Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 30.01.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Щербаков, В. В. Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры / В. В. Щербаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 369-374. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78182/ (дата обращения: 01.03.2021).



Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответственность за то, чтобы помочь людям подумать о том, как организации должны работать и как они на самом деле работают, подумать о своей значимости и важности других в обществе». Концептуальный подход к такому процессу, как усовершенствование российской образовательной системы, поставил перед общеобразовательным учебным заведением несколько вопросов, включая создание самых важных навыков, обуславливающих современные качественные характеристики всей системы образовательного содержания. Безусловно, указанный выше подход требуется применять в качестве основы. Тем не менее, в большинстве случаев школьные программы, которые используются в рамках рассматриваемой стадии, созидались до появления компетентностного подхода. По этой причине значительный объем работы по процессам внедрения в учебный процесс возлагается на педагогический состав, работающий в сфере общего и дополнительного образования, что зачастую является неэффективным по целому ряду причин. В статье рассмотрено формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, критерии, физическая культура, значимость, наиболее важные аспекты.

Задача образовательной структуры неизменно заключается в формировании у детей и подростков знаний, в моделировании поведения, прививании ценностей, позволяющих им добиться успеха вне школьного обучения. В создавшихся на территории страны экономических отношениях конкурентоспособность на рынке труда в большинстве случаев определяется наличием достаточных способностей. Они направлены на освоение разных новейших технологий, адаптацию к трансформирующимся условиям труда и ориентированность в очень широкомасштабных информационных потоках. Исходя из сказанного, можно прийти к закономерному выводу, что идея образования, основанного на компетенциях, представляет собой стандартный ответ образовательной структуры на принципиально отличные от уже существующих форматов требования. [8]

На сегодняшний день перед российской образовательной структурой стоит непростая задача, направленная, в первую очередь, на успешное разрешение проблемы, которую принято обсуждать на территории всех высокоразвитых стран, а именно — формирование наиболее значимых навыков посредством образовательной среды.

И. С. Фишман предполагает, что «компетентность выражена в готовности испытуемого высокоэффективно организовать внутренние и внешние ресурсные составляющие для более высокоэффективного достижения предварительно поставленной цели».

Компетентность проявляется, в этом плане, в постановке и достижении целей, но в субъективном смысле с учетом принципиально иной сложившейся ситуации. В этом контексте компетенция — это единая системная компетенция, которую нельзя разделить на несколько необъединенных между собой составляющих. Компетентность важна всем людям, живущим в условиях очень быстро развивающегося и высокотехнологического обществе, в котором немаловажным требованием к сотруднику является владение самыми новейшими технологиями или выполнение неалгоритмических действий.

Выражением того, что указанный субъект освоил какой-либо формат деятельность, является тот факт, что осуществляется управление указанной деятельностью и осознает себя. При этом самоуправление является основой компетенции.

По мнению И. С. Фишмана, «Компетентность представляет собой результативность обучения, которая выражается в овладении обучающимися строго конкретными методами деятельности применительно к конкретной сфере влияния». Принимая во внимание его значимость как таковую, овладевая разнообразными способами указанной деятельности, обучающийся получает вполне достаточный опыт, напрямую касающийся рассматриваемой деятельности:

а) формируется личная «ресурсная обеспеченность», составляющая поверхностный уровень самоуправления, требуемый для активного и высокоэффективного формирования навыков;

б) рассматриваются ценные навыки, как результат обучения для себя и освоенный набор методов деятельности. Они должны быть в обязательном порядке социально-значимы и востребованы, что позволять обучающемуся лицу адаптироваться к типовым ситуациям;

в) конкретно рассматриваемое выше собрание доминирующих методов деятельности представляется значимым компонентом, наиболее важным аспектом запросов со стороны работодателей. Подобные запросы актуальны и востребованы в течение конкретного временного периода и должны быть скорректированы в соответствии с преобразованиями социально-экономических реалий. [5]

Сопоставление компетенции и компетентностей с иной образовательной результативности обеспечивает выявление узкопрофильных показателей в плане новейшей результативности образовательной структуры.

По словам И. С. Фишмана, знание — это особая информация, которую человек приписывает. Компетентность — подготовка к практическим и теоретическим событиям, осуществляемая с точностью, скоростью и осознанностью на базе уже приобретенных знаний и присущего лицу накопленного опыта, которые при улучшении и автоматизации трансформируются в навыки. При этом, навыки — это разные поступки, осуществляемые в автоформате. К составляющим функционального варианта грамотности приписываются алгоритмические компоненты, позволяющие адаптировать каждого индивидуума к конкретной социальной ситуации.

