Исторический опыт японской модели социального страхования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мальцев, В. В. Исторический опыт японской модели социального страхования / В. В. Мальцев, М. З. Шарипова, В. А. Колотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 265-268. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78313/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье рассматривается становление социального обслуживания и модели социальной работы в Японии. Для точного определения развития японской системы социального обслуживания была проанализирована социальная политика Японии в XX веке, социальная структура обеспечения и современная социальная политика.

Ключевые слова: японская модель, социальное обеспечение, пенсионный возраст, социальная политика

Современная Япония является одним из ведущих технологических и экономических государств мира, особенностью в социальной политике, которого считается поддержка высокого уровня жизни всего населения за счёт различных социальных выплат.

В начале XX века социальная поддержка японских граждан было в отчаянном положении. По сравнению с другими странами Япония позже всех встала на путь капиталистического развития. До этого японское население получало помощь не со стороны государства, а со стороны членов семьи, соседской общины или частных предприятий. Они оказывали финансовую поддержку нуждающимся.

Период между первой и второй мировыми войнами в Японии характеризуется компенсациями по безработице и обеспечением жильем нуждающихся за счёт компании, но это вовсе не означает, что Япония развивается подобно С. Ш. А., где основная тяжесть социальной политики была возложена на рынок. Так, уже в 1 половине XX века начинают появляться предпосылки возникновения японской модели социального обеспечения. [3]

В то время никакого законодательство о защите прав рабочих в стране не существовало.

После Второй мировой войны издавались послевоенные демократические реформы, посвященные проблемам социального обеспечения. Поэтому была разработана концепция и юридическая база.

Так в 1946 году в Японии был принят Закон о национальном вспомоществовании нуждающимся, а в 1950 году был дополнен. Данный нормативно-правовой акт заменял довоенные законы 30-х годов. Одновременно были изданы новые для страны Законы о благосостоянии детей в 1947 и нетрудоспособных в 1948. В эти же года было разработано Трудовое законодательство, гарантировавшее работникам минимальные условия существования: Закон о профсоюзах в 1945г., Законы 1947 г. о трудовых стандартах, страховании по безработице, страховании наемных работников.

Одной из проблем в этот период являлась бедность. В области экономических проблем сформирована тенденция понимания бедности, основным решением которой утверждалось развитие занятости в частном секторе, чем при поддержке государственных программ. [3]

В первый послевоенный период японская социальная политика ориентировалась на скандинавские государства.

По мере улучшения экономического положения страны японское правительство активно начало решать вопрос по социальной защите населения, тем самым развивая систему социального обеспечения. Одним из первых действий правительства стало вступление в силу Закона о национальном страховании здоровья в 1961 году. Осуществление этого закона возлагалось на органы местного самоуправления. В 1959 году был принят Закон о национальных пенсиях, который распространялся на все группы населения. Благодаря данным законам существенно увеличивался уровень жизни населения. В 70-е годы XX века были внесены поправки в данные законы, которые увеличивали размеры денежных выплат некоторым категориям граждан. [1]

В 1974 году вступил в силу Закон о гарантии найма, заменяющий Закон о страховании по безработице. Особенностью принятого закона является комплексный подход к данным проблемам и предусматривал различные меры по борьбе с безработицей, повышению устойчивости занятости и получению новый специальностей. [1]

К концу 1970-х годов в государственном бюджете Японии образовался ощутимый дефицит. Главной причиной считается замедление экономического развития после первого нефтяного кризиса. В ответ правительство вводит специальную программу жесткой экономии под названием «административная реформа». Суть программы заключалось в следующем: сократить субсидии, включая социальную поддержку государства. Результатами этой реформы стало закрытие бесплатного здравоохранения для пожилых граждан в начале 1980-х годов, а также перераспределение финансовых расходов на социальное обеспечение между государственными и местными уровнями. [3]

Необходимость принятия этой реформы связана с изменением демографической ситуации в стране. К тому же в 80-е года наблюдалась тенденция старения населения, а также увеличение количества женщин на рынке труда

В январе 1979 года японский премьер-министр О. Масаёси официально заявил, что необходимо следовать традиционному японскому духу самоуважения и опоры на собственные силы, и такие отношения между людьми, которые основаны на духе толерантности и на традиционной системе взаимной помощи. Таким образом, оказывать поддержку должно не государство и социальные службы, а семья нуждающегося.

В 1986 году вводится в действие Закон о стабилизации найма для людей пенсионного возраста. Принятие данного закона связано с двумя причинами. Во-первых, увеличивалось количество пожилого возраста работников, во-вторых — желание этих же работников дальше трудиться.

В 1989 году правительством Японии было принято решение о введении 10-летней стратегии улучшения медицинского обеспечения и повышения благосостояния лиц пенсионного возраста. Этой категории людей выделялись денежные средства на строительство домов-пансионатов с полным набором услуг, а также уходом за ними на дому. А с 1993 года для осуществления данной стратегии подключились органы местного самоуправления, которые разрабатывали конкретные программы на местах. [5]

В 80–90-е года в японской модели социальной работы предметом особой заботы становится создание условий для повышения рождаемости и защиты детства. В эти года существовала тенденция, согласно которой женщины откладывали заведение семьи на более позднее время ради получения высшего образования, благодаря чему смогут обеспечить достаточным заработком.

Для реализации этой цели в 1985 году принимается Закон по обеспечению равных возможностей найма для мужчин и женщин, который формально основал юридическую базу для женского населения. В 1991 году издается Закон об отпусках по уходу за детьми, который предусматривал возможность одному из родителей приобрести такой отпуск до достижения ребёнком одного года. [1]

В 90-е годы в Японии обостряется вопрос по поводу поддержки расходов на социальную сферу жизни обществ на европейском уровне, таких стран, как Германия или Франция. Поэтому в начале 1990-х годов проводится курс на смену социальной политики японского государства, в 1990г — принятие плана «Золотой шар», а в 1997 году — переименовывается в «Долгосрочное страхование». [3] Данный план представляет собой комплекс услуг, которые будут оказываться тяжело больным пожилым людям, не имеющим или потерявшим членам семьи.

