Конфликт, виды конфликта и этапы его развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 01.02.2021

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Борзиева, З. М. Конфликт, виды конфликта и этапы его развития / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 118-119. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78241/ (дата обращения: 25.02.2021).



В приведенной ниже работе будет раскрыта сущность и основные признаки конфликта, приведены стадии развития конфликтных ситуаций. Мы дадим четкое определение конфликту и подробно охарактеризуем каждый из этапов его развития.

Ключевые слова: конфликт, признаки конфликта, виды и способы разрешения конфликта.

Взаимодействие людей всегда направлено на реализацию конкретной цели, и оно оказывается эффективным тогда, когда оно ориентировано на сотрудничество, коллективную работу. Однако наличие общей цели не всегда свидетельствует об отсутствии каких-либо разногласий и противоречий. Они могут возникать из-за различия в преследуемых целях, мнениях. Противоречия, возникающие между людьми в процессе взаимодействия, могут переходить в конфликт. Но не всегда. Чаще всего противоречия являются лишь предпосылкой для возникновения конфликта, способом разрешения разногласий.

Конфликт — столкновение противоположных взглядов, мнений, целей. Он имеет три признака:

1) наличие личностного смысла для одного или обоих субъектов. Столкновение личностных смыслов двух или более людей может привести к открытому конфликту;

2) наличие конфликтной ситуации — т. е. это обстоятельства, которые способствуют обнаружению противоположных взглядов, мнений и целей. Это может быть ситуация, когда один из субъектов осознает своё несогласие с происходящим;

3) наличие инцидента, т. е. стечение обстоятельств, в которых каждый открыто выражает свое недовольство, предъявляет претензии, защищает свои интересы.

Причины возникновения конфликтов могут крыться в следующем:

− неудовлетворение потребностей одного или обоих субъектов;

− несовместимость социальных ролей;

− необъективная оценка своего партнера, принижение его достоинств;

− поведение, разрушающее намерения противоположной стороны;

− отсутствие опыта общения, знания об особенностях межличностного взаимодействия и т. д.

В зависимости от количества субъектов конфликты делятся на:

1) внутриличностные конфликты, возникающие между двумя противоположными интересами, мотивами, чувствами одного и того же человека. Эти интересы, мотивы или чувства могут быть либо одинаково привлекательными для человека, либо одинаково непривлекательными, либо одно из них привлекательное, другое — непривлекательное. Например, когда человек не может выбрать один предмет, поскольку его одинаково привлекают оба. Или, когда он думает о том, чтобы высказать человеку в лицо все, что он о нем думает или промолчать, чтобы сохранить отношения с ним.

2) межличностные конфликты — столкновение двух индивидов, возникающее из-за несовместимости целей, мнений, взглядов в конкретной ситуации. В межличностном конфликте люди открыто высказывают друг другу свои недовольства, предъявляют требования, защищают свои интересы.

3) межгрупповые конфликты — конфликты, возникающие в результате столкновения социальных групп, каждая из которых преследует свои цели и защищает свои интересы.

В зависимости от причины возникновения конфликта, они делятся на:

1) бытовые, возникающие из-за бытовых проблем;

2) административные, возникающие на почве несогласия с распределением полномочий в системе «начальник — подчиненный»;

3) профессиональные, возникающие между представителями одной и той же профессии;

4) психологические, которые связаны с различиями в личностной развитии субъектов;

5) этические, являющиеся следствием нарушения одной из конфликтующих сторон этических норм и правил поведения.

По степени завершенности конфликты делятся на:

1) конструктивные или продуктивные. Они имеют положительный исход, связанный с тем, что одна из сторон или обе стороны готовы пойти на уступки или прийти к компромиссу.

2) деструктивные или непродуктивные. Такие конфликты характеризуются использованием субъектами конфликта морально осуждаемых методов борьбы, т. е. унижение, оскорбление друг друга, применение физического насилия. Это приводит к тому, что разрешение конфликта становится невозможным из-за возникшего напряжения.

Конфликт с момента возникновения до ег8о завершения проходит следующие стадии, отличающиеся степенью эмоциональной напряженности:

Первая стадия — недовольство (собой или партнером), которое выражается в мимике, интонации, взгляде, жестах и т. д.

Вторая стадия — разногласия, которые возникают между взаимодействующими сторонами. На этой стадии партнеры высказывают друг другу свои недовольства.

Третья стадия — противодействие. Каждая из сторон приводит доводы и аргументы в свою пользу и защиту.

Четвертая стадия — противостояние, выражающееся в неуступчивости, принципиальности, более жесткой защитой своих интересов.

Пятая стадия — противоборство. На данном этапе развития конфликта конфликтующие стороны прибегают к применению различных методов борьбы: унижение, применение силы, психологическое подавление.

Шестая стадия — разрыв отношений или принудительное завершение конфликта.

В зависимости от ситуации, степени напряженности, преследуемых целей конфликты делятся на несколько видов. Человеку, оказавшемуся в той или иной конфликтной ситуации важно уметь выходить из них. Для этого он должен обладать гибким мышлением, уметь ставить себя на место партнера и видеть ситуацию с разных ролевых позиций.

Литература:

  1. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение /Л. П. Буева. — М.: Мысль,1978.
  2. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. — М., 2000. –440с.
  3. Кан — Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя / В. А. Кан — Калик. — М.: Просвещение, 1987.-190с.
  4. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для высш. учеб. заведений — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 387 с.
  5. Писарева Т. А. Общие основы педагогики: конспект лекций — М.: Просвещение, 2004
Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, стадий, интерес, конфликтная ситуация, ситуация, сторона.


Ключевые слова

конфликт, признаки конфликта, виды и способы разрешения конфликта
Задать вопрос