Сравнительно рассматриваемой выше образовательной результативности, компетентность:

а) интегрирована;

б) появляется сугубо ситуативно;

в) пребывает в качестве потенциала и опирается на конкретную содержательность в определенных ситуационных рамках.

Другой формат рассматриваемой в рамках представленной работы деятельности:

а) интегрирован;

б) в полной мере разрешать комплекс поставленных предварительно задач;

в) в полной мере реализован;

г) передается и улучшается в процессе интегрированных подходов;

д) благодаря осознанности общей составляющей, активность, умение и формат действия входят в базовые ресурсные составляющие;

е) существует в формате деятельности реального или умственного направления.

В данной работе предполагается применять определение компетенции в качестве результативности обучения.

В научной сфере отсутствует общность подхода к определению такого термина, как компетентности, по этой причине каждый автор воспринимает его отдельно и сугубо самостоятельно, посредством призмы индивидуального видения. В указанном контексте интерпретации компетенций продолжает изменять содержательность стандартизации и процесс сертификации учителей. В указанном аспекте на территории РФ были сформулированы самые важнейшие правила и положения, касающиеся компетентностного образовательного подхода, самым значимым понятием которого является компетентность.

Подчеркивается, что указанное понятие сейчас является наиболее расширенным, по сравнению такими распространенными в теории и практике терминами, как знания или умения. При этом оно непосредственно включает перечисленные составляющие. В этом отношении, конечно, говорится не о компетенции в качестве простого суммарного значения знаний, способностей и способностей, а скорее о концепции принципиального другого формата семантического ряда. Таким образом, понятие «компетентность» представлено не исключительно когнитивными и операционными технологическими компонентами, но также предполагает мотивирующие, этические, социально-значимые и поведенческие компоненты. [7]

Предлагается рассмотреть некоторые мысли, высказанные учеными в отношении внедрения компетентностного подхода в образовательных учреждениях в соответствии с материалами IX научно-практической конференции по России «Педагогика развития: ключевые компетенции и их подготовка».

Т.М. Ковалёва (канд. пед. наук, старший научн. сотрудник ИТОИП РАО) полагает, что компетентностный подход отвечает требованиям промышленного сектора. Что касается образовательной структуры, то данный аспект целесообразно рассматривать исключительно в качестве одного из вероятных подходов.

Д. Б. Эльконин (док. психолог. наук, профессор, вице-президент Международной ассоциации развивающего образования) определяет компетенцию в качестве радикального способа трансформации формата системы обучения.

В. В. Башев (канд. психолог. наук, директор Красноярской гимназии «УНИВЕРС» № 1) наиболее значимой особенностью умения обозначает вполне конкретное умение передавать навыки в системах, принципиально отличных от всех, в рамках которых это умение зародилось первоначально.

Ю. В. Сенько (док.пед. наук, заведующий кафедрой педагогики Алтайского ГУ, академик РАО, Новосибирск) предложил выделить целый ряд базовых блоков с целью определения ключевых профессиональных компетенций: ценностей и представлений о человеческом образе. В данном аспекте важны технологии, проектная работа и реализующие мероприятия педагогического плана, экспертное оценивание, преподавание и обучающая среда.

А. М. Аронов (канд. физико-математических наук, заведующий пед. факультетом высшей школы Красноярского ГУ) в понятие компетентности вкладывает наличие готовности специалиста заниматься определенной деятельностью. В рамках рассматриваемой образовательной структуры компетенция представляет собой вполне определенное звено между двумя вариантами деятельности.

Б. И. Хасан (док. психолог. наук, заведующий кафедрой психологии развития КрасГУ, директор ИПРиП) полагает, что компетенции представляет собой цели, а компетентность — это результативность.

Тем не менее, неоспоримым является тот факт, что перечисленные выше определения позаимствованы из закона, они обладают в этом плане крайне ограниченным форматом с точки зрения применение. Педагогика и образование постоянно были сосредоточены только на одном формате компетенции, ограниченном рамками вполне конкретного предмета. Следовательно, педагог, который хочет, чтобы обучающийся приобрел компетентность и вышел за рамки предметной среды, должен осознавать ограниченность такого предмета.

И. Д. Фрумин (док. пед. наук, координатор ОП Московского отделения Всемирного банка, Москва) полагает, что компетентностный подход проявляется в качестве обновления содержательности образования или как ответная обратная реакция на меняющуюся социально-экономическую реальность.

