Теоретические и методологические основы управления логистическими рисками фирмы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 04.02.2021

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Баранова, Л. А. Теоретические и методологические основы управления логистическими рисками фирмы / Л. А. Баранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78336/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье рассматриваются существующие методы и подходы к управлению логистическими рисками фирмы. Сделан вывод о необходимости их использования для эффективной деятельности организации.

Ключевые слова: риск, логистические риски, управление рисками.

Большинство операций и видов деятельности, связанных с бизнесом, подвержены определенным типам рисков. В этой области проводились многочисленные исследования. Первые научные статьи по управлению рисками в бизнесе относятся к 1950-м годам. Концепцию управления рисками можно найти во многих предметах, касающихся бизнеса. Рамки управления рисками обсуждаются и применяются в различных областях, таких как стратегическое управление [8], финансы [9], законодательство [10] и т. д. Несмотря на это, существует нехватка академических исследований по управлению рисками в управлении цепочкой поставок и общей логистике.

Согласно определению, данному авторами Т. Г. Гурнович, Е. А. Остапенко, С. А. Молчаненко — «обязательный атрибут бизнеса, для стимулирования развития которого необходимо внедрять в практику технические и технологические инновации и распространять их, принимая смелые, неординарные решения, что в еще большей степени снижает определенность» [5, С. 7]. Конечный результат этих действий может иметь положительный или отрицательный оттенок. Это указывает на определенную неопределенность.

Еще одно определение риска — это возможность неудачи и, в частности, возможность событий, независимых от действующего субъекта, которые он не может точно предсказать и не может полностью предотвратить. Поэтому о риске можно говорить, когда последствия неопределенны. [3] Определение рисков также можно найти в некоторых стандартах серии ИСО, которые представляют их как влияние неопределенности на цели, при этом ненадежность приводит к отклонению от ожиданий — как положительных, так и отрицательных [1].

Таким, образом, как отмечают специалисты [2; 4; 7], логистические риски — это деятельность, направленная на преодоление неопределенности при выполнении операций транспортировки, складирования, грузопереработки и управления запасами, а также риски администрирования всех уровней, в том числе риски управленческого характера, возникающие при выполнении логистических функций и операций в цепях поставок.

Обобщенную классификацию логистических рисков можно представить таким образом: коммерческий риск — срывы поставок, неготовность груза в срок, нарушение сроков, невыполнение финансовых обязательств контрагентов цепи поставок (логистической системе); риск утраты имущества из-за стихийных бедствий, неблагоприятных условий транспортировки; риск утраты имущества по причине забастовок, массовых волнений, военных действий; риски, обусловленные нарушениями техники безопасности и пожарной безопасности; риски хищений (в частности, при складских операциях и операциях транспортировки); риски экологические (происшествие с товаром либо несоответствие его свойств упаковке, которое может нанести ущерб окружающей среде); технический риск — отказ и поломка транспортных средств и, как следствие, возможные задержки доставки груза и повышение вероятности иных рисков; риски, причиной которых является низкая квалификация контрагентов в логистической системе — халатность, утрата документов, их задержка и т. п.; риск гражданской ответственности от нанесения ущерба третьим лицам.

Наиболее критические группы логистических рисков включают:

− риски планирования — ошибки в прогнозе потребления, планах снабжения, несвоевременное информирование ответственных лиц о возникновении серьезных изменений в спросе, проблемы межфункциональной координации, длинные циклы снабжения, препятствующие своевременной корректировке планов закупок;

− риски транспортировки — задержка материальных ресурсов и готовой продукции при транспортировке (в транзите);

− риски хранения — истечение срока годности хранимых материальных ресурсов, выявление повреждения, утраты материальных ресурсов на складах, отсутствие материальных ресурсов по факту (при наличии его в отчетных документах) на момент инициации спроса (запроса со стороны внутреннего потребителя);

− риски взаимодействия с поставщиками — отсутствие или нехватка материальных ресурсов у поставщика, нарушение дат отгрузки, поставка некачественной, некомплектной или несоответствующей по характеристикам продукции.

