Принципы системы управления патриотическим воспитанием в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 30.01.2021

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Бычкова, Н. Д. Принципы системы управления патриотическим воспитанием в России / Н. Д. Бычкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 327-329. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78190/ (дата обращения: 25.02.2021).



Статья посвящена современным практикам и технологиям системы управления патриотическим воспитанием подрастающего поколения Российской федерации применяемых в настоящее время.

Ключевые слова: молодежная политика, патриотическое воспитание, государственное управление.

The article is devoted to modern practices and technologies of the patriotic education system of the younger generation of the Russian Federation, which is currently used nowadays.

Keywords: youth policy, patriotic education, public administration.

Система управления патриотическим воспитанием в России

Корни патриотического воспитания детей и молодежи России уходят глубоко в прошлое. Ученые, писатели, политики неоднократно поднимали вопрос воспитания патриотических чувств подрастающего поколения. Объяснить это можно тем, что в процессе развития Россия постоянно находилась в условиях борьбы с другими странами, отстаивая свои национальные интересы. Военно-патриотическое воспитание было потребностью государства и общества. Вместе с развитием государства менялись педагогические взгляды на воспитание патриотических чувств молодежи и общества в целом.

На Руси первыми наглядными способами воспитания патриотических чувств у населения являлись былины, народные сказания. В них с гордостью рассказывали о подвигах богатырей, которые с оружием в руках отстаивали Русь-матушку. В документах русских летописей отражены примеры наставлений русских князей своим сыновьям. Обучение молодежи военному делу велось через участие детей в различных народных играх и забавах, которые содержали элементы противоборства. Одним из главных элементов в военно-патриотическом воспитании молодежи являлось участие в военных походах.

Младшее поколение вместе с взрослыми стремилось вносить свой вклад в дело защиты Родины. Наряду с военнослужащими с оружием в руках сражались «сыны полка». Нам известны подвиги подпольщиков «Молодой гвардии», юных партизан

Дубинина В., Голикова Л., Чайкиной Л., Котика В., Казея М., Портновой 3. и многих других. В ряды армии и флота за годы Великой отечественной войны влились 3,5 миллионов комсомольцев. На 60 % партизанские отряды состояли из людей младше 17 лет. В тылу подростки также самоотверженно трудились наравне со взрослыми. 154 тысячи комсомольско-молодежных фронтовых бригад было организованно в 1941–1945гг.

Советское руководство после войны активно продолжало уделять большое внимание военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Подтверждение данного факта можно найти во многих партийно- правительственных документах, определяющих перспективы развития государства.

Новые мировые тенденции, изменения в социокультурной жизни общества меняют систему оценки ценностей в сознании подрастающего поколения, однако актуальность темы патриотического воспитания молодежи по-прежнему остается кране важной.

Организация гражданско-патриотического воспитания в школе — сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимосвязаны, дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно его выстраивать.

Реализация образовательных программ патриотического воспитания обучающихся в урочное время происходит на уроках ОБЖ, истории и культуры, истории и обществознания, музыки, литературы и изобразительного искусства. Во внеурочное время проводятся тематические классные часы, радиолинейки, уроки мужества, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, конференции, посвященные памятным датам, дням воинской славы; акции «Посылка солдату», акция «Окна Победы», акция «Георгиевская лента», акция «Обелиск»; сдача норм ВФСК «ГТО». В школе оформляются тематические уголки, посвященные государственным символам Российской Федерации. На всех торжественный мероприятиях школы обязательно звучит гимн и поднимается флаг РФ.

В России действует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»,

Функции координатора по реализации Программы возложено на Федеральное агентство по делам молодежи.

При президенте Российской Федерации создана комиссия по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. В данную комиссию вошли деятели культуры и представители власти. Основным документом, регулирующим патриотическое воспитание в России, является постановление О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493

Развитие патриотического воспитания происходит через увеличение количества образовательных организаций и клубов, которым были присвоены почетные наименования в честь Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации за достижения в области патриотического воспитания, что составило по стране 4780 организаций.

В 78 субъектах Российской Федерации созданы центры военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе.

В целях совершенствования системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения, массового привлечения школьников к занятиям физической культурой и спортом ежегодно увеличивается количество школьников, принимающих участие в школьном этапе президентских состязаний.

Среди образовательных организаций, реализующих программы общего образования, наиболее эффективно реализуется подготовка обучающихся к военной службе в кадетских школах (кадетских школах-интернатах) и казачьих кадетских корпусах, для которых разработана концепция в соответствии с Конституцией Российской Федерации, государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», Стратегией развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктриной Российской Федерации и на основании Плана работы Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию (приказ министра образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2016 г. № 618). На сегодняшний день России действует 154 кадетских учреждения в городских поселениях (57873 обучающихся) и 23 кадетских учреждения в сельской местности (3973 обучающихся). В общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации функционируют более 7000 кадетских и казачьих классов.

Также увеличилось количество организаций дополнительного образования детей. Так, в 2012 году число этих организаций составило 8386, в 2013 году — 10462, в 2014 году — 11776.

Практически во всех субъектах Российской Федерации мероприятия по организации работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных организаций и их физическому развитию включены в различные региональные программы.

Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ» является общественным объединением физических и юридических лиц, созданное на основе совместной деятельности патриотического воспитания «28» мая 2016 г.

Российское движение школьников (РДШ) — Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. РДШ как государственно-общественная детско-юношеская организация для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан. 29 октября 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ № 536 «О создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

Литература:

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. — М., Айрис- пресс, 2002–224 с.
  2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. — 2010 — № 4 — С. 23.
  3. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика — 2004 — № 5 — С. 52.
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» Постановление правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493(с изменениями на 30 марта 2020 года).
  5. Карпова Т. В. Социальная активность молодежи и пути ее повышения // Вестник Международного института рынка. — 2018. — № 2. — С. 81–88.
  6. Портал Минпросвящения РФ / [электронный ресурс] URL: https://edu.gov.ru/about/departments
  7. Основные результаты международного исследования PISA-2015 / Министерство образования и науки РФ. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки [Электронный ресурс]. URL: http://www. osoko.edu.ru/common/upload/osoko/pisa/PISA_2015_results_short_report.pdf.
  8. Сайт МБОУ Школа 92 г.о.Самара [Электронный ресурс] https://school-92.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, патриотическое воспитание, подрастающее поколение, Россия, военно-патриотическое воспитание, государственная программа, военная служба, общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, Патриотическое воспитание граждан.


Задать вопрос