Особенностью социального обеспечения в Японии является выделение правительством из бюджета значительной суммы на поддержку и обслуживание пенсионных выплат. Сама пенсионная система в середине 80-х годов подверглась значительным изменениям, которая раньше была достаточно сложной и многослойной.

Для пенсионного обеспечения Японии характерна и такая особенность, как мобильность социального законодательства. В условиях быстро стареющего общества, по действующему в стране законодательству, каждые пять лет на основе финансовых перерасчетов меняется размер пенсий и взносов в государственный пенсионный фонд. По мере необходимости эти изменения могут произойти и раньше.

Японцы имеют право на кратковременные выплаты по безработице и долговременные — по нетрудоспособности в размере около 60 % заработной платы. Согласно закону японцу полагается ежегодный отпуск продолжительностью в пять дней, а также дополнительный день за каждый год службы. Это самый первый компонент системы помощи нуждающимся. [1]

Второй важный компонент системы социального обеспечения является страхование здоровья. В Японии существует шесть альтернативных систем, охватывающие все население: страхование здоровья наемных работников частного сектора; страхование моряков; ассоциации взаимопомощи по страхованию работников государственных учреждений; ассоциации взаимопомощи по страхованию работников муниципальных предприятий и учреждений; ассоциации взаимопомощи по страхованию учителей частных школ; национальное страхование здоровья лиц, занятых индивидуальным трудом, а также неработающих, осуществляемое муниципалитетами. [1]

Следующим компонентом системы социального обеспечения является общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Указанная помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство по безработице, на похороны. Центральные и местные органы власти осуществляют выплату средств в пропорции 75:25.

Современная социальная политика Японии имеет ряд социально-экономических проблем, главной из которых является неуверенность в эффективном осуществлении программы пенсионного обеспечения в конце 20 века в связи с дефицитом пенсионного бюджета.

В 2000 году был проведен пакет законопроектов по пенсионной реформе, в которой трудовая пенсия была сокращена на 5 %, а пенсионный возраст повышен с 60 до 65 лет. В 2013 году для мужчин пенсионный возраст становится 61 год, а в 2018 — для женщин.

Еще одной проблемой социальной политики Японии в XXI веке становится проблема увеличение количество нуждающихся граждан в долговременном уходе. Процент пожилых людей, проживающих в молодых семьях, остается большим, по сравнению с другими развитыми странами. Вместе с тем увеличивается средний возраст тех, кто осуществляет за ними уход. В 2010 году 5 миллионов человек в Японии получили официальный статус лиц, осуществляющих долговременный уход за престарелыми гражданами. [5] Такое количество человек связано с таким важным принятием решения японским правительством, как введение страховой системы медсестринского ухода в 2000 году. В первую очередь она связана со сбором обязательных страховых поступлений со всех граждан старше сорока лет, и оказывает сильно больным пожилым людям такие услуги, как посещения помощников по хозяйству на дому или достаточно продолжительное время пребывания в интернатах.

Что касается взносов с людей старше 65 лет, то они собираются местной администрацией в виде вычета из пенсий этих граждан. В возрасте от 40 до 64 лет страховые взносы добавляются к выплатам на здравоохранение.

На основании вышеизложенного текста становится понятно, что правительство Японии пытается решить острые социально-экономические проблемы и повысить качество социального страхования для всего населения.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что в начале XX века в Японии таких понятий, как социальное страхование и социальное обеспечение, фактически не существовало. Первые предпосылки образования японской модели социального обслуживания появились после Второй мировой войны. Это дало толчок развитию социальной политики Японии.

В дальнейшем складывается структура социального обеспечения и формируется её юридическая база. Принимаются законы, увеличивающие выплаты как рабочему населению, так и другим категориям. Развивается материальная поддержка пенсионеров, для этого с 60-х годов прошлого столетия делаются попытки формирования пенсионной системы. В середине 80-х годов проводится пенсионная реформа.

Отличительной чертой социальной сферы в Японии по сравнению с другими развитыми государствами является обеспечение работников и людей, вышедших на пенсию, благодаря различным фондам, бюджет которых пополняется как самими работниками, так и компаниями, являющиеся основным доходом фондов. Опираясь на эту информацию, можно утверждать, что государство будет занимать в основном координирующую роль, а население будет самостоятельно себя обеспечивать.

Литература:

  1. Жуков, В. И. История социальной работы / В. И. Жуков. — М.: Изд-во РГСУ, 2011. 400 с.
  2. Лебедева, И. П. Система социального обеспечения Японии: достижения и проблемы / И. П. Лебедева //Японские исследования.-2016. — с. 23–32.
  3. Ставропольский, Ю. Социальная политика в Японии через призму проблемы старения нации/Ю. Ставропольский//Журнал исследований социальной политики. -2014. -Том 12 № 1 –с. 125–131.
  4. Хвостов, Япония в конце XIX-начале XX века [Электронный ресурс]/Хвостов. — Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://hist-world.com/novaya-istoriya-chast-ii-1870–1917-khvostov/528-yaponiya-v-kontse-xix-nachale-xx-veka.html
  5. Циткилов, П. Я. История социальной работы: учебное пособие для студентов /П. Я. Циткилов. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. 448 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Япония, социальное обеспечение, пенсионный возраст, социальная политика, японская модель, ассоциация взаимопомощи, проблема, социальная политика Японии, социальное обслуживание, юридическая база.


Задать вопрос