Антикоррупционная правовая политика: проблемы формирования в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 04.02.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Карелина, Н. Р. Антикоррупционная правовая политика: проблемы формирования в современной России / Н. Р. Карелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 342-343. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78339/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье приведены основные проблемы, препятствующие формированию полноценной антикоррупционной системы в современной России. Проведен сравнительный анализ статистических данных между странами для наглядного представления стадии готовности борьбы с коррупции в Российской Федерации.

Ключевые слова: коррупция, теневой сектор, демократия, ИВК

Развитие Российской Федерации как демократического и правового государства, предполагает новые стратегические задачи, требующие обновления подходов к построению социальных отношений. Основным препятствием на пути к достижению поставленной цели, как отмечают специалисты [1; 4; 5], является развитие коррупции в государственном аппарате, которое тормозит процесс модернизации экономической системы, снижает процент развития малого бизнеса, является причиной появления и развития теневого сектора.

Противодействие коррупции должно контролироваться и осуществляться на разных социальных уровнях и в сферах общественной жизни с применением различных подходов и рычагов управления. Для эффективного контроля такого социального отклонения, как коррупция, должна формироваться специальная система мер противодействия, а именно: антикоррупционная государственная политика [2].

Несмотря на то, что меры по противодействию коррупции в Российской Федерации были приняты еще с 2008 года: создание Указа № 915 и Федерального закона № 273 (под номером 1 указать указ № 915 о мерах по противодействию коррупции). Именно это стало основой для дальнейшего развития антикоррупционной деятельности итогом попыток закрепить все на государственном уровне. Также стоит отметить, что Россия принимала участие в борьбе с глобальной проблемой коррупции путем принятия Конвенции ООН (2003 год) [3] и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 [6].

Надзор за исполнением принятых законодательных мер государство осуществляет контроль через исполнительные органы. Например, Министерство Юстиции занимается антикоррупционной экспертизой в целях противодействия коррупции. Кроме того, на регулярной основе проводятся проверки полноты предоставляемых сведений о полученных доходах государственными и муниципальными учреждениями. Так, в 2020 году Министерством Юстиций было проведено 7 проверок деятельности общественных объединений, 2 из которых были внеплановыми, в результате которых выявлено 70 нарушений [2]. Помимо регламентированных действий правоохранительных органов, на сегодняшний день общество имеет активную гражданскую позицию, что, несомненно, имеет влияние на динамику роста теневого сектора. Создаются различные независимые объединения, имеющие общую идею борьбы с подкупом должностных лиц и т. д.

Принятые меры помогли урегулировать и отчасти стабилизировать положение в стране, однако кардинально улучшить ситуацию не удалось. В таблице ниже представлена динамика роста различных показателей коррупционных нарушений по данным Генеральной Прокуратуры РФ [1].

Таблица 1

Статистические данные о коррупции в период 2017–2019 г.г.

Показатель

2019

2018

2017

Кол-во преступлений в крупном или особо крупном размере

5 408

5 365

5 136

Кол-во организованных групп и преступных сообществ, участвующих в уголовном преследовании по УК РФ

1 136

972

723

Кол-во получения и выдачи взяток, а также посредничества в получении

13 867

12 527

12 111

Итого

20 411

18 864

17 970

Из приведенных данных видно, что усредненный совокупный рост показателей составил 8 %, что уже говорит о негативной тенденции к росту коррупции. Хотя общая картина имеет небольшую дельту расхождения в удельном весе, а именно: в 2019 году зарегистрировано 30 991 преступлений коррупционной направленности (+1,6 %), удельный вес которых в общей структуре преступности второй год подряд не превышает 1,5 %.

Для более глубокого понимания масштабности проблемы обратимся к данным международного уровня на основании анализа индекса восприятия коррупции (далее- ИВК), который позволяет измерять уровень коррупции в государственном секторе различных стран. В данном рейтинге страны агрегируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто- самый низкий. В последние годы положение России остается стабильным: в 2019 показатель составил 28 баллов, в 2018- 28 баллов, в 2017- 29 баллов (для сравнения: в период с 2015 по 2017 показатель составлял свыше 29 баллов).

Предоставленные международные статистические и аналитические данные показали, что меры, принятые в целях минимизации коррупционной деятельности, отчасти смогли стабилизировать ситуацию в стране (об этом говорит неизменившийся ИВК в период с 2018–2019), не увеличив показатели роста, но оставшись в зоне определения высокого уровня теневой деятельности.

Созданные законодательные акты служат отправной точкой для долгой и упорной работы по противодействию с коррупцией. На сегодняшний день проблема развития коррупции в различных сферах общественной жизни все еще остро ощущается. Это говорит о том, что принятые правовые документы и сопутствующие им меры пресечения требуют доработки со стороны государства и активного участия граждан. Ключевым элементом решения данной проблемы служит общественное сознание. Люди должны понимать всю серьезность сложившейся ситуации, поскольку большинство из них являются инициаторами ее возникновения. Однако, как показывает опыт, понимание серьезности проблемы приходит в момент осознания последствий их совершения. Именно поэтому государственные решения должны формироваться на основании взаимодействия с гражданами.

Проведенный анализ является введением в возникшую проблему. Для более развернутого ответа необходим углубленный анализ ситуации с детализацией приведенных выше данных.

Литература:

1. Генеральной прокуратурой Российской Федерации проанализировано состояние коррупционной преступности по итогам 2019 года // genproc.gov.ru

2. Результаты проверок некоммерческих организаций: Министерство юстиции Российской Федерации // minjust.gov.ru

3. Малеванова, Ю. В. К вопросу о разграничении отдельных видов коррупционного поведения государственных гражданских служащих / Ю. В. Малеванова // Российский следователь. — 2018.- № 6. — С.55–59.

4. Охотников, И.В., Сибирко, И. В. Управление государственной собственностью: учебное пособие. — Саратов: Амирит, 2020. — 101 с.

5. Охотников, И.В., Сибирко, И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия // Предпринимательство. — 2013. — № 8.

6. Фещенко, П. Н. Системный подход к противодействию коррупции / П. Н. Фещенко // Актуальные проблемы российского права.- 2019.- № 2.-С.138–143.

Основные термины (генерируются автоматически): противодействие коррупции, теневой сектор, балл, данные, динамик роста, коррупция, мера, общественная жизнь, показатель, Российская Федерация, удельный вес.


Ключевые слова

коррупция, демократия, теневой сектор, ИВК
Задать вопрос