В статье автором рассматривается явление отрицательного внешнего эффекта, значимость его роли в современной экономике и способы государственного регулирования. Выделяется проблема экологического загрязнения в качестве ключевого отрицательного внешнего эффекта, и анализируются способы государственного регулирования данного эффекта экономически лидирующими странами.
Ключевые слова: внешние эффекты, отрицательный внешний эффект, государственное регулирование отрицательного внешнего эффекта, экологическое загрязнение, экономически лидирующие страны.
В своём функционировании современная экономика часто сталкивается с проблемами последствий производства или потребления различных благ и услуг многими людьми и фирмами. Подобные последствия принято называть внешними эффектами. С точки зрения Г. П. Журавлевой, внешние эффекты представляют собой определённые выгоды или издержки индивидов, не участвующих в производстве или потреблении данного блага и не вовлечённых в его рынок. Здесь же учёный рассуждает о том, что на полезность и производительность индивидов и предприятий соответственно, влияет производственное и потребительское поведение других индивидов. Также подчёркивается, что в любом случае, каждый индивид и каждая фирма создают внешние эффекты разного характера [2, с. 706].
О. Н. Коротун подразделяет внешние эффекты на различные категории, среди которых, наиболее распространёнными и основными выделяет две категории — это положительные и отрицательные внешние эффекты. Помимо этого, учёный говорит о существовании внешних эффектов глобального и локального характера, и выделяет внешние эффекты в производстве и потреблении [5, с. 49]. Чаще всего, положительные внешние эффекты приносят большую выгоду и несут в себе определённую полезность для общества. Поэтому наиболее значимыми для рассмотрения являются отрицательные внешние эффекты, приносящие плохие последствия для общества и отдельных индивидов.
Г. П. Журавлёва говорит об отрицательных внешних эффектах как об определённых внешних эффектах, в которых при отсутствии вмешательства в функционирование рынка, в равновесии товара продаётся слишком много и по слишком низкой цене. В рассмотрении данного типа внешних эффектов учёный говорит о сферах потребления и производства. В производственной сфере оптимальное количество производимого товара должно быть меньше, чем рыночное (фактическое) количество. Это означает, что обществу нужно гораздо меньше количества товара для потребления, чем отдельной фирме, которая этот товар производит. Когда затрагивается сфера потребления, то в данном случае также оптимальное количество товара должно быть меньше, чем рыночное. И здесь же предельная общественная выгода должна быть меньше предельной частной выгоды. В любом случае происходит нарушение в равновесии предельной общественной выгоды и предельных общественных издержек [2, c. 706–708].
Но почему же отрицательные внешние эффекты играют особо значимую роль в современной экономике? Говоря о простых примерах, таких как, шум от строек, лай собак, громкая музыка у соседей или ремонтные работы, нельзя сказать об актуальности данной проблемы, поскольку подобные примеры существовали долгое время и не получили особого развития на данный момент.
Но такая проблема, как чрезмерное загрязнение экологии как со стороны производителей, так и со стороны потребителей, является особо острой проблемой на современном этапе развития человечества. Об этом говорят и О. Н. Коротун с Г. П. Журавлевой, преимущественно выделяя производственную сферу отрицательных внешних эффектов [5, с. 49]. Со стороны производителей — это выбросы ядовитых химических веществ в реки, моря, океаны, воздух и утилизация вредных продуктов путём закапывания в землю, что омертвляет почву. Со стороны потребителей — это, конечно, курение, пользование автомобилями, что также загрязняет экологию, но ещё и чрезмерное массовое потребление, использование большого количества пластика и выброс огромного количества мусора [2, с. 707].
Все данные примеры оказывают существенное влияние на экологическую обстановку не только отдельных стран, но и всего мира. Каждый день потребляются и производятся миллионы различных товаров, что является значимым фактором в существовании экологической катастрофы. В данном случае не обойтись частными решениями проблем внешних эффектов, поскольку они требуют конкретную специфику, что принесёт ещё больше издержек, чем выгод для общества. Необходимо, чтобы государства всех стран выходили на контроль экологической ситуации и создающих её отрицательных внешних эффектов. А значит — необходимо чёткое государственное регулирование.
К основным возможностям государственного регулирования отрицательных внешних эффектов О. Н. Коротун относит корректирующие налоги (налог Пигу), аккордные налоги, субсидирование расходов на уменьшение загрязнения, установление ограничения на выбросы и загрязнение и другие методы. Но, помимо этого, государства разрабатывают другие стратегические планы по уменьшению общих загрязнений [5, с. 51].
Рассмотрим и проанализируем способы регулирования загрязнения экологии как основного отрицательного внешнего эффекта на примере экономически лидирующих стран: США, Японии, Германии и Великобритании.
