Теоретические представления о структуре детско-родительских отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 03.02.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Солынин, Н. Э. Теоретические представления о структуре детско-родительских отношений / Н. Э. Солынин, М. В. Колгушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 313-315. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78305/ (дата обращения: 01.03.2021).



Статья повествует о структуре детско-родительских отношений, описывает основные компоненты этих отношений и раскрывает их значение. Представлены компоненты родительского отношения, а именно: родительская позиция, стиль семейного воспитания и родительские установки.

Ключевые слова : ребенок, детско-родительские отношения, стиль воспитания, родительская позиция, родительские установки, образ родителя.

Семья представляет собой весьма значимую общность с точки зрения психологии развития. Именно в семье происходит первичная социализация будущего поколения, при которой ребенок осваивает не только навыки коммуникации, но и различные социальные и нравственные нормы, формирует представления о множестве социальных и психологических феноменов.

Семья включает в себя множество подструктур и отношений. Важным структурным компонентом семьи являются детско-родительские отношения. Рассматривая особенности представлений о взаимоотношения родителей и детей можно обнаружить, что большинство исследователей рассматривают только родительскую сторону этих отношений. С учетом современных воззрений о роли ребенка в различных коммуникативных процессах, следует обратить внимание на тот факт, что детско-родительские отношения имеют полисубъектный характер. Причем под этим понимаются не только отец и мать в качестве субъекта этих отношений, но и ребенок. Исходя из этого, можно выделить два направления детско-родительских отношений: родительские отношения к ребенку и детские отношения к родителям.

Существует множество формулировок термина «родительское отношение». Основной формулировкой определения данного термина было выбрано понятие, выраженное А. Я. Варгой и В. В. Столиным. Родительское отношение — это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков [2].

Исходя из этого определения, можно выразить ряд направлений для анализа отношения родителя к ребенку:

  1. Реальное взаимодействие родителей с ребенком (стиль родительского воспитания);
  2. Отрефлексированное родителем отношение к ребенку и взаимодействие с ним (родительская позиция);
  3. Отношение родителя к ребенку, подчиненное влиянию неосознанной мотивации родителя (родительская установка).

Стиль родительского воспитания — совокупность частных установок, понятий, принципов, способов взаимодействия, используемых родителем для обеспечения лучших условий для развития и первичной социализации ребенка.

Существует множество подходов к классификации стилей семейного воспитания. Э. Г. Эйдемиллер выделил четыре типа воспитания [10]:

  1. Либеральный стиль воспитания. Состоит в попустительском отношении к ребенку. Родители не обеспечивают необходимую для ребенка воспитательную среду отсутствием участия в процессе воспитания.
  2. Авторитарный стиль воспитания. При данном стиле желание родителей для ребенка является законом, не поддающимся никаким обсуждениям.
  3. Гиперопека. Этот стиль воспитания характерен для родителей, которые безмерно заботятся о своих детях. Он основывается на ограничениях.
  4. Демократический стиль воспитания расценивается как наиболее оптимальный в воспитании ребенка. Родители выражают и проявляют заботу о дисциплине и не препятствуют проявлению самодостаточности, уважают взгляды ребенка.

Минияров В.М выделяет и другие современные стили воспитания [5]:

  1. Хаотический или непоследованный стиль, характеризующийся неимением целостного и единого подхода к воспитанию ребенка, появляется из-за отсутствия опыта у родителей либо несогласованности усилий между ними.
  2. Интуитивный стиль воспитания предусматривает воспитание ребенка по прообразу воспитательной системы самих родителей. Мать и отец придерживаются таких же подходов и действий, которые применялись по отношению к ним.
  3. Игнорирующий или индифферентный стиль. Отсутствие контроля со стороны родителей, которые совершенно не обращают никакого внимания на своих детей.
  4. Позитивный стиль воспитания. Он основывается на использовании здравого смысла при реализации воспитательного процесса, основанного на прочных семейных устоях и принципах. При этом ребенок окружен заботливой, теплой и позитивной обстановкой, которая базируется на любви и уважении.

Второй немаловажной частью родительского отношения в детско-родительских отношениях выступает родительская позиция. Осознанное родителем представление о способах взаимодействия с ребенком и отношение к нему. В отличие от стиля воспитания, который подразумевает реальное действие, оказанное на ребенка взрослым, родительская позиция является лишь отрефлексированным представлением о действиях.

Полноценную и корректную классификацию родительской позиции представила А. С. Спиваковская. Она рассматривала родительскую позицию, используя понятие родительская любовь, и привела 8 типов этой любви. В основе классификации она использовала пары симпатия-антипатия, близость — дальность и уважение-неуважение. В таблице 1 представлены типы родительской любви по данной классификации [8].