А. Н. Тубельский (канд. пед. наук, директор НПО «Школа самоопределения») традиционно делит ключевые компетенции на когнитивные, коммуникативные и активные форматы. Субъектом развития этих компетенций должны быть учителя, а также дети и родители: любая заранее заниженная номенклатура компетенций будет чуждой учителю.

В рамках следующего раздела предполагается рассмотреть классифицирующие характеристики ключевых компетенций, предложенные несколькими авторами. Также предполагается максимально подробно рассмотреть классификация образовательных умений по А. В. Хуторскому. Конкретно такая классификация всего разнообразия подходов оказалась с практической и теоретической точки зрения наиболее соответствующей требованиям компетентностного подхода.

Очень важно отметить тот факт, что разделение на компетенции является условным, потому что в рамках реальной деятельности и в одновременном режиме действует несколько сложнейших навыков, которые невозможно выделить в чистом виде.

Нет возможности дать однозначный и исчерпывающий ответ на вопрос, что является ключом к успешному общению: правильно поставленная коммуникационная цель, правильно подобранная информация или правильно примененные методы для устранения пробелов в общении. В то же время и учителям, и администраторам требуется какая-то классификация, которая позволяет им четко определять образовательные результаты в образовательной структуре и работать в плане их полноценного достижения.

Широкое определение концептуального содержания компетенции значительно усложняет ее измерение и оценку как результат обучения, что отмечают и сами разработчики. Об этом свидетельствует содержание наиболее значимых компетенций, названных А. В. Хуторского. В рассматриваемый списочный состав включены ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, а также важные коммуникативные, социально-трудовые, личностные компетенции.

Чтобы рационализировать последующую интерпретацию компетенций, разработчики «Стратегии модернизации содержания общего образования» предлагают дифференцировать компетенции по областям, учитывая, что наиболее значимые компетенции должны предоставляться в качестве структурных составляющих:

– в области самостоятельно-познавательной деятельности, базирующаяся на усвоении форматов получения знаний из самых разных информационных источников, включая внеучебную работу;

– в области гражданско-общественной работы или с учетом осуществления ролевой характеристики, присущей гражданину, или избирателю, или потребителю (пользователю);

– в области социально-трудовой функции, включая реальные возможности проанализировать ситуационные особенности рынка труда, сугубо индивидуальные профессиональные возможности, сориентироваться в нормативах и этических параметрах взаимных отношений, определиться с навыками самостоятельной организации;

– в бытовой области, включая аспекты личного состояния здоровья, семейной жизни и другие форматы;

– в области культурной и развлекательной деятельности, включая подбор оптимальных вариантов и средств с целью реализации свободного времени, а также с целью культурно-духовно личностного формирования.

Конкретный набор наиболее значимых компетенций представляет собой предмет запросов со стороны работодателей в систему образования. Аспект может варьировать в зависимости от текущих социально-экономических условий на вполне конкретном региональном уровне.

К примеру, в проектной составляющей «Концепции реализации компетентностного образования на территории Кировской области» указаны специфические наиболее значимые компетенции.

– рефлексивная компетентность представлена готовностью организовать свои действия строго соответственно позиции того, что личность делает (делала или предполагает делать?), почему личность это делает (делала или предполагает делать?), как личность это сделала (сделала личность или сделает?), что в итоге будет получено?;

– технологические компетенции: умение и готовность понимать рекомендации, технологические понимания, алгоритмические особенности работы, строгое соблюдение эксплуатационных правил и требований;

– проектные навыки включают в себя полную готовность проанализировать ситуационные параметры, вычленять проблемные зоны, придумывать идеи, которые помогут решать проблемы, устанавливать цели и соотносить их со стремлениями окружающих, программировать и планировать собственную деятельность, оценивать результативность такой осуществляемой деятельности;

– коммуникативные навыки: готовность к получению требуемых информационных составляющих для представления и защиты своих собственных мыслей в процессе диалога и публичном формате, но цивилизованным образом, основанном на признании многообразия существующих положений и с уважением к ценностям окружающих;

– информационная компетентность представляет собой полноценную готовность сделать аргументированные выводы, а также осуществить информационно-значимые поисковые работы с целью извлечения требуемых сведений из многообразных источников на разных типах носителей, чтобы затем применять при планировании и ведении деятельности;

– социальная компетентность представляет собой способность активно соотносить собственные стремления с интересами, присущими окружающим, включая возможность командной работы.

