Вклад компании PepsiCo в развитие сельского хозяйства в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 01.02.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Малютина, Л. С. Вклад компании PepsiCo в развитие сельского хозяйства в России / Л. С. Малютина, П. А. Малеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78216/ (дата обращения: 25.02.2021).



В статье раскрываются особенности взаимодействия компании PepsiCo c местными фермерами стран присутствия. Описаны практики устойчивого сельского хозяйства, применяемые компанией. Приводятся примеры программ, в рамках которых PepsiCo осуществляет сотрудничество с российскими хозяйствами и фермерами, проводится анализ их влияния на развитие агросектора в России.

Ключевые слова : сельское хозяйство, PepsiCo, устойчивое развитие.

Компания PepsiCo, основанная в 1965 г., является одним из крупнейших мировых производителей напитков и снеков на мировом рынке. Продукты компании представлены в более чем 200 странах, в том числе и в России. Как любая транснациональная компания, PepsiCo является «локомотивом» экономики и играет большую роль во многих сферах хозяйственной деятельности стран присутствия. Значительное экологическое, социальное и экономическое влияние компания оказывает на сельское хозяйство.

PepsiCo выступает крупным производителем не только напитков, но и зерновых продуктов, а также картофельных и кукурузных снеков, для производства которых ежегодно используется более 25 разновидностей зерновых культур, выращенных в 60 странах [1].

В каждой стране, где компания осуществляет свою деятельность, она тесно взаимодействует с местными фермерами и сельхозпроизводителями. Данное взаимодействие является не только источником решений множества проблем, но источником вызовов, главные из которых: как удовлетворить постоянно растущий вместе с населением спрос, одновременно сохранить природные ресурсы и минимизировать вред, наносимый местной эко-среде. Для их разрешения PepsiCo выстраивает устойчивую систему продовольствия, в которой важнейшей составляющей выступает устойчивое сельское хозяйство [2]. Компанией внедряются различные практики устойчивого сельского хозяйства, которые также положительно влияют на общество и экономику, дают множество рабочих мест, служат основной местных экономик. Кроме того, данная концепция обеспечивает долгосрочный рост для самой компании и ставит перед собой следующие цели: повышение урожайности агропартнеров, улучшение жизненных стандартов фермеров, соблюдение прав человека, сохранение стабильных поставок сырья. Достижение поставленных целей ведет к долгосрочной позитивной трансформации сельского хозяйства во всем мире.

PepsiCo разрабатывает глобальную программу по устойчивому развитию сельского хозяйства. В ее рамках производитель берет на себя ответственность по обучению фермеров передовым технологиям, ресурсосберегательному потреблению воды и удобрений, технологиям защиты растений, социальной защите работников. Во многих странах компанией организована сеть из более чем 230 демо-ферм, где внедряются лучшие практики региона и где производители из других регионов и стран могут изучить их из первых рук [3]. Согласно отчету PepsiCo об устойчивом развитии, в 2019 году более 80 % сельхозсырья было выращено согласно строгим критериям программы. К концу 2020 года компания планирует довести этот показатель до 100 % [4].

Кроме того, PepsiCo придерживается высоких этических стандартов и осуществляет свою деятельность только в рамках законодательства и норм этики и требует того же от своих поставщиков. Компанией сформулирован глобальный кодекс поставщика и, прежде чем закупать сырье, она проводит тщательный аудит деятельности потенциальных партнеров, что способствует их выходу на мировые стандарты этики и транспарентности [5].

Россия выступает особенным рынком для компании PepsiCo. На данный момент PepsiCo — крупнейший в России производитель продуктов питания и напитков, а также (что отличает Россию от других стран) один из крупнейших производителей молочной продукции. Вместе с этим компания — крупнейший промышленный переработчик картофеля (около 500 тыс. тонн в год) и закупщик молока (более 1,4 тонн в год), а также сахара из сахарной свеклы, яблок и др. Закупки данного сырья полностью локализованы и получаемы исключительно от российских фермеров. Общая сумма закупок в 2019 г. превысила 850 млн. долларов [3].

Однако, локализация закупок сельхоз сырья произошла не сразу. В 2002 году, когда в подмосковной Кашире PepsiCo запустила завод по производству чипсов Lay`s, картофельное сырье было импортным и завозилось из Европы и арабских стран [6]. Этот факт делал процесс поставок рискованным и нестабильным. Было принято решение выстроить взаимодействие с местными фермерами для закупа картофеля специальных селекционных сортов, на тот момент не выращиваемых в России.

Для локализации поставок компанией были осуществлены крупные инвестиции по программе «Лидеры агроиндустрии» — более 50 млн долларов, которые пошли на развитие процесса выращивания требуемых сортов, покупку техники и организацию систем хранения. Также одним из стратегических приемов по выстраиванию устойчивых отношений с поставщиками стало создание собственной команды полевых агрономов, которые консультируют, помогают в организации процесса выращивания, хранения и прочих процессов. Постоянно проводятся лекции, мастер-классы, семинары по обмену опытом [7].

Особое внимание компания уделяет современным технологиям. К настоящему времени, российские агропартнеры используют такие технологические новшества, как дроны для контроля полей, спутниковый мониторинг, искусственный интеллект для анализа почвы [3].