Рассматривая борьбу с загрязнениями в США, А. К. Кельдибеков выделяет классическую систему государственного регулирования (в виде корректирующих налогов и установления ограничения на выбросы). Так, например, в Нью-Йорке существует определённый налог на очистку нефтяных пятен на водоемах. Помимо этого, существует налог, которым облагаются корпорации, поскольку результатом их функционирования являются определённые отходы «риска», несущие в себе повышенный уровень опасности для окружающей среды. Учёный также говорит о существовании налога, которым облагаются компании, задействованные в производстве ёмкости и контейнеров для жидкостей без их вторичного использования или переработки. Также, жидкие выбросы особенно регулируются законом о чистой воде, при этом регулирование выбросов в атмосферу происходит посредством закона о чистом воздухе. А. К. Кельдибеков указывает на то, что специфические виды загрязнений подвергаются регулированию отдельными законами, среди которых, закон о нефтяных загрязнениях и особо опасных ядерных отходах [4, с. 184].
Обращаясь к примеру Японии, в своей работе Александра Ярлыкова выделяет немного иные подходы государства к регулированию отрицательных внешних эффектов. С каждым годом в данной стране отрасль возобновляемых источников энергии всё больше и больше набирает свои обороты, а также получают свою разработку всё более актуальные модели двигателей для транспортных средств в борьбе за чистоту воздуха. Помимо этого, Япония занимает одно из лидирующих мест в мире по уровню сортировки мусора. Также Япония известна своими «мусорными» островами, которые производятся из отходов, не поддающихся переработке и переиспользованию. А ещё, в данной стране повсеместно заключаются добровольные соглашения о контроле загрязнений окружающей среды между компаниями и местными органами самоуправления. Помимо этого, власть в Японии обязала все компании допускать к выпуску только ту продукцию, которая имеет максимально длительный срок использования [6].
Затрагивая государственное регулирование загрязнения экологии в Германии, необходимо подчеркнуть, что данная проблема волнует не только государство, но и само население страны. Постепенно страна пришла к вторпереработке отходов, установлению специальных фильтрующих сооружений на многих предприятиях и существенному улучшению качества воды, чему способствовало государственное регулирование. Хочется отметить, что местные жители осуществляют тщательную сортировку мусора и покупку преимущественно органических продуктов. В связи с подобным образом жизни жители Германии уже не считают для себя проблему экологии столь актуальной. Наиболее значимым для них становятся долгосрочные перспективы в устойчивом и активном развитии, что также связано и с последовательностью экологической политики [1].
Рассматривая пример Великобритании, хочется сказать, что правительство придаёт особое значение изменениям в климате, поэтому принимает различные методы борьбы с данной проблемой. Среди таких методов: развитие сферы энергосберегающих технологий; предоставление льгот компаниям, осуществляющим свою деятельность на «чистом» топливе; внедрение безопасных способов избавления от вредных выбросов; использование альтернативных источников энергии и многие другие. Помимо основных мер регулирования экологической обстановки, многие работы проводятся для улучшения внешнего вида и состояния охраняемых природных территорий [3, с. 131].
Таким образом, можно сказать, что существование экологической катастрофы и проблемы загрязнения всего мира является главным примером отрицательного внешнего эффекта. И то, каким образом будет происходить регулирование данного внешнего эффекта, зависит от определённой страны, будь то США, Япония, Германия или Великобритания. Ведь только с помощью государственных мер власти каждой страны могут попробовать ослабить и победить данную проблему. Необходимо думать не только об экономике своей страны, но и о глобальной экономике, когда проблема приобретает статус мирового масштаба. Ведь мы живём на одной планете и должны помнить о том, что, в первую очередь это наш дом, и то, насколько чистым он будет, зависит только от нас.
Литература:
- Аросев, Григорий; Турау Йенс Экология по-немецки: сортировка мусора, органические продукты и скоростные тачки / Григорий Аросев, Йенс Турау. — Текст: электронный // DW.COM: [сайт]. — URL: https://www.dw.com/ru/экология-по-немецки-сортировка-мусора-органические-продукты-и-скоростные-тачки/a-18699589 (дата обращения: 27.01.2021).
- Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2 / Журавлева, Г. П. — 6-е изд. — Москва: Дашков и К, 2014. — 934 c. — Текст: непосредственный.
- Иванов, С. А. Эффективность экологических мероприятий в Великобритании и ведущих континентальных странах Европы в условия кризиса / С. А. Иванов. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы Европы. — 2014. — № 1. — С. 130–140.
- Кельдибеков, А. К. Налогообложение зарубежных стран и их применительная практика в Кыргызской республике / А. К. Кельдибеков. — Текст: непосредственный // Наука и новые технологии. — 2012. — № 1. — С. 183–186.
- Коротун О. Н. Микроэкономика / О. Н. Коротун, И. С. Кошель, М. А. Новичкова. — 2-е изд. — Москва: Дашков и К, 2018. — 66 c. — Текст: непосредственный.
- Ярлыкова, Александра Как Япония решает экологические проблемы / Александра Ярлыкова. — Текст: электронный // Рубрика: [сайт]. — URL: https://rubryka.com/ru/article/ekologia-japan/ (дата обращения: 28.01.2021).