Этика делового общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 октября, печатный экземпляр отправим 16 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 31.01.2021

Статья просмотрена: 5777 раз

Библиографическое описание:

Оленица, А. А. Этика делового общения / А. А. Оленица, А. Г. Зеленский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 304-307. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78286/ (дата обращения: 04.10.2024).



Актуальность исследования. Актуальность исследования заключается в том, что в современном мире в целях реализации профессиональной деятельности на высокой ступени каждый работник независимо от занимаемого положения, несет обязанность по знанию и применению базовых этических принципов делового общения. В нынешнем мире поведенческая сторона работника подразумевает представление обо всей компании в общем, его способности выстраивать общение влияют на мнение и представление о компании партнеров, клиентов и иных субъектов общения и в итоге этим всем будет определяться успешность компании.

Степень научной разработанности. Среди ученых, занимавшихся изучением вопросов этики делового общения можно выделить следующих: Р. Г. Апресян, Л. Е. Балашов, А. Н. Бродский [7], Г. П. Выжлецов, А. А. Гусейнов, Н. В. Голик, Е. Л. Дубко [1], В. Г. Иванов, А. Швейцер [3] и др.

Труды приведенных ученых составили базу для комплексного монографического изучения этики делового общения.

Объектом исследования является этика делового общения.

Предметом исследования являются основные положения этики делового общения.

Цель исследования провести анализ этики делового общения.

Задачи исследования:

− изучить понятие, содержание этики делового общения;

− рассмотреть роль этики делового общения в системе коммуникаций.

Научная новизна исследования:

− проведен анализ основных положений этики делового общения.

1. Понятие, содержание этики делового общения

Этика делового общения подразумевает комплекс правил и норм, которые устанавливают поведенческую сторону каждого работника во время реализации им своих трудовых обязанностей [4].

По мнению Дж. Ягера, этика состоит из шести позиций (рисунок 1) [5].

Составляющие этики делового общения

Рис. 1. Составляющие этики делового общения

Главные принципы этики делового общения представлены на рисунке 2 [7]. Принципы нужны по причине того, что они являются базовой основой этики делового общения. Принципы подразумевают общие положения, которые предоставляют шанс тем, кто ими пользуется, правильно определять собственную поведенческую сторону, личные действия, собственное отношение ко всему.

Принципы этики делового общения

Рис. 2. Принципы этики делового общения

Этика делового общения относится к разряду профессиональной этики, которая выступает в роли регулятора взаимосвязей между работниками в области предпринимательства.

Предпринимательская деятельность, как и большая часть иных видов деятельности, в первую очередь, определяет базу нравственности и не смог бы существовать без такой базы. По мнению Аристотеля, этика делового общения оказывает помощь в познании того, что нужно делать, а что не нужно [7].

На базе обобщения опыта общества и индивидов в нравственном отношении этика выполняет три задачи:

− закрепляет правила, которые регулируют поведенческую сторону работников;

− создает ценности, к которым нужно стремиться и их держаться;

− формирует положительные качества характера человека [1].

Считаю, что этика делового общения является основой для грамотного ведения рабочей деятельности, бизнеса, так как без нее не будет существовать уважительного отношения друг к другу сотрудников, восприятие компаний по образу сотрудников будет негативным, что плохо будет сказываться на репутации и имидже компании.

Таким образом, в случае, когда поведенческая сторона людей согласовывается с этическими нормами, то результат восприятия его индивидуальности становится сильнее. Этика делового общения базируется на поведенческих нормах, которые созданы работниками в результате работы, и на этических корпоративных нормах, которые определены руководящим составом организации. Некоторые положения этики делового общения переносятся и на повседневную жизнь. Почти все этические нормы человеческих отношений относятся и к этическим нормам делового общения.

2. Роль этики делового общения в системе коммуникаций

Роль этики делового общения заключается в следующих положениях:

− добиться заданных целей,

− построить успешно-функционирующую систему бизнеса,

− рост по карьерной лестнице [2].

Без этических норм делового общения отношения имеют беспорядочную структуру. Этика нужна в целях развития общения между работниками организации, а также в целях проведения переговоров с иными компаниями, клиентами и т. д.