Таблица 1

Типы родительской любви по А. С. Спиваковской

Тип родительской любви

Описание в соответствии с критериями

Описание характера воспитания

Действенная любовь

Симпатия, уважение, близость

«Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь

Симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком

«Смотрите, какой прекрасный у меня ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость

Симпатия, близость, но отсутствие уважения

«Мой ребенок не такой как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения

Симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция

«Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

Отвержение

Антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция

«Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Презрение

Антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция

«Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование

Антипатия, неуважение, близость

«Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»

Отказ

Антипатия, большая межличностная дистанция

«Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

Следующий значимый компонент родительских отношений — родительские установки. Это стереотипное представление о способах взаимодействия и воспитательных подходах, основанное на внешних и внутренних факторах. Выделяются родительские установки тем, что представляют собой неосознанную родителем структурную часть его отношения к ребенку. Родительские установки включают в состав три элемента:

  1. Когнитивный (познавательный) — система знаний и ценностных ориентаций, рассматриваемых как достоверные;
  2. Аффективный (эмоциональный) — оценка родителями ситуации воспитания;
  3. Поведенческий (конативный) — намерение вести себя определенным образом.

Исследования Е. А. Савиной показывают, что на характер установок влияют социально-экономический статус родителей и удовлетворенность браком супругов [7].

И. С. Морозова, исследуя особенности родительских установок семейных пар с разным стажем совместной жизни, обнаружила некоторые особенности в группах испытуемых. В парах со стажем от одного до пяти лет наиболее ярко выраженными были родительские установки на гипоопеку у мужчин, и на демократические отношения с детьми у женщин. У испытуемых, находящихся в семейных отношениях в промежутке от шести до пятнадцати лет, наблюдается обратные результаты, т. е. гипоопека доминирует у женщин, а ориентация на демократические отношения с ребенком — у мужчин. У людей со стажем семейной жизни шестнадцать лет и более и мужчины, и женщины склонны проявлять более демократическую позицию в отношениях с детьми [6].

Таким образом, допустимо говорить о том, что родительские установки являются изменчивым компонентом родительского отношения и меняются по мере обогащения жизненного опыта человека.

Со стороны ребенка во взаимоотношениях с взрослым его активность проявляется в образе родителя в глазах ребенка и образе семейного воспитания. Также ребенок может проявлять ответную реакцию на действия родителя. Ребенок может отвечать на воздействие родителей либо принятием, либо непринятием роли навязанной родителями. Исходя из этого, ребенок может соответствовать или не соответствовать родительским ожиданиям. Ответ ребенка зависит от соответствия заявленных родителями требований его Я-концепции.

Значение образа родителя и ребенка во взаимоотношениях детей и родителей заключается в ориентировке в этой системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении требуемых условий гармоничного формирования ребенка.

Образ родителя, как предмет научных изысканий стал актуален относительно недавно, поэтому сравнительно небольшое количество исследований по этому аспекту детско-родительских отношений обнаружено. Особенности интеграции образов родителя и ребенка в детско-родительских отношениях исследуются в работах В. В. Абраменковой [1], О. А. Карабановой [3,4], Е. О. Смирновой [7], Г. Т. Хоментаускаса [9].

Анализ теоретических представлений о детско-родительских отношениях позволяет говорить о том, что они являются сложным и многогранным процессом, включающим в себя не только родительское воздействие и его воззрения о ребенке и воспитании, но и ответ ребенка на это воздействие и его представления.

Литература:

  1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: Учебное пособие/В. В. Абраменкова — Москва: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с. — Текст: непосредственный.
  2. Варга, А. Я. Структура и типы родительских отношения: монография / А. Я. Варга. — Москва: Педагогика, 2006. — 258 с. — Текст: непосредственный.
  3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие/О. А. Карабанова. — Москва: Гардарики, 2005. — 320 с.— Текст: непосредственный.
  4. Карабанова, О. А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания /О. А. Карабанова — Текст: непосредственный // Национальный психологический журнал. — 2019. — № 3(35). — С. 71–79.
  5. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания/В. М. Минияров. — Москва: МОДЭК, 2013. — 256с. — Текст: непосредственный.
  6. Морозова, И. С. Особенности родительских установок супругов в семьях с различным стажем семейной жизни/И. С. Морозова. — Текст: непосредственный//Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. —2017. — 2 (29). — С. 102–108.
  7. Савина, Е. А. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Е. А. Савина, Е. О. Смирнова. — Москва: Когито-Центр, 2003. — 228 с.— Текст: непосредственный.
  8. Спиваковская, А. С. Как быть родителями? /А. С. Спиваковская. — Москва: Педагогика, 1986. —160 с. — Текст: непосредственный.
  9. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка/Г. Т. Хоментаускас. — Москва: Педагогика, 1989. — 160 с. — Текст: непосредственный.
  10. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия в семье/ Э. Г. Эйдемиллер — 4-е издание, переработанное и дополненное. — Санкт-Петербург: Питер. — 2008. — 672 с. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отношение, мой ребенок, родительская позиция, родитель, родительская любовь, родительское отношение, воспитание ребенка, межличностная дистанция, семейное воспитание.


Задать вопрос