Закупочная деятельность на предприятиях оптовой торговли: проблемы и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 02.02.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Стаценко, Л. В. Закупочная деятельность на предприятиях оптовой торговли: проблемы и перспективы / Л. В. Стаценко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 371-374. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78335/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье рассмотрено сложившееся состояние закупочной деятельности на современном рынке. Автор приводит ряд проблем, с которыми столкнулись торговые предприятия при организации системы снабжения. Выявленные недостатки позволили разработать перечень рекомендаций, внедрение которых позволит повысить эффективность работы оптовых предприятий торговли.

Ключевые слова: закупочная деятельность, система снабжения, совершенствование системы закупок, проблемы закупочной деятельности, система закупок на предприятиях оптовой торговли.

The article examines the current state of procurement in the modern market. The author cites a number of problems faced by trade enterprises in organizing the supply system. The identified shortcomings made it possible to develop a list of recommendations, the implementation of which will improve the efficiency of wholesale trade enterprises.

Keywords: procurement, supply system, improvement of the procurement system, procurement problems, procurement system at wholesale enterprises.

С переходом к рынку все большее значение приобретает закупочная деятельность оптового торгового предприятия. Она является непременным условием его эффективной работы и развития. Закупочную деятельность оптового торгового предприятия следует рассматривать в увязке с внешней средой, охватывающей широкий спектр экономических и социальных вопросов, она должна базироваться на национальной модели формирования рынка, экономических факторах и рыночных отношениях, которые складываются. Иначе говоря, закупочная деятельность определяется реалиями современной экономики. Сейчас планирование связей с рынком закупок имеет для успешного функционирования предприятия оптовой торговли такое же большое значение, как и планирование рынка сбыта. В этих условиях многие руководители предприятий торговли признают необходимость управления закупками. Закупки (поставки) являются одним из наиболее важных бизнес-процессов, протекающих в хозяйствующих субъектах. В последнее время перед отделом закупок предприятия наиболее остро встает вопрос повышения эффективности и оптимизации расходов.

Оптимизация закупочной деятельности предприятия становится важным компонентом стратегии, поскольку от грамотного управления закупками и поставками зависит целый ряд стратегических преимуществ, что способствует экономическому развитию предприятия [5, c. 223].

Актуальность статьи определяется состоянием отрасли, так как большинство отечественных торговых предприятий недополучают прибыль из-за неэффективной системы закупочной деятельности. В связи с этим исследование вопросов оптимизации закупочной деятельности оптовых предприятий и выработки на этой основе необходимых методических рекомендаций несут значимую роль для отрасли в целом.

Цель исследования — разработка мероприятий по повышению эффективности закупочной деятельности предприятий оптовой торговли. Исходя из заявленной цели необходимо подробно рассмотреть современные проблемы снабженческой деятельности, для того чтобы предложить пути для их решения.

  1. Логистика снабжения

Современное развитие рынка дает предприятиям много возможностей, поощряя творческую и инновационную деятельность. Изменения происходят во многих областях, прямо или косвенно связанных с логистикой. Они имеют место в логистике поставок и производства, складах и управлении запасами, а также в логистике распределения, в частности, с точки зрения требований к обслуживанию клиентов. Происходит динамичное развитие цепочек поставок и их адаптация под потребности внутренних и внешних клиентов. Появляется глобальная конкуренция, дерегулирование транспорта, поиск источников транспорта за рубежом, происходит эффективное обслуживание клиентов. Цепочка поставок представляет собой взаимодействие между несколькими перерабатывающими, торговыми, логистическими предприятиями и предприятиями, участвующими в потоке продуктов, информации и финансовых ресурсов [2, c. 45].

Логистика снабжения — это процесс получения товаров и услуг для оптовых предприятий. Это связано с созданием многочисленных цепочек поставок, которые будут относительно постоянными и регулярно повторяющимися с необходимыми интервалами.

Изучение времени заказа, периода поставок и хранения позволит предприятию снизить стоимость капитала, замороженного на складе. Все больше и больше предприятий стремятся минимизировать общие затраты на поток продукции, информацию при сохранении клиентами уровня качества, обработки поставок.

Стремясь обеспечить максимально короткое время выполнения заказа и максимально высокую надежность, частоту и гибкость поставок при предполагаемом уровне затрат на поток, а также оптимизацию уровня запасов в масштабах цепочки поставок. Цепочка поставок представляет собой объединение предприятий, участвующих в доставке продукта на рынок конечному потребителю.

Эффективное управление основано на интеграции и управлении тремя типами основных процессов: продуктов, информации и денег. Одной из основных задач в управлении цепочками поставок является ограничение неопределенности, которая является причиной покупки запасов или создания запасов безопасности. Оптовая компания также должна учитывать недостатки на складе, которые угрожают потерей клиентов. Логистика снабжения, производства и распределения должна быть скоординирована для удовлетворения потребностей клиента и, таким образом, оптимизация закупочной деятельности являются наиболее важной целью [1].

  1. Управление заказами

Эффективные продажи — это цель каждой компании, а эффективный и действенный процесс продаж является основополагающим в любой отрасли. Однако следует помнить, что для нормального функционирования компании также необходима правильная организация закупок. В настоящее время это очень важный аспект деловых операций — менеджеры все чаще обращают внимание на экономию, которую можно получить, в том числе, путем переговоров о ценах в процессе покупки. Представители компании, отвечающие за такую деятельность, должны попытаться ее оптимизировать. Это означает, прежде всего, лучшее управление временем и расходами. Эти два фактора играют очень важную роль в процессе покупки и напрямую связаны друг с другом.