Чтобы правильно управлять рисками, необходимо знать методы, которые служат этому. Их реализация позволяет достичь ряда преимуществ, в том числе увеличение вероятности достижения поставленных целей, модернизация всех доступных механизмов контроля или определение реальных затрат на инвестиционные проекты. При этом, как отмечают специалисты [4; 6; 7], следует помнить, что риски не устраняются полностью. Их можно только уменьшить или ограничить, в основном путем введения профилактических мер. Несмотря на невозможность полностью снизить риски, предприятие, которое осознает вероятность их возникновения, быстрее реагирует на эти непредвиденные события и, следовательно, меньше затрачивает трудовых и финансовых ресурсов для устранения последствий, возникших в результате рисковых ситуаций.

Эффективное управление рисками возможно только в результате использования современных инструментов, которые применяются для его оценки. Важнейшим этапом является выбор методик и мер для управления рисками. Выделим основные методы управления риском.

  1. Метод уклонения от рисков — заключается в отказе от совершения рискового мероприятия. Но для финансового предпринимательства упразднение риска обычно упраздняет и прибыль.
  2. Метод локализации рисков используются в редких случаях, когда удается довольно четко идентифицировать риски и источники их возникновения. Выделив экономически наиболее опасные этапы или участки деятельности в обособленные структурные подразделения, можно сделать их более контролируемыми и снизить уровень риска.
  3. Метод диверсификации рисков заключается в распределении общего риска между участниками проекта.
  4. Методы компенсации рисков связаны с созданием механизмов предупреждения опасности. Методы компенсация рисков более трудоемки и требуют обширной предварительной аналитической работы для их эффективного применения.
  5. Метод страхования рисков состоит в передаче риска (ответственности за результаты негативных последствий), в распределении ущерба между участниками страхования.

Действенность предотвращения рисков, а также их контроля очевидна. Однако существуют риски, которые нельзя предотвратить. Это такие случаи, когда риски находятся вне пределов компетенции и влияния участников деятельности. Также существуют и такие риски, для которых внедренные мероприятия могут оказаться нецелесообразными и экономически невыгодными.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что управление логистическими рисками на предприятии является распространенным явлением. Это создает для организации ряд возможностей, которые влияют на ее функционирование. Преимущества системы управления рисками не ограничиваются только экономией затрат, но также могут способствовать повышению качества предоставляемых услуг или более эффективной работе самой компании.

Литература:

  1. ГОСТ Р ИСО 31000–2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Принципы и руководство. Дата введения 2020–03–01.
  2. Байгельдин, Р.Р., Калина, М.В., Охотников, И. В. Анализ структуры и перспектив развития рынка транспортно-логистических услуг в национальной экономике России // Экономика и предпринимательство — 2015. — № 12 (ч. 3).
  3. Ветошкин А. Г. Обеспечение надежности и безопасности в техносфере: учебное пособие. СПб: Лань, 2020.
  4. Гужин А. А., Ежкова В. Г. Риск-менеджмент и методы управления рисками // Инновации и инвестиции. — 2017. — № 2.
  5. Гурнович Т. Г., Остапенко Е. А., Молчаненко С. А. Оценка и анализ рисков: учебник. М.: КНОРУС, 2019.
  6. Кузнецова, А. А. Подходы к управлению логистическими рисками в снабжении и сбыте // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. — Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 167–170.
  7. Охотников И. В., Платоненко Е. И., Сибирко И. В. Комплексная безопасность цепей поставок: учебное пособие. — Саратов: ИНИРПК, 2020. — 103 с.
  8. Охотников, И.В., Сибирко, И. И. Теоретические и методологические основы стратегического управления и планирования в условиях турбулентности // Экономика и предпринимательство — 2015. — № 1.
  9. Платоненко, Е.И., Охотников, И.В., Брингель, П. В. Налоговая нагрузка и её влияние на финансовое состояние предприятия // Бухгалтерский учет и анализ. — 2020. — № 11. — С. 3–8.
  10. Stepanyan, Tamara M., Okhotnikov, Ilya.V., Spektor, Asiya A., Yashkova, Natalya V., Tumanov, Eldar V. (2019) Institutional and Legal Problems of Economic Safety // Journal of Advanced Research in Law and Economics. — Vol 10. — No 5(43). — 2019. — Р. 1561–1569.
Основные термины (генерируются автоматически): риск, управление рисками, ресурс.


Задать вопрос