Рассмотрев классификационные характеристики наиболее востребованных и значимых компетенций, которые И. А. Зимняя активно применяла в собственных работах, можно отметить целый ряд следующих важных моментов:

– повышение смысловой компетентности — это организационная осмысленность своего дела. Вполне естественная предрасположенность к более четкому осознанию ценностных категорий и взаимоотношений согласно вполне конкретной цели, контролирования своей собственной деятельности, включая подготовку и возможность учиться в самостоятельном режиме;

– общекультурная компетенция — это применение сведений и информационных данных из многообразных областей знаний, формирование грамотного и логически правильного языка, возможность проанализировать и воздействовать с точки зрения определенных областей культурно-значимых компонентов, а также восприятие отличий с выражением уважительного отношения к докружающим и способность жить с представителями других культурных, языковых и религиозных традиций;

– образовательная и познавательная компетенция — формирование интереса к обучающему процессу, возможность обучаться в течение всего периода жизнедеятельности с учетом основы в виде беспрерывного обучения в контексте как личной, так и социально-значимой профессиональной жизнедеятельности;

– информационная компетентность — это возможность получения требуемой информационной базы с использованием для этих целей доступных источников. Важным является овладение самыми современными и перспективными технологиями, осознание значимости их практического использования, сильных и слабых составляющих. Оценка осуществляется на основе способов критической оценки различных данных, распространяемых посредством массовых рассылок или рекламирования;

– коммуникативные навыки — возможность групповой работы с учетом требуемой результативности, с умением обосновывать свои собственные предположения в ходе ведения диалога с учетом положений, которых придерживаются окружающие.

В соответствии с мнением А. В. Хуторского, образовательная компетентность сейчас представляется в виде совокупности взаимно связанных смысловых ориентаций, познаний, умений и опыта, применяемых в процессе осуществления деятельности. Указанные составляющие важны с точки зрения общеличностного аспекта, а также в качестве социально-значимого продуктивного компонента, но строго применительно к реальности. [6]

Крайне важно отличать «компетенции» от «образовательных компетенций». Помимо всего прочего, неоспоримым является тот факт, что компетенции в отношении обучающегося лица — это картина его будущего, своеобразный ориентир для усвоения. В образовательный период важна сформированность компонентов, присущих так называемым «взрослым» компетенциям. Образовательные компетенции имеют непосредственное отношение далеко не ко всем существующим на сегодняшний день видам деятельности, характеризующимся участием человека, к примеру, взрослого профессионала или специалист, а только к тем форматам, которые являются составной частью общеобразовательных областей и используемыми строго согласно программе учебной предметной деятельности.

Указанными компетенциями вполне обоснованно на сегодняшний день отображается компонент дисциплинарной деятельности общеобразовательной структуры. В этом плане они должны выступать гарантом всестороннего достижения заранее поставленных целей.

К примеру, обучающийся развивает гражданскую компетенцию, но в полной мере применяется компоненты непосредственно после того, как будет окончено учебное заведение. По этой причине в процессе обучения рассматриваемая компетенция будет выступать в качестве общеобразовательного аспекта.

Одна из важнейших задач образования состоит в сохранении здоровья школьников. Поэтому ключевая задача, важнейшая в современных реалиях при решении педагогических задач, — это обязательное сопоставление учебной нагрузки с индивидуальными особенностями учащихся с целью сохранения их здоровья.

Компетенции представляют собой знания, навыки и опыт в сфере физической культуры. По этой причине нужно передавать все эти знания обучающимся. Это правило напрямую касается не исключительно их физических возможностей, но также способностей соблюдать здоровый образ жизни, грамотно организовывать собственный досуг и заниматься другими видами деятельности.

На уроках физкультуры тренируются следующие навыки: ключевые, социальные, когнитивные, личные, а также информативные, важнейшие коммуникативные. Значимыми являются компетентность в самообразовании, грамотное отношение к своему собственному здоровью и дисциплинарным аспектам. Они сейчас представлены очень значимыми игрово-адаптивными, организационными, моторизованными, спортивными и рекреационными параметрами. [2]

Рассматривая образование как деятельность, всегда учитывается двусторонний характер обучения, в котором изменения происходят как в ученике, так и в учителе, а также в процессе взаимодействия, способности осмысливать собственную жизнь и определять собственное, приобретается отношение к миру как таковому.

Таким образом, между учителем и учеником происходит активное или субъективное взаимодействие, «их ценностно-смысловые обмены и связанные с ними преобразования». Взаимодействие позволяет активно актуализировать внутренние потенциалы, восполнить их в структурном, содержательном, ценностном и смысловом плане.