Денежные инвестиции, консультационная и технологическая поддержка дали высокие положительные результаты: благодаря участию в программе партнеры PepsiCo смогли существенно увеличить урожайность картофеля — с 13 тонн с гектара (среднероссийский показатель) до 25 тонн с гектара [7]. Также программа позволила добиться 100 % локализации поставок сырья к 2016 году, повысить их предсказуемость и выстроить долгосрочные отношения с поставщиками. Сейчас многие фермеры находятся на качественно новом уровне развития, получают выгодные кредиты от крупных банков и сами инвестируют в свою прибыль. Так, например, выручка хозяйства-партнера «МелАгро» за более, чем 10 лет сотрудничества с PepsiCo выросла с 8,45 млн рублей в 2003 году до 415 млн рублей в 2019 году [8].

Кроме того, PepsiCo реализует программу агрообразования [9]. Партнерами по программе являются ведущие вузы России. В рамках программы компания помогает оборудовать в вузах современные лабораторные классы, предоставляет стипендии и гранты для талантливых студентов, проводит конференции и семинары, летние научные школы.

Несмотря на сложности 2020 года, компанией был начат новый инвестиционный проект в Новосибирске — там будет построен завод снеков стоимостью более 12 млрд рублей [10]. Для организации сырьевой базы уже начато взаимодействие с местными сельхозпроизводителями, проводятся тестовые посадки в суровых климатических условиях Сибири.

Вместе с тем, идет и развитие рынка молоко-сырья. В рамках программы по поддержки молочных хозяйств «Молочные реки» PepsiCo осуществляет содействие в операционном лизинге доильного и охлаждающего оборудования [11]. Только за последние 7 лет PepsiCo предоставила долгосрочное финансирование в размере более, чем 1,7 млрд рублей на поддержку 15 проектов по расширению молочного производства. Благодаря этому, поставки выросли на 200 тонн молока в сутки и в 2020 году составили 1,4 млн тонн более, чем со 170 хозяйств. Компания пристально следит, чтобы поставляемое сырье полностью соответствовало стандартам качества, а деятельность хозяйств — требованиям глобального кодекса поставщика [3].

Таким образом, деятельность компании PepsiCo на российском рынке, включающая в себя всестороннюю поддержку местных фермеров и молочных хозяйств и внедрение практик устойчивого развития оказала сильное влияние на становление и развитие агропромышленного сектора в России, вывела его на качественно новый уровень и приблизила к соответствию мировым стандартам.

Литература:

  1. Устойчивая система продовольствия. — Текст: электронный // PepsiCo Россия: [сайт]. — URL: https://www.pepsico.ru/устойчивое-развитие/Устойчивая-система-продовольствия/Сельское-хозяйство (дата обращения: 29.01.2021).
  2. Лекция «Наша сельскохозяйственная история: опыт PepsiCo в России» — Текст: электронный // Гайдаровский форум 2021: [сайт]. — URL: https://gaidarforum.ru/ru/media/lectures/1903/ (дата обращения: 29.01.2021).
  3. 2019 Sustainability Report: Focus Areas. — Текст: электронный // PepsiCo: [сайт]. — URL: https://www.pepsico.com/sustainability/focus-areas/agriculture (дата обращения: 29.01.2021).
  4. Отчёт PepsiCo об устойчивом развитии: важнейшие достижения на пути к созданию более устойчивой системы продовольствия. — Текст: электронный // PepsiCo Россия: [сайт]. — URL: https://www.pepsico.ru/новости/Пресс-релиз/2019-pepsico-sustainability-report-18062020 (дата обращения: 29.01.2021).
  5. Кодекс делового поведения для глобальных поставщиков. — Текст: электронный // PepsiCo: [сайт]. — URL: https://www.pepsico.com/docs/album/supplier-code-of-conduct/pepsico-global-scoc_russian.pdf?sfvrsn=3fdc09c1_6 (дата обращения: 29.01.2021).
  6. Как PepsiCo продвигалась в России. — Текст: электронный // Коммерсантъ: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/795006 (дата обращения: 29.01.2021).
  7. «Лидеры агроиндустрии» — программа поддержки сельского хозяйства. — Текст: электронный // Коммерсантъ: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3391899 (дата обращения: 29.01.2021).
  8. Как фермер из Владимирской области стал одним из крупнейших поставщиков Lay’s и зарабатывает на картошке больше 400 млн рублей в год. — Текст: электронный // Forbes: [сайт]. — URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/404587-kak-fermer-iz-vladimirskoy-oblasti-stal-odnim-iz-krupneyshih (дата обращения: 29.01.2021).
  9. Самый большой молочник. — Текст: электронный // Агро Инвестор: [сайт]. — URL: https://www.agroinvestor.ru/companies/article/12008-samyy-bolshoy-molochnik/ (дата обращения: 29.01.2021).
  10. В Новосибирской области началось строительство завода снеков PepsiCo. — Текст: электронный // Коммерсантъ: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4485301 (дата обращения: 29.01.2021).
  11. Мы берем лучший опыт производства молока в мире и используем его в России.. — Текст: электронный // АГРОМАКС: [сайт]. — URL: https://agro-max.ru/zhivotnovodstvo/my-berem-luchshij-opyt-proizvodstva-moloka-v-mire-i-ispolzuem-ego-v-rossii/ (дата обращения: 29.01.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, компания, сельское хозяйство, устойчивое развитие, устойчивое сельское хозяйство, глобальный кодекс поставщика, млрд рублей, программа, рамка программы, тонна.


Задать вопрос