Изучение различных методик анализа материальных затрат в себестоимости продукции (работ, услуг) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 31.01.2021

Статья просмотрена: 149 раз

Библиографическое описание:

Кочкин, Т. Н. Изучение различных методик анализа материальных затрат в себестоимости продукции (работ, услуг) / Т. Н. Кочкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 262-263. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78203/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье автор рассматривает различные методики анализ материальных затрат в себестоимости продукции. Автором проанализированы основные нормативные документы Российской Федерации, инструменты анализа, а также преимущества и недостатки каждой методики.

Ключевые слова: материальные затраты в себестоимости продукции; анализ материальных затрат; анализ себестоимости по факторам.

Любая организация старается минимизировать издержки, так как это, в конечном итоге, увеличивает величину прибыли. Издержки, относящиеся к выпущенной продукции, выполненным работам, оказанным услугам, формируют показатели себестоимости продукции, работ, услуг. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», себестоимость входит в расходы организации, а также формируется по следующим группам затрат:

  1. Материальные затраты.
  2. Затраты на оплату труда.
  3. Отчисление на социальные нужды, отчисления в государственные внебюджетные фонды.
  4. Амортизационные отчисления.
  5. Прочие затраты.

Таким образом возможно построить аддитивную факторную модель зависимости себестоимости продукции от вышеперечисленных групп затрат [1]. Материальные затраты находятся на первом месте неслучайно, в большинстве организаций (особенно, если организация занимается выпуском продукции) именно данная категория имеет наибольшую долю в величине себестоимости продукции. По этой причине изучение роли материальных затрат в себестоимость продукции является актуальной целью, так как благодаря экономии (подразумевается разумная, грамотная экономия, которая не приводит к снижению качества или количества выпускаемой продукции) именно в этой категории компания имеет потенциальную возможность высвободить большое количество ресурсов.

Сами материальные затраты, как и себестоимость, тоже не являются однородными и их возможно детализировать следующим образом:

  1. Затраты на сырье и основные материалы.
  2. Затраты на вспомогательные материалы.
  3. Затраты на покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия.
  4. Затраты на услуги производственного характера сторонних организаций.
  5. Затраты на топливо.
  6. Затраты на электроснабжение
  7. Прочие материальные затраты (водоснабжение, водоотведение и т. д.).

Следует понимать, что и материальные затраты тоже возможно представить как аддитивную факторную модель, где факторами будут являться вышеуказанные детализированные материальные затраты, что позволяет и в данном случае выявить наиболее затратные статьи. Основным нормативным документом, на котором базируется анализ материальных затрат в себестоимости продукции, является ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов” утвержденный приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 44н. Согласно данному ПБУ организация формирует в бухгалтерской отчетности информацию касательно материально-производственных запасов, на основании которой и возможно проведение анализа материальных затрат в себестоимости продукции.

Направление анализа возможно проводить в различных направлениях. Обычно, одним из первых применяют расчет коэффициентов по всей организации в целом, например, коэффициент материалоемкости:

, где

— коэффициент материалоемкости на 1 рубль выручки от продаж (в копейках или процентах)

— величина материальных затрат за период

— выручка от продаж за период.

Следует понимать, что для применения данных формулы необходимо, чтобы МЗ и В были использованы за один период и были представлены одинаковой единицей изменения. Данный коэффициент показывает какую долю составляют материальные затраты от величины выручи от продаж, или же сколько копеек МЗ приходится на 1 рубль выручки. Сравнивая и сопоставляя данный коэффициент за несколько отчетных периодов, делаются выводы об его изменении, также рассчитывается экономия или увеличение расхода материальных затрат [2]. Данный коэффициент хоть и дает некое понимание происходящих изменений в организации, однако он является грубым инструментом анализа материальных затрат в себестоимости продукции, так как не дает ответа на вопрос, за счет чего именно произошло данное снижение, является ли это положительной тенденцией или это происходит в ущерб качества продукции. Для более подробного анализа применяют детализированные коэффициенты материалоемкости:

, где

— коэффициент материалоемкости сырья и основных материалов на 1 рубль выручки от продаж (в копейках или процентах), аналогично для следующих детализированных показателей материальных затрат.

— величина затрат на сырье и основные материалы за период.

— выручка от продаж за период.

Соблюдается следующее равенство:

, так как детализированные материальные затраты должны составлять в сумме общие материальные затраты. Проверка выполнения данного равенства позволяет дополнительно убедиться в верности сделанных расчетов. Применение системы детализированных коэффициентов материалоемкости позволяет понять, в какой именно области была достигнута экономия [1]. Сопоставление результатов за несколько периодов позволяет выяснить, по какому именно виду МЗ достигнута экономия или перерасход. Учитывая потенциальную возможность менеджеров заключать договора, которые являются невыгодными для организации, но выгодными для менеджера (например, получение “откатов” или заключение из-за прочей личной выгоды), необходимо тщательно проверять детализированные коэффициенты. Например, повышение затрат на электроэнергию может быть вызвано, как повышением тарифов, так и в результате каких-либо махинаций. Информацию по тарифам, средней стоимости продукции можно найти в открытых источниках, что позволит удостовериться в оправданности затрат. Еще одним преимуществом данной системой является то, что изменения детализированных коэффициентов материалоемкости могут быть взаимопогашающимися, таким образом общий коэффициент не претерпит изменений, которые, однако, существуют в структуре материальных затрат [2].

