Особенности форм образовательной деятельности старших дошкольников по ознакомлению с художественной литературой с учетом регионального компонента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 октября, печатный экземпляр отправим 12 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 31.01.2021

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Семидоцкая, Е. И. Особенности форм образовательной деятельности старших дошкольников по ознакомлению с художественной литературой с учетом регионального компонента / Е. И. Семидоцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78175/ (дата обращения: 29.09.2022).



В педагогической науке одним из основных средств образования являются произведения художественной литературы. Вопросы о том, что читать и как читать детям, актуальными были всегда. Так как, круг детского чтения меняется с каждой эпохой, с изменением исторических условий, общественных, религиозных и семейных традиций, идеологических установок, художественных вкусов, программ воспитания и образования [6]. Как видим, художественная литература является не только развлекательным и увлекательным делом, но и решает задачи познавательного и воспитательного характера.

Согласимся с автором цитаты: «За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать» [3].

На необходимость приобщения детей к художественной литературе указывали такие педагоги и психологи как К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и другие. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, — это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека [1]. Поэтому приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему, и, как следствие, много знающему, необходимо воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного возраста [6].

Основные цели и задачи работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы прописаны в образовательной области «речевое развитие дошкольников» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Перечень художественных произведений для детского чтения представляют большинство основных общеобразовательных программ и некоторые парциальные программы.

Авторы парциальной программы «По речевым тропинкам Белогорья» подчеркивают важность использования в дошкольной педагогике произведений поэтов и писателей Белгородской области. И одной из задач организации образовательного процесса в соответствии с данной программой указывают: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой на основе литературных произведений разнообразной тематики писателей и поэтов Белогорья и творчества талантливых детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Пернатые страницы» Евгений Федорович Дубравный; «Смешаю краски и слова» Вячеслав Колесник; «Я живу в прекрасной стороне» Юрий Макаров, «Страницы большой и страшной войны» Владислав Мефодьевич Шаповалов; «Вызвать к жизни слово «Белогорье» Борис Иванович Осыков; творческие работы детей из журнала «Большая переменка» [4].

Авторы программы «По речевым тропинкам Белогорья» описали наиболее эффективные, на их взгляд, формы работы по ознакомлению старших дошкольников (подготовительная к школе группа) с произведениями указанных авторов: чтение детям, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудио записей.

Но программой предусмотрено, что её содержание вариативно. Оно соответствует возрастным возможностям, интересам, потребностям детей и родителей, сезону, условиям дошкольной организации и может изменяться по желанию субъектов образовательного процесса. Возможно использование отдельных модулей или замена модулей на авторские [4].

Поэтому практический опыт работы со старшими дошкольниками позволил нам расширить перечень авторов и произведений, которые использовались в детском чтении, включив в него книги Леонида Трифоновича Кузубова, Владимира Антоновича Брагина, Тамары Михайловны Дроновой, Раисы Ивановны Карагодиной, Маргариты Новак и др. [5].

А среди форм организованной образовательной деятельности считаем интересными как для детей, так и для педагогов и родителей такие формы как: литературные гостиные, музыкально-литературные композиции, игры-драматизации, образовательные события, коллекционирование, презентация коллекций и выставок. Отличительная особенность данных форм образовательной деятельности: возможность свободного общения, отсутствие длительной специальной подготовки и четко спланированного сценария.

Так, участники литературных гостиных «Детям о Великой отечественной войне» и «Природа Белогорья» не только читали и слушали произведения поэтов и писателей Белгородской области, но и общались с гостями — авторами произведений для детей Ракитянского района.

Музыкально-литературные композиции — это форма образовательной деятельности, которая использовались при организации образовательных событий «День матери», «Книжкина неделя», «День Земли», «Белгородчина, сердцу милый край!» (по произведениям юных авторов Белгородской области). В процессе проведения мероприятий дети и взрослые читали стихи и отрывки из сказок и рассказов, играли в словесные игры, участвовали в литературных викторинах и лотереях.

Организация выставок детских работ и фотовыставок к детским произведениям — это форма работа, которая использовалась и как самостоятельные мероприятия, и как итоговая часть коллекционирования. За два учебных года были собраны и оформлены:

 выставки книг «Природа Белогорья», «О животных Белгородского края», «Книги с иллюстрациями В. В. Колесника»;

 фотовыставки «Природные загадки (по произведениям Р. И. Карагодиной «Загадки»), «Птицеслов: пернатая азбука для малышей» (по стихам и рассказам Е. Ф. Дубравного);

 организованы презентации творческих работ детей и взрослых «Путешествие в страну сказок В. В. Колесника», «В зоопарке» (по детским произведениям В. А. Брагина).

Интересными и полезными для детей являются такие формы образовательной деятельности как: игра-драматизация по произведениям Т. М. Дароновой «Бабушкины сказки»; литературная викторина по творчеству Ю. И. Макарова: «С дядей Юрой в зимний сад»; отгадывание загадок-шуток «Шкатулки смешинок» (по творчеству поэта Л. Т. Кузубова).

