма прохождения практики дистанционно.

Современная, довольно напряженная, эпидемиологическая ситуация в мире и Российской Федерации в связи с распространением Covid-19 внесла коррективы в форматы работы не только освоения научно-теоретических знаний обучающимися СПО [4], но и призвала пересмотреть варианты организации различного вида практик.

По специальности 44.02.01. Дошкольное образование обучающиеся в период производственной практики обычно посещают дошкольные образовательные организации в очном режиме. Освещая пример организации производственной педагогической практики ПП.01.01 напомним ее цель и задачи. Целью производственной практики ПП.01.01 является формирование практического опыта в планировании и организации мероприятий, направленного на укрепление здоровья ребенка и его физического развития. Задачи производственной педагогической практики:

− приобрести практические умения планирования и применения различных современных форм, методов и средств работы для организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации в соответствии с возрастом детей;

− сформировать практические умения планирования и педагогического сопровождения режимных моментов, утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, прогулок, физкультурных занятий, досугов и т. п.;

− уточнить и закрепить практические умения в моделировании и изменении предметно-пространственной среды группы и дошкольной образовательной организации, направленной на развитие двигательной активности и здоровья детей дошкольного возраста.

В предыдущем учебном году по ПМ.01Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие в соответствии с целью рабочей программы практики и поставленными задачами на данный период ПП.01.01 для обучающихся 2–3 х курсов были подготовлены следующие задания (см. Таблица 1).

Таблица 1

План производственной практики 2 и 3 курса 3 и 5 семестра 2019/2020 учебного года (36 учебных часов)

«Практика пробных видов деятельности»

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Сроки

Содержание производственной практики в ДОО

День 1

6 часов

Педагогическое сопровождение режимных процессов 2 половины дня (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание). Самостоятельная подготовка и проведение физкультурного досуга. Анализ деятельности.

День 2

6 часов

Педагогическое сопровождение режимных процессов 1 половины дня (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание). Самостоятельная организация и проведение утренней гимнастики. Проведение игрового физкультурного занятия. Анализ деятельности. Индивидуальная работа с ребенком дошкольного возраста по отработке основных движений, элементы закаливания.

День 3

6 часов

Педагогическое сопровождение режимных процессов 2 половины дня (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание). Самостоятельная организация и проведение гимнастики после дневного сна. Анализ деятельности (1 подгруппа обучающихся).

День 4

6 часов

Педагогическое сопровождение режимных процессов 2 половины дня (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание). Самостоятельная организация и проведение гимнастики после дневного сна. Анализ деятельности (2 подгруппа обучающихся).

День 5

6 часов

Составление рекомендаций по дополнению предметно-пространственной среды (РППС) для создания развивающей образовательной ситуации и успешной социализации, закаливания, безопасности и профилактики заболеваемости в дошкольной группе (образовательная область «Физическое развитие») (в течение всего периода практики). Оформление документации. Анализ деятельности. Подготовка материалов, необходимых обучающемуся для выполнения заданий практики.

День 6

6 часов

Педагогическое сопровождение режимных процессов 1 половины дня (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание). Самостоятельная организация и проведение утренней гимнастики. Проведение игрового физкультурного занятия. Анализ деятельности. Индивидуальная работа с ребенком дошкольного возраста по закреплению и отработке основных движений, элементы закаливания.

Как понятно из Таблицы 1. объём и содержание каждого из заданий отражает полное освоение общих и профессиональных компетенций Федерального Государственного Стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в рамках ПМ.01 [5]. Представленный план рассчитан на прохождение производственной педагогической практики обучающимися попарно в одной возрастной группе дошкольной образовательной организации по их выбору, но решить данный материал дистанционно в этом учебном году не представлялось возможным. В связи с этим были подготовлены обновленные задания по производственной педагогической практике ПП.01.01 для реализации в удаленном варианте работы.

