Диалог ребенка с Богом в современной детской литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 03.02.2021

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Анциферова, Е. Г. Диалог ребенка с Богом в современной детской литературе / Е. Г. Анциферова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 442-443. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78315/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор рассматривает проблему обращения ребенка к религии, Богу на примере произведения Ю. Вознесенской.

Ключевые слова: диалог с Богом, религия, детская литература.

Современная детская литература переживает этап демократизации — произведения для детей поднимают все более сложные вопросы, снимая табу с «запрещенных» тем. Одной из них становится религия.

Именно в детстве каждый сталкивается с той или иной религией, находя примеры верований в жизни или литературе. Авторы современных детских произведений демонстрируют юному читателю, что путь к Богу может быть разный: каждый делает свои открытия в поисках истины. Такая литература не только знакомит с догматами веры или определенными установившимися традициями, но и показывает личное отношение человека к вопросам религии, как по-разному могут решаться возникающие противоречия.

В этом отношении интересны произведения православной писательницы Ю. Н. Вознесенской. Рассмотрим ее повесть «Юлианна, или игра в киднеппинг».

Сюжет произведения составляют «встреча сестер, их взаимное влияние друг на друга, происходящее на фоне почти детективной истории, с одной стороны, и противоборства добра (ангелов) и зла (бесов), с другой стороны» [2, с. 37].

Сестры-близнецы Юлия и Анна в младенческом возрасте после развода родителей были разлучены: Анна выросла с мамой и бабушкой в религиозной семье, а Юлию воспитывал отец-бизнесмен, поэтому, встретившись в подростковом возрасте, девочки понимают, что они совсем не похожи. Юля — типичный подросток XXI века: она разбирается в музыке, фильмах, косметике, технических новинках, но ничего не знает о Боге, в отличие от своей сестры Ани, которая ходит в церковь, молится дома. Девочки очень разные по характеру: Аня тихая и послушная — воплощение образа кроткой христианки, Юля же своенравна, капризна и эгоистична. Именно эти качества диктуют Юльке ее поступки — она стремится выжить сестру из дома, куда ее привозит отец. С этой целью она организует их похищение, которое из игры превращается в настоящее преступление, жертвами которого оказываются обе девочки.

Сестры, столкнувшись с трудностями, ведут себя по-разному: Юля впадает в панику, Аня же более спокойна — она держится стойко благодаря своей вере. Только объединившись, они смогут преодолеть все испытания.

Именно на этом пути Юля впервые осознанно задумывается о роли Бога в жизни человека. Ее первые молитвы — молитвы-просьбы. Сначала вместе с сестрой она молится о здоровье отца:

«– Ладно. Учи давай, как за папу молиться!

— Повторяй за мной: Господи! Спаси и помилуй раба Твоего Дмитрия, защити его от всех врагов видимых и невидимых, пошли ему здравие душевное и телесное!

— Господи… спаси и помилуй… — У болтушки Юльки язык вдруг начал заплетаться, но она упорно, слово за словом повторяла Анины слова» [1] .

Затем девочки просят о помощи своих Ангелов Хранителей. Аня, с детства слышавшая тексты молитв, знает их канонический вариант наизусть, Юля же молится своими словами: « Ангел мой миленький, — хныкала Юлька, — ты меня прости, что я тебе так долго не молилась. Я обещаю тебе, что каждый день теперь молиться тебе буду, даже в церковь с Анькой ходить стану, только ты сейчас спаси нас! Ну, пожалуйста-а-а, Ангел!» [1].

Примечательная еще одна молитва Юльки к Ангелу Хранителю, в которой проявляется ее характер и любопытство — любым способом девочка хочет проникнуть в невидимый мир, поэтому она произносит такие слова: «Знаешь что, дорогой мой Ангел? Я тебе подскажу, что надо сделать, чтобы я тебя смогла увидеть: ты возьми и приснись мне прямо сегодня ночью! Тебе это наверняка не трудно, ведь это же легче, чем спасать от бандитов, правда? Ну, пожалуйста, Ангел, миленький, приснись мне хоть на минуточку! Я тебя увижу и после этого буду еще сильней любить. А теперь спокойной тебе ночи. До свидания. Я буду спать и ждать тебя во сне. Пока!» [1].