Для того чтобы оценить степень освоения программного содержания детьми старшего дошкольного возраста и вовремя скорректировать образовательную деятельность в данном направлении работы использовалась педагогическая диагностика в форме настольно-печатной игры «Литературная страна» (методическое пособие «Мониторинг в детском саду»). Игра предполагает сюжет-путешествие с «посещением» ребенком «Книжкиного дома», «Дворца сказок», «Бульвара историй», «Площади поэтов, писателей, сказочников», «Литературной гостиной», «Поэтической рощи». Путешествуя по Литературной стране (при помощи кубика и фишек) и останавливаясь на каждой из остановок, ребенок выполняет диагностические задания, отвечает на вопросы беседы, проходит «сказочные» испытания [2].

Результаты диагностического исследования позволяют изучить особенности литературного опыта детей, выявить наличие и особенности их читательского интереса, определить уровень элементарных литературных знаний о видах и жанрах художественных текстов. Таким образом, проведенная диагностика на начало 2017–2018 учебного года показала, что высокий уровень сформированности этих показателей был выявлен у 19,2 % старших дошкольников, средний уровень — у 38,5 % обследуемых, а 42,3 % — этот показатель низкий. Обследования к концу учебного года показали, что количество детей с высоким уровнем увеличилось на 11,6 % (с 19,2 % до 30,8 %), а — с низким уменьшилось на 26,9 % (с 42,3 % до 15,4 %).

Таким образом, можно говорить о том, что используемые формы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой поэтов и писателей Белгородской области эффективны.

Кроме этого, успех проведения работы по литературному краеведению в дошкольной организации во многом зависит от подготовленности и заинтересованности педагогов, родителей и социальных партнеров (детских библиотек, Домов детского творчества, развивающих центров и кружков), а также наличия соответствующей детской и методической литературы.

Литература:

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
  2. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. — 592 с.
  3. Ненашев, М. Отлучат ли россиян от книги? Замечания старого книжника. — Литературная газета, 2002, 22–28 мая, № 20–21, с.3
  4. Парциальная программа дошкольного образования«По речевым тропинкам Белогорья» (образовательная область «Речевое развитие») / Л. В. Серых, М. В. Панькова. — Воронеж: Издат. Черноземье, 2017. — 52 с.
  5. Писатели Белгородчины — детям. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://belgdb.ru/ricz-detstvo/pisateli-belgorodchinyi-—-detyam (дата обращения 18.03.2019)
  6. Тихомирова, Е. А. Литературное и лингвистическое краеведение как одна из составляющих национально-регионального компонента ФГОСа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lit-yaz.ru/literatura/33251/index.html (дата обращения 18.03.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, Белгородская область, образовательная деятельность, произведение, ребенок, детское чтение, Ознакомление дошкольников, высокий уровень, дошкольная организация, образовательный процесс.


Похожие статьи

Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных...

Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных программ для дошкольного образовательного учреждения.

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление...

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому в соответствии с ФГОС, сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в...

Чтение художественной литературы как средство...

В процессе чтения художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, потешек, и др. дети

Организация в этой программе представлена совместной деятельностью детей и их родителей

Важно заметить, что освоение области «Чтение художественной литературы»...

Роль художественной литературы в развитии речи детей

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение. Влияние детской художественной литературы на...

художественная литература, ребенок, произведение, книга...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Интерес к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста обуславливается его важностью для дальнейшего

Главным условием проявления интереса к восприятию художественной литературы детьми дошкольного возраста, это организация...

Формирование нравственных представлений детей младшего...

Основными методами и формами ознакомления детей с детской художественной

Процесс слушания и понимания заключается в запоминании произведения, в умении глубже его

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и...

Формирование интереса к художественной литературе...

художественная литература, ребенок, произведение, книга, сказка, высокий уровень, образовательная деятельность, ребенок интереса, формирование интереса, литературное произведение. Основные подходы к проблеме чтения художественной...

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста — одно из

Проблема восприятия художественной литературы дошкольниками так же является актуальной.

Чтение — это условное понятие применимое к детям дошкольного возраста.

Похожие статьи

Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных...

Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных программ для дошкольного образовательного учреждения.

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление...

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому в соответствии с ФГОС, сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в...

Чтение художественной литературы как средство...

В процессе чтения художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, потешек, и др. дети

Организация в этой программе представлена совместной деятельностью детей и их родителей

Важно заметить, что освоение области «Чтение художественной литературы»...

Роль художественной литературы в развитии речи детей

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение. Влияние детской художественной литературы на...

художественная литература, ребенок, произведение, книга...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Интерес к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста обуславливается его важностью для дальнейшего

Главным условием проявления интереса к восприятию художественной литературы детьми дошкольного возраста, это организация...

Формирование нравственных представлений детей младшего...

Основными методами и формами ознакомления детей с детской художественной

Процесс слушания и понимания заключается в запоминании произведения, в умении глубже его

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и...

Формирование интереса к художественной литературе...

художественная литература, ребенок, произведение, книга, сказка, высокий уровень, образовательная деятельность, ребенок интереса, формирование интереса, литературное произведение. Основные подходы к проблеме чтения художественной...

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста — одно из

Проблема восприятия художественной литературы дошкольниками так же является актуальной.

Чтение — это условное понятие применимое к детям дошкольного возраста.

Задать вопрос