Различают две разных позиции касаемо роли этики в деловом общении.

Позиция делового прагматизма подразумевает мнение, что этические нормы в деловом общении не находят своего отражения и не нужны. Главное стремление бизнеса в данной ситуации — добиться максимального уровня прибыли любыми методами. Данный факт ведет руководство компаний к неэтическому поведению.

Позиция выполнения правил этики в деловом общении подразумевает наиболее грамотный подход, так как компания составляет элемент общества и, принимая нормы этики в компании, влияет на их внедрение в макросреду. Этические нормы способствуют росту рентабельности, помогают делать крепче связи делового характера и делать лучше само общение в деловой среде. Компании, которые используют в работе принципы этики, становятся интересными для кадров с наиболее высокой квалификацией [8].

Считаю, что общение делового плана является элементом жизни человека, так как каждый с ним сталкивается в рабочей среде. Каждый человек сталкивается с этическими нормами в процессе работы, его успешность в отношениях с коллегами зависит от того, как человек понимает нормы этики, какой содержательный смысл в них включает, этот факт влияет на реализацию целей и задач, но в иных случаях затрудняет процесс общения в коллективе.

Таким образом, роль этики делового общения рассматривается с двух позиций, которые прямо противоположны друг другу. Те компании, которые придерживаются первой позиции, идут «по головам» для достижения своих целей, другие же — соблюдают этические нормы и принципы, и общение в рабочей среде складывается из уважительного отношения.

Заключение

Работа выполнена в соответствии с поставленными целью и задачами.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Этика делового общения подразумевает систему норм, правил и мнений, который выступают регулятором поведенческой стороны и взаимоотношений сотрудников в процессе работы.

В случае, когда поведенческая сторона людей согласовывается с этическими нормами, то результат восприятия его индивидуальности становится сильнее. Этика делового общения базируется на поведенческих нормах, которые созданы работниками в результате работы, и на этических корпоративных нормах, которые определены руководящим составом организации. Некоторые положения этики делового общения переносятся и на повседневную жизнь. Почти все этические нормы человеческих отношений относятся и к этическим нормам делового общения.

Роль этики делового общения рассматривается с двух позиций, которые прямо противоположны друг другу. Те компании, которые придерживаются первой позиции, идут «по головам» для достижения своих целей, другие же — соблюдают этические нормы и принципы, и общение в рабочей среде складывается из уважительного отношения.

Правильный четкий стиль работы руководства нужен при общении с партнерами по бизнесу, главной чертой является вежливость в отношении партнеров и подчиненных.

В основе этики делового общения лежит признание неповторимого характера и ценности каждого человека.

Литература:

  1. Алексина Т. А. Деловая этика. Учебник / Т. А. Алексина. — М.: Юрайт, 2016. — 386 c.
  2. Богомолова М. Н. Влияние этики на построение взаимоотношений в сфере делового общения / М. Н. Богомолова, С. Г. Сейранов, Ю. Н. Юрьев // Ученые записки университета имени П. С. Лесгафта. — 2015. — № 5 (123). — С. 40–44.
  3. Кафтан В. В. Деловая этика. Учебник и практикум / В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова. — М.: Юрайт, 2016. — 302 c.
  4. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. — М.: Инфра-М, 2018. — 432 с.
  5. Кошевая И. П. Профессиональная этика и психология делового общения / И. П. Кошевая, А. А. Канке. — М.: Форум, Инфра-М, 2017. — 304 c.
  6. Психология. Педагогика. Этика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Ю. Наумкина. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2018. — 552 с.
  7. Смирнов Г. Н. Этика деловых отношений. Учебник / Г.Н Смирнов. — М.: Проспект, 2017. — 311 c.
  8. Цуканова Ж. А. Природа и сущность этики делового общения / Ж. А. Цуканова // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2017. — № 3 (65). — С. 101–104.
Основные термины (генерируются автоматически): деловое общение, норма, роль этики, этика, рабочая среда, уважительное отношение, основное положение этики, поведенческая сторона, поведенческая сторона людей, повседневная жизнь.


Задать вопрос