Таблица 2

План производственной практики 2 и 3 курса 3 и 5 семестра 2020/2021 учебного года (36 учебных часов)

«Практика пробных видов деятельности»

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Сроки

Содержание практики в дистанционном формате

1 и 2 день

6+6 часов

На платформе Zoom организовать показ и проведение гимнастики после дневного сна с демонстрацией собственных знаний и умений (5–7 мин), с использованием музыкального сопровождения, применением методов и приемов объяснений (напоминаний/показа) упражнений, соответствующих возрасту детей. (Длительность проведение деятельности — в зависимости от возраста ребенка, Программы, Санитарных требований). Сьемка и обмен записями между обучающимися для выполнения взаимоанализа. Групповой руководитель практики обеспечивает обмен видео между обучающимися и взаимоанализ, отраженный на платформе Microsoft Teams (рекомендуется разработать алгоритм выполнения задания и взаимоанализа обучающимися).

3 и 4 день

6+6 часов

Самостоятельный подбор и оформление информации для родителей по актуальным вопросам образовательной области «Физическое развитие» (закаливание, безопасность, профилактика заболеваемости детей дошкольного возраста и другое). К отчету необходимо наличие оформленных рекомендаций, презентации для показа, методического сопровождения (списка научных источников), наглядного материала.

5 и 6 день

6+6 часов

Самостоятельное составление и оформление технологической карты физкультурного досуга в ДОО. Оформить технологическую карту в электронном виде в отдельном файле с титульным листом, содержанием и списком используемых источников (интерактивным сопровождением — при необходимости) (возрастная группа — по выбору обучающегося).

Представленный в Таблице 2 объём заданий основан на содержании материала изложенного в Таблице 1, но претерпел изменения и был заметно сокращен, хотя предметное составляющее и специальный формат взаимодействия обучающихся с детьми дошкольного возраста позволили данному виду практики пройти довольно успешно. Первое, что было нами предпринято, это обращение через администрацию нашей образовательной организации в Благотворительный Фонд «Дорога в жизнь» [1]. Реализуя разные формы социальной поддержки граждан и, в частности, взаимодействуя с семьями с детьми, они через систему коворкинга «Мама на работе» для заинтересованных молодых родителей города Москвы объявили набор детского контингента от 3 до 7 лет. Стоит отметить, что запрос родительской аудитории по вопросу оказался довольно велик и мы использовали данные возможности не только при организации практики ПМ.01, но также и в ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей и ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Затем на базе Microsoft Teams были организованы установочные конференции с обязательным присутствием обучающихся, проходящих производственную педагогическую практику ПП.01.01 и родителями детей дошкольного возраста по вопросам деятельности в дистанционном режиме. Была оговорена форма занятий — индивидуально с каждым ребенком на платформе Zoom (данная программа оказалась наиболее востребованной и удобной по мнению родителей для детей) с использованием необходимого информационного оборудования и наглядности. Длительность и характер использования ИКТ оборудования для подобной работы с воспитанниками данного возраста были сформулированы нами с учетом Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи [3]. Когда все участники практики ПП.01.01 получили необходимую информацию, начался третий этап работы — непосредственно производственная педагогическая практика на платформе Zoom.

Для более успешной деятельности обучающихся групповыми руководителями практики им в помощь, были предложены следующие алгоритмы работы:

− Алгоритм подготовки и съемки видеоматериалов по теме: «Гимнастика после дневного сна в ДОО» (приведем пример данного алгоритма более подробно)

Общий алгоритм подготовки и съемки видеоматериалов по теме: «Гимнастика после дневного сна в ДОО»

