Особенности обеспечения безопасности несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 31.01.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Березина, Т. А. Особенности обеспечения безопасности несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта / Т. А. Березина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78258/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье рассматривается актуальная тема обеспечения безопасности несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта. Рассмотрены меры по обеспечению такой деятельности и предложены меры предупреждению и профилактике травматизма среди несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, несовершеннолетние, безопасность, травмирование, предупреждение, правонарушения.

Железная дорога выступает зоной повышенной опасности для несовершеннолетних по причине свободного доступа к железнодорожным путям. Профилактика и предупреждение травматизма среди несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта в последнее время являются очень актуальными и одними из важных задач деятельности по защите жизни и здоровья несовершеннолетних детей.

В последнее время особенно актуальной обозначилась проблема появления среди несовершеннолетних неформального движения «зацепинга», т. е. «зацеперов», увлечением которых является опасное передвижение снаружи транспортного средства, в основном на крышах и сцепках вагонов поездов и электричек.

Как указывает, С. И. Ворошилин «общепринятое международное наименование этого вида увлечения — «трейнсёрфинг» или «трейнхоппинг», «трейнхоп» (trainhop — запрыгивание на поезда)» [2, с.38].

«Зацеперы» снимают видеоролики и выкладывают их в социальных сетях. Получение большого количества просмотров и положительных откликов дает им высокий рейтинг и придает популярность среди подобной аудитории несмотря на то, что такое занятие «зацепингом» представляет явную угрозу для их жизни. Зацеперы создают разные сайты, форумы, где они распространяют видео, фотографии, сообщения о несчастных случаях с участниками, делятся опытом. Все это способствует распространению и популяризации этого явления.

Движение «зацепинга» очень пропагандируется в социальных сетях, что является нарушением общественной безопасности и нарушением Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [1]. Так, в соответствии с указанным законом, информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, является информацией, причиняющей вред здоровью и развитию детей.

Масштабное развитие этого неправомерного и смертельно опасного развлечения на объектах железнодорожного транспорта выступает проблемой транспортной полиции общероссийского масштаба. «Зацепинг» по причине высокого уровня опасности, способствует увеличению уровня смертности несовершеннолетних, вызывает нарушения в работе железнодорожного транспорта.

В качестве причин травматизма несовершеннолетних на железнодорожном транспорте можно обозначить игнорирование ими правил личной безопасности вблизи нахождения объектов железнодорожного транспорта. Подростки недопонимают или не знают тех рисков и опасностей, когда перебегают железнодорожные пути в неустановленных местах, находятся рядом или на железнодорожных путях, одновременно слушая музыку в наушниках, или делая эффектное «селфи» и т. п. В основном это совершают подростки в возрасте от 12 до 18 лет.

Особенно подростки не соблюдают правила перехода через железнодорожные пути, где в качестве частой причины этого выступает отдаленность надземного пешеходного моста или тоннеля, разрешенного для перехода при относительной близости проживания от объектов железнодорожной инфраструктуры.

Сотрудники полиции (ППС) очень редко привлекают нарушителей к административной ответственности по ст. 11.1 и 11.17 КоАП РФ, что обусловлено несовершенством такого административного надзора и невозможностью контроля каждого участка железнодорожных путей. Поэтому уровень травматизма и смертности среди несовершеннолетних большой.

С целью недопущения совершения таких правонарушений среди несовершеннолетних должна проводиться постоянная профилактическая работа с подростками по соблюдению техники безопасности и правил поведения на объектах железнодорожного транспорта, как самими родителями, так и в образовательных учреждениях.

В связи с популяризацией социальных сетей, подростки стремятся делать эффектные фотографии на железнодорожных путях, железнодорожных мостах. При игнорировании правил безопасного поведения это часто приводит к несчастным случаям, поражению электрическим током.

Такое поведение несовершеннолетних может быть обусловлено отсутствием контроля со стороны родителей и недостаточной профилактической работой в образовательных учреждениях. Эти факторы, а также наличие свободного времени, отсутствие интересов, поиск «острых» ощущений, способствуют совершению несовершеннолетними противоправных действий и увеличению случаев травматизма на железной дороге.

При решении вопросов обеспечения безопасности несовершеннолетних, должны учитываться специфика работы железнодорожного транспорта, возможности, особенности и назначение сил и средств, ее обеспечивающих, формы и методы такой работы.

В качестве действенных мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних на железнодорожном транспорте М. В. Климова указывает действия органов внутренних дел «по патрулированию территории; нахождению постового в удобном для наблюдения месте; упреждение конфликтных ситуаций между пассажирами личным появлением в зоне конфликта; применение мер административного предупреждения и пресечения; проявление смекалки и находчивости» [3, с.66].

Стоит указать, что одной из действенных мер по ликвидации проявлений неправомерного поведения среди несовершеннолетних, выступает воспитательная работа, которая вырабатывает законные, правовые и нравственные ориентиры среди несовершеннолетних. В образовательных учреждениях, расположенных вблизи железной дороги, должны разъясняться правила поведения на железной дороге, а также проводиться разъяснительные беседы и лекции на тему выполнения правил безопасности на объектах железнодорожного транспорта.