Литература:

  1. Агеева, О. А. Бухгалтерский учет и анализ в 2 ч. Часть 2. Экономический анализ: учебник для вузов / О. А. Агеева, Л. С. Шахматова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020.
  2. Бухгалтерский финансовый учет: учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Бухарева [и др.]; под редакцией И. М. Дмитриевой, Ю. К. Харакоз. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): затрата, себестоимость продукции, детализированный коэффициент материалоемкости, рубль выручки, аддитивная факторная модель, коэффициент материалоемкости, продажа, Российская Федерация.


Ключевые слова

материальные затраты в себестоимости продукции, анализ материальных затрат, анализ себестоимости по факторам

Похожие статьи

Применение факторной модели при анализе материалоемкости...

Показатель материалоемкости в прямой зависимости зависит от суммы материальных затрат на ее производство и в обратной от объема выпускаемой продукции в стоимостном

Таким образом, факторная модель анализа материалоемкости продукции будет иметь вид

Оценка эффективности использования... | Молодой ученый

К обобщающим относятся такие показатели как: материалоемкость продукции; материалоотдача; коэффициент использования материальных ресурсов; удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции и другие.

Роль анализа затрат на 1 рубль товарной продукции...

факторный анализ – определение количественной оценки влияния каждого фактора на показатель. На изменение затрат на 1 рубль товарной продукции влияют такие факторы, как уровень оптовых цен на продукцию, структура и ассортимент продукции и себестоимость...

Методика оценки эффективности деятельности торговой...

Показатель затрат на один рубль реализации продукции является наиболее обещающим

Затраты на 1рубль = ; Если значение больше единицы — закупка и продажа данной

Материалоёмкость — показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или...

Методика анализа затрат на производстве и себестоимости...

факторный анализ себестоимости продукции; – выявление резервов снижения себестоимости. Н. П. Любушин выделяет следующие

Также анализируется влияние на затраты на 1 руб. продукции изменение отдельных компонентов затрат: материалоемкости...

Технико-экономическое обоснование направлений повышения...

К ним относятся материалоотдача, материалоемкость, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов. Эффективность использования материалов ПАО «Транснефть» за 2017–2019 годы представлена в таблице 2.

Анализ себестоимости производимой продукции и выявление...

Факторную модель себестоимости реализованной продукции можно представить в виде такого выражения: Чистый доход (выручка от реализации) = Показатель структуры реализованной продукции (услуг) * Объем реализации * Переменные расходы на...

Влияние эффективности использования материальных ресурсов...

Затем необходимо определить обобщающие показатели эффективности использования материальных ресурсов такие как: материалоотдача, материалоемкость, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, их оборачиваемость, а также определить...

Планирование себестоимости продукции, работ, услуг

Планирование себестоимости продукции на предприятии имеет очень важное значение, так как позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде.

Похожие статьи

Применение факторной модели при анализе материалоемкости...

Показатель материалоемкости в прямой зависимости зависит от суммы материальных затрат на ее производство и в обратной от объема выпускаемой продукции в стоимостном

Таким образом, факторная модель анализа материалоемкости продукции будет иметь вид

Оценка эффективности использования... | Молодой ученый

К обобщающим относятся такие показатели как: материалоемкость продукции; материалоотдача; коэффициент использования материальных ресурсов; удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции и другие.

Роль анализа затрат на 1 рубль товарной продукции...

факторный анализ – определение количественной оценки влияния каждого фактора на показатель. На изменение затрат на 1 рубль товарной продукции влияют такие факторы, как уровень оптовых цен на продукцию, структура и ассортимент продукции и себестоимость...

Методика оценки эффективности деятельности торговой...

Показатель затрат на один рубль реализации продукции является наиболее обещающим

Затраты на 1рубль = ; Если значение больше единицы — закупка и продажа данной

Материалоёмкость — показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или...

Методика анализа затрат на производстве и себестоимости...

факторный анализ себестоимости продукции; – выявление резервов снижения себестоимости. Н. П. Любушин выделяет следующие

Также анализируется влияние на затраты на 1 руб. продукции изменение отдельных компонентов затрат: материалоемкости...

Технико-экономическое обоснование направлений повышения...

К ним относятся материалоотдача, материалоемкость, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов. Эффективность использования материалов ПАО «Транснефть» за 2017–2019 годы представлена в таблице 2.

Анализ себестоимости производимой продукции и выявление...

Факторную модель себестоимости реализованной продукции можно представить в виде такого выражения: Чистый доход (выручка от реализации) = Показатель структуры реализованной продукции (услуг) * Объем реализации * Переменные расходы на...

Влияние эффективности использования материальных ресурсов...

Затем необходимо определить обобщающие показатели эффективности использования материальных ресурсов такие как: материалоотдача, материалоемкость, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, их оборачиваемость, а также определить...

Планирование себестоимости продукции, работ, услуг

Планирование себестоимости продукции на предприятии имеет очень важное значение, так как позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде.

Задать вопрос