  1. Подготовить рабочее место, подобрать необходимый инвентарь. За неимением атрибутики рекомендуется изготовить ее из подручных материалов. Например, массажный коврик для оздоровительных упражнений можно приготовить дома при помощи ткани, пуговиц разного размера и различных наполнителей (как синтетических, так и природных: горох, фасоль, орехи т. д.);
  2. Оказать консультативную и рекомендательную помощь родителям в подготовке физкультурного инвентаря для полноценного выполнения гимнастики после дневного сна ребенком в домашних условиях;
  3. Соблюсти требования к внешнему виду. Обучающийся должен быть одет в спортивную форму, волосы на голове подобраны и не мешают выполнению упражнений, на ногах спортивная обувь. На примере организации гимнастики после дневного сна обувь не требуется, на ногах носочки;
  4. Поощряется использование музыкального сопровождения комплекса гимнастики. Композиции должны отражать характер выполняемых движений и не перекрывать по звучанию голосовое сопровождение обучающегося;
  5. Методика проведения комплекса гимнастики после дневного сна в полном объёме должна соответствовать возрастным требованиям программы «От рождения до школы» [2], санитарным требованиям и индивидуальным возможностям ребенка-дошкольника;
  6. Качество видео-контента должны быть четким, выполнено с высоким разрешением сьемки, доступным для детей дошкольного возраста.

− Алгоритм для осуществления подбора актуальной информации для родителей в образовательной области «Физическое развитие» (закаливание, безопасность, профилактика заболеваемости детей дошкольного возраста и другое);

− Образец составления технологической карты физкультурного досуга в дошкольной образовательной организации.

Анализируя в целом проведение производственной педагогической практики ПП.01.01 были выделены положительные стороны дистанционного варианта взаимодействия:

− Индивидуальная работа обучающихся с ребенком дошкольного возраста, которая не всегда возможна, либо заметно сокращена в привычном формате прохождения практики;

− Непосредственный, систематический контакт с семьей воспитанника, оказание консультативной помощи по широкому кругу вопросов;

− Подбор материала и вариативность его использования конкретно с учетом принципа индивидуализации, особенностей развития ребенка;

− Удобство в проведении онлайн-встреч, гибкость режима планирования (с опорой на содержание практики, график формирует сам обучающийся при учете возможностей ребенка и родителей).

Также, были отмечены и некоторые отрицательные стороны дистанционной работы в ходе практики ПП.01.01:

− Нет прямого взаимодействия с ребенком;

− Все виды деятельности и содержание практики на прямую зависит от технических средств обучения, скорости Интернета, связи (как для обучающегося, так и для ребенка-дошкольника);

− Быстрая утомляемость ребенка дошкольного возраста при работе на ИКТ оборудовании и, в связи с этим, значительное сокращение длительности взаимодействия в период практики;

− Домашняя обстановка, чрезмерный родительский контроль или наоборот попустительство, посторонние бытовые дела, домашние питомцы на фоне развивающего занятия в Zoom значительно отвлекают ребенка и привносят дополнительные методические трудности в подготовку к деятельности обучающихся СПО.

Итак, подводя итог, подчеркнем, что практика ПП.01.01 прошла в спокойном рабочем режиме, а возникающие трудности и недопонимания быстро решались групповыми руководителями. Цели и задачи производственной педагогической практики были решены и освоены большинством обучающихся. На итоговых конференциях, организованных на базе Microsoft Teams, обучающиеся обменивались личным интересным опытом, полученным за период практики ПП.01.01, высказывали замечания, давали оценку и рекомендации. Родительское сообщество, в свою очередь, выразило значительное количество положительных отзывов о формате проведенной работы и профессиональных компетенциях наших обучающихся.

Литература:

  1. Благотворительный Фонд социальной поддержки и защиты граждан «Дорога в жизнь» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.rusprofile.ru/id/5993257
  2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — 5-е изд. (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с.
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rg.ru/2020/12/22/rospotrebnadzor-post28-site-dok.html
  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73676901/
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70710642/
Основные термины (генерируются автоматически): производственная педагогическая практика, дошкольный возраст, дневный сон, анализ деятельности, педагогическое сопровождение, дошкольное образование, половина дня, производственная практика, дошкольная образовательная организация, самостоятельная организация.


Ключевые слова

общие и профессиональные компетенции, производственная педагогическая практика, обучающиеся СПО, дистанционная форма взаимодействия, разработка алгоритма прохождения практики дистанционно
Задать вопрос