Результативность деятельности по профилактике травматизма несовершеннолетних во многом зависит от должной организации совместной деятельности сотрудников транспортной полиции, подразделений по делам несовершеннолетних, работников железнодорожных станций и образовательных учреждений.

Совместная работа сотрудников полиции и железнодорожного транспорта по проведению «уроков безопасности» в образовательных учреждениях и совместные встречи с детьми, родителями, должны быть направлены на профилактику детского травматизма.

Так, к примеру, работники Московской железной дороги осуществляют ряд таких мероприятий, как «инструктирование локомотивных бригад, изучение и анализ мест наибольшего скопления несовершеннолетней молодежи на железнодорожных станциях, модернизация системы посадки и высадки пассажиров, направленных на предупреждение, пресечение и профилактику травматизма и смертности среди несовершеннолетних на объектах транспорта» [4, с.225]. Сотрудники полиции вместе с работниками железнодорожных станций патрулируют железнодорожные пути, перегоны, проводят отработку подвижного состава железнодорожных вокзалов и станций.

В ходе взаимодействия полиции с работниками железнодорожного транспорта должны разрабатываться программы профилактических мер по детскому травматизму на железнодорожном транспорте, планы совместных мероприятий, а также производиться совместный анализ причин происшествий, обмен силами, средствами, опытом работы и информацией. Такие формы взаимодействия должны быть закреплены на законодательном уровне.

С целью предупреждения детского травматизма, и пресечения занятия «зацепингом», в настоящее время соответствующие подразделения полиции ведут мониторинг и выявление подобных страниц, с последующей их блокировкой.

Роскомнадзор ежедневно блокирует в социальных сетях информацию с пропагандой «зацепинга», чтобы исключить возможность распространения среди молодежи. Так, к примеру, в 2018 г. по требованию Роскомнадзора было заблокировано 88 страниц с информацией о зацеперах в сетях «ВКонтакте» и «Youtube», на которых был размещен контент, который мог привлечь несовершеннолетних к совершению экстремальных поступков, опасных для жизни и здоровья.

Мониторинг социальных сетей и оперативная работа сотрудников транспортной полиции также помогает обнаруживать и пресекать несанкционированные акции «зацеперов». Сотрудники транспортной полиции совместно со службой транспортной безопасности прибывают на место встречи подростков и пресекают совершение противоправного деяния [5, с. 34–39].

Немаловажную роль играет правовое просвещение несовершеннолетних, когда им в ходе встреч, конференций, демонстраций видеороликов, разъясняются положения о безопасном поведении на объектах железнодорожного транспорта, ответственности за действия, угрожающие безопасной работе железнодорожного транспорта.

В пропаганде опасности нахождения на объектах железнодорожного транспорта и безопасности несовершеннолетних могут успешно использоваться средства массовой информации.

Но однозначно то, что таких мер недостаточно и должно быть введено наказание за вовлечение несовершеннолетних в занятия «зацепингом» в виде закрепления административной или уголовной ответственности. К тому же в настоящее время у правоохранительных органов нет законодательно предоставленной возможности мгновенного блокирования страниц, посвященных «зацепингу» и внесения их в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Также эффективным решением может быть увеличение штрафа за проезд на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах, самовольный проезд в грузовом поезде до более значительных размеров, которая понудила бы многих несовершеннолетних не совершать подобные правонарушения, так как в настоящее время размер такого штрафа составляет всего сто рублей. В тоже время должно быть обеспечено неотвратимость наказания за эти правонарушения.

Таким образом, для обеспечения безопасности несовершеннолетних на железнодорожном транспорте должен существовать комплекс мер, направленных на их защиту, предупреждение и пресечение совершения ими преступлений и административных правонарушений.

Этот комплекс мер должен обеспечиваться соответствующим правильным правовым регулированием, межведомственным взаимодействием всех уполномоченных субъектов по профилактике травматизма и четкой организацией деятельности уполномоченных должностных лиц.

Все меры в своей совокупности позволят предотвращать угрозу жизни несовершеннолетних, находящихся на объектах железнодорожного транспорта, сохранять их жизнь и здоровье, и в свою очередь гарантировать нормальное состояние и функционирование объектов железнодорожного транспорта.

Литература:

  1. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ // Российская газета. 2010. 31 декабря.
  2. Ворошилин, С. И. Проблема классификации патологического рискового поведения антисоциального характера и факторов его распространения на примере «Трейнсёрфинга» («Зацепинга») / С. И. Ворошилин // Тюменский медицинский журнал. 2013. № 1. С. 38–39.
  3. Климова, М. В. Обеспечение безопасности несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта органами внутренних дел / М. В. Климова // Отечественная юриспруденция. 2018. № 6 (31). С. 65–67.
  4. Бочарникова, Л. Н. Деятельность территориальных органов МВД России на транспорте по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних / Л. Н. Бочарникова // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 4. С. 224–228.
  5. Амельчакова, В. Н. Суслова, Г. Н. К вопросу о проблемах привлечения несовершеннолетних лиц к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. Сборник научных статей Всероссийской конференции «Правопорядок в России: проблемы совершенствования» / В. Н. Амельчакова, Г. Н. Суслова. М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя. 2017. С. 34–39.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, обеспечение безопасности, профилактика травматизма, транспортная полиция, детский травматизм, мера, безопасное поведение, железная дорога, комплекс мер, последнее время.


Задать вопрос