В приведенной ниже работе будет раскрыта сущность и основные признаки конфликта, приведены стадии развития конфликтных ситуаций. Мы дадим четкое определение конфликту и подробно охарактеризуем каждый из этапов его развития.
Ключевые слова: конфликт, признаки конфликта, виды и способы разрешения конфликта.
Взаимодействие людей всегда направлено на реализацию конкретной цели, и оно оказывается эффективным тогда, когда оно ориентировано на сотрудничество, коллективную работу. Однако наличие общей цели не всегда свидетельствует об отсутствии каких-либо разногласий и противоречий. Они могут возникать из-за различия в преследуемых целях, мнениях. Противоречия, возникающие между людьми в процессе взаимодействия, могут переходить в конфликт. Но не всегда. Чаще всего противоречия являются лишь предпосылкой для возникновения конфликта, способом разрешения разногласий.
Конфликт — столкновение противоположных взглядов, мнений, целей. Он имеет три признака:
1) наличие личностного смысла для одного или обоих субъектов. Столкновение личностных смыслов двух или более людей может привести к открытому конфликту;
2) наличие конфликтной ситуации — т. е. это обстоятельства, которые способствуют обнаружению противоположных взглядов, мнений и целей. Это может быть ситуация, когда один из субъектов осознает своё несогласие с происходящим;
3) наличие инцидента, т. е. стечение обстоятельств, в которых каждый открыто выражает свое недовольство, предъявляет претензии, защищает свои интересы.
Причины возникновения конфликтов могут крыться в следующем:
− неудовлетворение потребностей одного или обоих субъектов;
− несовместимость социальных ролей;
− необъективная оценка своего партнера, принижение его достоинств;
− поведение, разрушающее намерения противоположной стороны;
− отсутствие опыта общения, знания об особенностях межличностного взаимодействия и т. д.
В зависимости от количества субъектов конфликты делятся на:
1) внутриличностные конфликты, возникающие между двумя противоположными интересами, мотивами, чувствами одного и того же человека. Эти интересы, мотивы или чувства могут быть либо одинаково привлекательными для человека, либо одинаково непривлекательными, либо одно из них привлекательное, другое — непривлекательное. Например, когда человек не может выбрать один предмет, поскольку его одинаково привлекают оба. Или, когда он думает о том, чтобы высказать человеку в лицо все, что он о нем думает или промолчать, чтобы сохранить отношения с ним.
2) межличностные конфликты — столкновение двух индивидов, возникающее из-за несовместимости целей, мнений, взглядов в конкретной ситуации. В межличностном конфликте люди открыто высказывают друг другу свои недовольства, предъявляют требования, защищают свои интересы.
3) межгрупповые конфликты — конфликты, возникающие в результате столкновения социальных групп, каждая из которых преследует свои цели и защищает свои интересы.
В зависимости от причины возникновения конфликта, они делятся на:
1) бытовые, возникающие из-за бытовых проблем;
2) административные, возникающие на почве несогласия с распределением полномочий в системе «начальник — подчиненный»;
3) профессиональные, возникающие между представителями одной и той же профессии;
4) психологические, которые связаны с различиями в личностной развитии субъектов;
5) этические, являющиеся следствием нарушения одной из конфликтующих сторон этических норм и правил поведения.
По степени завершенности конфликты делятся на:
1) конструктивные или продуктивные. Они имеют положительный исход, связанный с тем, что одна из сторон или обе стороны готовы пойти на уступки или прийти к компромиссу.
2) деструктивные или непродуктивные. Такие конфликты характеризуются использованием субъектами конфликта морально осуждаемых методов борьбы, т. е. унижение, оскорбление друг друга, применение физического насилия. Это приводит к тому, что разрешение конфликта становится невозможным из-за возникшего напряжения.
Конфликт с момента возникновения до ег8о завершения проходит следующие стадии, отличающиеся степенью эмоциональной напряженности:
Первая стадия — недовольство (собой или партнером), которое выражается в мимике, интонации, взгляде, жестах и т. д.
Вторая стадия — разногласия, которые возникают между взаимодействующими сторонами. На этой стадии партнеры высказывают друг другу свои недовольства.
Третья стадия — противодействие. Каждая из сторон приводит доводы и аргументы в свою пользу и защиту.
Четвертая стадия — противостояние, выражающееся в неуступчивости, принципиальности, более жесткой защитой своих интересов.
Пятая стадия — противоборство. На данном этапе развития конфликта конфликтующие стороны прибегают к применению различных методов борьбы: унижение, применение силы, психологическое подавление.
Шестая стадия — разрыв отношений или принудительное завершение конфликта.
В зависимости от ситуации, степени напряженности, преследуемых целей конфликты делятся на несколько видов. Человеку, оказавшемуся в той или иной конфликтной ситуации важно уметь выходить из них. Для этого он должен обладать гибким мышлением, уметь ставить себя на место партнера и видеть ситуацию с разных ролевых позиций.
Литература:
- Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение /Л. П. Буева. — М.: Мысль,1978.
- Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. — М., 2000. –440с.
- Кан — Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя / В. А. Кан — Калик. — М.: Просвещение, 1987.-190с.
- Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для высш. учеб. заведений — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 387 с.
- Писарева Т. А. Общие основы педагогики: конспект лекций — М.: Просвещение, 2004