Чтобы лучше понять проблемы, связанные с процессом покупки, важно понимать его сложность. В него входят не только задачи, связанные с выбором лучшего источника поставок, но и деятельность внутри компании. Элементы процесса покупки включают, среди прочего, исследование и сбор спроса в компании, анализ рынка, сбор различных предложений, а затем переговоры и выбор лучшего из них. Другие важные этапы, которые мы можем выделить в процессе покупки, включают, среди прочего, создание заявки, заказ продукта, выставление счетов и оплату. Управление заказами должно осуществляться эффективно, поэтому оптимизировать процесс закупок стоит в каждой компании [4, c. 107].

Предприниматели все чаще понимают, что процесс закупок так же важен, как и производство, следовательно, необходимо его оптимизировать.

Необходимо помнить, что внедрение эффективных методов управления зависит в первую очередь от специфики деятельности компании. Поэтому планированию изменений должен предшествовать тщательный анализ ситуации в компании. Профессиональный проект по оптимизации процесса закупок должен основываться на анализе закупок, индивидуально подготовленном сценарии и стратегии закупок, адаптированной к потребностям компании.

Этап внедрения оптимизации процесса закупок обычно состоит из нескольких этапов. Его важным элементом является работа в команде, то есть роли и задачи ее отдельных членов, а также соответствующее обучение. Внутренние стандарты также должны быть разработаны в соответствии со стратегией закупок. При оптимизации также стоит обратить внимание на определение сберегательных проектов [4, c. 112].

После этих этапов можно приступать к оптимизации закупочных процессов. В дальнейшем следует контролировать эффективность применяемых решений.

Планирование и оптимизация процесса закупок, при эффективном использовании складских площадей, является стратегической закупочной деятельности на предприятиях оптовой торговли.

  1. Цифровая трансформация

Прогрессивная оцифровка вызывает полную реструктуризацию отделов закупок. Сами покупатели все больше вовлекаются в решение стратегических вопросов по совершенствованию закупочных процессов. Они поддерживают стратегические деловые отношения с поставщиками и несут ответственность за оценку поставщиков. Это требует изменения мышления. В высококонкурентном, глобализированном мире со всеми сложными производственно-сбытовыми цепочками правильный выбор поставщиков является одним из ключевых факторов успеха. Каждый нереализованный заказ стоит денег. Поставщик, не соблюдающий нормативные требования, может в итоге оказаться очень дорогостоящим для бизнеса.

Новые ИТ-решения в виде закупочных платформ помогают компаниям значительно сократить операционные расходы и автоматизировать закупочные и финансовые процессы. Отделы закупок и финансов являются бенефициарами внедрения закупочных платформ. Платформы минимизируют ручную работу, автоматизируют процессы закупок, избегают внутренних ошибок и снижают риск мошенничества. Платформы закупок — это не только тренд, но и направление развития отделов закупок. Внедрение платформы закупок, благодаря сокращению операционных расходов, напрямую влияет на финансовый результат организации [2, c. 39].

Последние данные с российского рынка показывают, что 66 % компаний рассматривают возможность внедрения инновационных решений в сфере закупок.

Платформы для закупок претерпели серьезные изменения. Вначале на рынке были популярны простые инструменты для размещения предложений в Интернете в формате PDF. В настоящее время это комплексные системы, которые обслуживают не только отдел закупок и финансов, но и всех сотрудников организации. Они поддерживают следующие процессы: поиск поставщиков, Procure 2 Pay, поиск и сотрудничество с поставщиками, выставление счетов и платежи. Все это делается в одной системе. Поэтому внедрение современной платформы закупок следует рассматривать как инвестицию, которая позволит компаниям получить множество преимуществ за короткое время [2, c. 40].

Цифровая трансформация меняет бизнес, и процессы закупок не исключение. Впервые отдел закупок может сыграть важную роль в создании конкурентного преимущества и сокращении операционных расходов. Это невозможно без передовых ИТ-инструментов.

В заключении необходимо подчеркнуть, что высокая результативность работы торговой организации во многом зависит от того насколько грамотно ведется закупочная деятельность.

Организация эффективной логистики снабжения и внедрение ИТ-решений достаточно трудоемкие процессы, но игнорирование этих стороны торговой деятельности зачастую может очень негативно отобразиться на организации. Указанные мероприятия требуют определенной подготовки, которая состоит в анализе как внутренней, так и внешней среды торговой организации.

Литература:

  1. Гончарова С. О. Особенности управления закупочной логистикой на предприятии: российский и зарубежный опыт / С. О. Гончарова, Л. Н. Шевень [Текст] // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8. Ч. 2. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36721 (дата обращения: 07.06.2018).
  2. Демченко С. Г. Алгоритм подготовки аналитической информации для закупочной деятельности / С. Г. Демченко, Е. И. Несмеянова, Е. В. Старикова [Текст] // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 38–44.
  3. Кузнецова М. Н. Анализ логистического менеджмента закупок / М. Н. Кузнецова [Текст] // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 43. С. 43–52.
  4. Линдерс Р. Майкл. Управление закупками и поставками: учебник / М. Р. Линдерс, Ф, Джонсон, А. Е. Флинн, Г. Фирон. [Текст] М.: Юнити-Дана, 2017. 752 с.
  5. Павлюченко Д. А. Способы совершенствования закупочной деятельности предприятия / Д. А. Павлюченко [Текст] // Научное сообщество студентов: материалы X Междунар. студенч. науч.–практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 222–227
Основные термины (генерируются автоматически): закупочная деятельность, оптовая торговля, предприятие, процесс закупок, процесс покупки, компания, логистик снабжения, отдел закупок, внешняя среда, оптовое торговое предприятие.


Ключевые слова

закупочная деятельность, система снабжения, совершенствование системы закупок, проблемы закупочной деятельности, система закупок на предприятиях оптовой торговли
Задать вопрос