Произошедшее изменило девочек: они стали взрослее, опытнее и умнее. Особенно сильно события повлияли на Юльку, которая начинает интересоваться религией. Вместе с сестрой она теперь пробует молиться: « Девочки умылись, оделись и встали на молитву. Юля взяла Анин молитвослов и сама читала утренние молитвы, а сестра ее поправляла: многие слова были еще непонятны Юльке » [1]. Это занятие ей нравится, она сравнивает его с зарядкой, « только изнутри » [1].

Так начинается путь становления Юли как христианки. Однажды установившийся диалог с Богом будет сопровождать ее всегда. Теперь она понимает для себя — как важно молиться и просить о помощи.

Таким образом, мы можем наблюдать, как по-разному писатель может представить читателям проблему детского духовного поиска.

Анна незыблема в христианской вере, не теряет надежды на помощь Бога, а все ее действия сопровождаются молитвой, что в итоге оказывает влияние на ее сестру Юлию, которая никогда не задумывалась о роли в ее жизни потусторонних сил. В этой ситуации разворачивается один из принципов православия — «молчаливая проповедь», когда верующий человек приводит к Богу окружающих своим примером, а не настойчивостью. Так и Юлька, наблюдая за сестрой, начинает вникать в вопросы религии и обращается к Богу. Героиня обращается к Богу в трудные моменты — это закономерно, ведь большинство верующих пришли в храм с болью и проблемами. Произведение отражает эту идею, показывая юным читателям возможный путь выхода из сложных жизненных обстоятельств.

Литература:

1 Вознесенская, Ю. Н. «Юлианна, или Игра в киднеппинг» [Электронный ресурс] / Ю. Вознесенская. — М.: Лепта, 2006. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/yulianna-ili-igra-v-kidnepping/, свободный (дата обращения: 11.10.2020). — Загл. с экрана.

2 Магерамова, Ю. Ю. Религиозная лексика в художественном тексте для детей (на материале повести Ю. Вознесенской «Юлианна или игра в киднеппинг») [Электронный ресурс] / Магерамова Юлия Юрьевна // Вестник Северо-Восточного государственного университета: науч. электрон. журн. — 2017. — № 27. — С. 37–39. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29303806, свободный (дата обращения: 07.10.2020). — Загл. с экрана.

Основные термины (генерируются автоматически): сестра, Ангел, Бог, девочка, молитва, произведение, религия, слово.


Ключевые слова

религия, детская литература, диалог с Богом

Похожие статьи

«Тот, кто всегда рядом» (образ ангела в русской литературе)

Данное исследование посвящено анализу образа ангела в русской литературе, выявлению важных нравственных уроков, полезных для развития

Объект исследования — образ ангела в русской литературе. Предмет исследования — проблематика произведений, отражающих...

Молитва в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Ключевые слова : стихотворная молитва, Пушкин, Лермонтов.

Проанализируем произведение А. Пушкина в сравнении с молитвой Ефрема Сирина.

В последней строфе лирический герой просит Бога о том, чтобы он мог увидеть свои грехи и мог не осуждать других...

А. Рыбников и его «Юнона и Авось» | Статья в журнале...

Наибольшую признательность, славу и успех Алексею Рыбникову принесли произведения, написанные для музыкального театра. Самую большую популярность снискали «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Литургия оглашенных», и, конечно же, «Юнона и Авось».

Образ Бога в одноименной оде Г. Р. Державина | Юный ученый

Ода «Бог» была написана в 1784 году. История создания произведения подробно излагается в «Записках» Г. Р. Державина.

Бог — жив. С Ним можно говорить. К Нему можно обращаться с молитвой (лирический герой так и делает, восклицая: «О Ты, пространством бесконечный!»).

Православные мотивы в сказочной повести «Удивительные...»