Включение в этот процесс позволяет сравнивать мысли, чувства и действия ученика с его выражением в других людях, что служит основой для самопознания, самоопределения, самостоятельной регуляции, и реализации, а также самоутверждения. В контакте с учителем ребенок приобретает опыт общения, «учится принимать, принимать и отвергать».

Школьные выпускники должны обладать навыками и умениями, которые пригодятся ему в любой профессии, которую он выберет. Эти способности называются базовыми навыками, или представляют собой коммуникативный навык и навык решения проблем. Ключевые навыки дают ключ к развитию навыков. Если эти ключевые навыки сформированы, значит, у человека есть некий особый ресурс для достижения высокого уровня компетенции в любом виде деятельности.

Каждый обязательно должен быть высокоэффективным, конкурентоспособным, творческим, независимым, ответственным, коммуникативным сотрудником, способным решать личные и коллективные проблемы. Личности должна быть присуща потребность узнавать новое, умение находить и выбирать необходимую информацию.

Перечисленные выше значимые особенности могут быть успешно сформированы в рамках школьного обучения, применяя компетентностный подход к преподаванию любого предмета, в том числе физической культуры, что является одним из личностных и социальных значений образования.

Обучающиеся развивают ключевые компетенции или универсальную целостную систему знаний, навыков и опыта самостоятельной деятельности и высокого уровня персональной ответственности.

Литература:

  1. Компетентностный подход в образовании: опыт и инновации [Текст]: материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции 18 апряля 2014 года / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Курганский гос. ун-т”, Пед. фак., Каф. проф. обучения технологии и дизайна; [редкол.: Федосимов Г. М. (отв. ред.) и др.]. — Курган: Курганский гос. ун-т, 2014. — 123 с.
  2. Компетентностный подход в образовании: проблемы и пути модернизации [Текст]: монография / [М. В. Глебова и др.]; под общ. ред. Т. С. Фещенко. — Новосибирск: Центр развития науч. сотрудничества (ЦРНС): Сибпринт, 2012. — 214 с.
  3. Компетентностный подход к образованию и формированию здорового стиля жизни детей и молодежи [Текст]: сборник материалов Городской научно-практической конференции, 7 декабря 2011 г., г. Кировск / Фил. Федерального гос. бюджетного образовательного учреждения высш. проф. образования «Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова” в г. Кировске Мурманской обл., Муниципальное упр. образования «Служба упр. образованием г. Кировска”; [отв. ред.: О. А. Ломова, Л. В. Коптяева]. — Кировск: Фил. «КГУ им. Н. А. Некрасова”, 2011 (Кострома: Авантитул). — 142 с.
  4. Нифонтов, В. И. Индивидуализация обучения и воспитания учащихся в условиях компетентностного подхода к образованию [Текст]: научно-методическое пособие: [в 3 ч.] / В. И. Нифонтов; Упр. образования Администрации г. Екатеринбурга. — Екатеринбург: Екатеринбургский Дом Учителя, 2011-.
  5. Опыт, проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Текст]: сборник материалов Областной научно-практической конференции, 16 марта 2017 г. / Министерство образования и науки Самарской области [и др.]; [редакционная коллегия: Дятлов, С. В. и др.]. — Тольятти: Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства, печ. 2017. — 420 с.
  6. Пашковская, Ирина Николаевна. Проблемы реализации гуманистической педагогической парадигмы в условиях компетентностного подхода (прикладные аспекты философии образования) [Текст]: [монография] / И. Н. Пашковская, Н. И. Королева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет”. — Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2017. — 181 с.
  7. Прямикова, Елена Викторовна. Компетентностный подход в современном образовательном пространстве: функциональное и структурное содержание: автореферат дис.... доктора социологических наук: 22.00.04 / Прямикова Елена Викторовна; [Место защиты: Ур. федер. ун-т имени первого Президента России Б. Н. Ельцина]. — Екатеринбург, 2012. — 43 с.
  8. Продуктивные практики компетентностного подхода в образовании [Текст]: монография / [С. И. Осипова, Н. В. Гафурова, А. И. Богданова и др.]; под ред. С. И. Осиповой; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский федеральный университет, [Институт цветных металлов и материаловедения]. — Красноярск: СФУ, 2017. — 461 с.
Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, навык, компетентность, образовательная структура, составляющая, физическая культура, вид деятельности, возможность, наука, полная мера.


Задать вопрос