Ёжик решает помочь лесному царству молитвой, каждый день он молится Богу, но дождя

Эта история заканчивается словами "Словно пришёл сюда невидимый ангел с невидимым

"Главное — пробудить любовь к Богу, любовь к молитве. Ребенок должен понять, что его...

Два поколения слуг в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»...

Все мы знаем, что «Вишнёвый сад» является последним драматическим произведением писателя.

Чехов называл свою пьесу комедией , однако литературные критики причисляли данное произведение к жанру драмы.

Специфика изображения женских характеров в романе Луизы Мэй...

Сестра Джо — главный и противоречивый действующий персонаж романа, описывается леди, наделенная сильными чертами. В романе используется прием описания персонажа другими лицами в ироническом контексте. Например

Соотношение реального и фантастического в романе Д.У. Джонс...

Реальная основа фэнтезийных, сказочных произведений — широкое поле для исследователей. В связи с этим целью работы стало соотношение реального и фантастического в романе Дианы Уинн Джонс «Ходчий замок». События книги Дианы Уинн Джонс происходят в вымышленной...

Женские образы в «любовном тексте» романа Ф. М. Достоевского...

Женские образы в романе «Братья Карамазовы» рассматриваются в контексте религиозно-нравственных воззрений Ф. М. Достоевского, а внутренний духовный конфликт героинь романа представляет собой объект психологического анализа [1, с. 36].

Похожие статьи

«Тот, кто всегда рядом» (образ ангела в русской литературе)

Данное исследование посвящено анализу образа ангела в русской литературе, выявлению важных нравственных уроков, полезных для развития

Объект исследования — образ ангела в русской литературе. Предмет исследования — проблематика произведений, отражающих...

Молитва в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Ключевые слова : стихотворная молитва, Пушкин, Лермонтов.

Проанализируем произведение А. Пушкина в сравнении с молитвой Ефрема Сирина.

В последней строфе лирический герой просит Бога о том, чтобы он мог увидеть свои грехи и мог не осуждать других...

А. Рыбников и его «Юнона и Авось» | Статья в журнале...

Наибольшую признательность, славу и успех Алексею Рыбникову принесли произведения, написанные для музыкального театра. Самую большую популярность снискали «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Литургия оглашенных», и, конечно же, «Юнона и Авось».

Образ Бога в одноименной оде Г. Р. Державина | Юный ученый

Ода «Бог» была написана в 1784 году. История создания произведения подробно излагается в «Записках» Г. Р. Державина.

Бог — жив. С Ним можно говорить. К Нему можно обращаться с молитвой (лирический герой так и делает, восклицая: «О Ты, пространством бесконечный!»).

Православные мотивы в сказочной повести «Удивительные...»

Ёжик решает помочь лесному царству молитвой, каждый день он молится Богу, но дождя

Эта история заканчивается словами "Словно пришёл сюда невидимый ангел с невидимым

"Главное — пробудить любовь к Богу, любовь к молитве. Ребенок должен понять, что его...

Два поколения слуг в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»...

Все мы знаем, что «Вишнёвый сад» является последним драматическим произведением писателя.

Чехов называл свою пьесу комедией , однако литературные критики причисляли данное произведение к жанру драмы.

Специфика изображения женских характеров в романе Луизы Мэй...

Сестра Джо — главный и противоречивый действующий персонаж романа, описывается леди, наделенная сильными чертами. В романе используется прием описания персонажа другими лицами в ироническом контексте. Например

Соотношение реального и фантастического в романе Д.У. Джонс...

Реальная основа фэнтезийных, сказочных произведений — широкое поле для исследователей. В связи с этим целью работы стало соотношение реального и фантастического в романе Дианы Уинн Джонс «Ходчий замок». События книги Дианы Уинн Джонс происходят в вымышленной...

Женские образы в «любовном тексте» романа Ф. М. Достоевского...

Женские образы в романе «Братья Карамазовы» рассматриваются в контексте религиозно-нравственных воззрений Ф. М. Достоевского, а внутренний духовный конфликт героинь романа представляет собой объект психологического анализа [1, с. 36].

Задать вопрос