Особенности форм образовательной деятельности старших дошкольников по ознакомлению с художественной литературой с учетом регионального компонента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 31.01.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Семидоцкая, Е. И. Особенности форм образовательной деятельности старших дошкольников по ознакомлению с художественной литературой с учетом регионального компонента / Е. И. Семидоцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78175/ (дата обращения: 25.02.2021).



В педагогической науке одним из основных средств образования являются произведения художественной литературы. Вопросы о том, что читать и как читать детям, актуальными были всегда. Так как, круг детского чтения меняется с каждой эпохой, с изменением исторических условий, общественных, религиозных и семейных традиций, идеологических установок, художественных вкусов, программ воспитания и образования [6]. Как видим, художественная литература является не только развлекательным и увлекательным делом, но и решает задачи познавательного и воспитательного характера.

Согласимся с автором цитаты: «За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать» [3].

На необходимость приобщения детей к художественной литературе указывали такие педагоги и психологи как К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и другие. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, — это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека [1]. Поэтому приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему, и, как следствие, много знающему, необходимо воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного возраста [6].

Основные цели и задачи работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы прописаны в образовательной области «речевое развитие дошкольников» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Перечень художественных произведений для детского чтения представляют большинство основных общеобразовательных программ и некоторые парциальные программы.

Авторы парциальной программы «По речевым тропинкам Белогорья» подчеркивают важность использования в дошкольной педагогике произведений поэтов и писателей Белгородской области. И одной из задач организации образовательного процесса в соответствии с данной программой указывают: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой на основе литературных произведений разнообразной тематики писателей и поэтов Белогорья и творчества талантливых детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Пернатые страницы» Евгений Федорович Дубравный; «Смешаю краски и слова» Вячеслав Колесник; «Я живу в прекрасной стороне» Юрий Макаров, «Страницы большой и страшной войны» Владислав Мефодьевич Шаповалов; «Вызвать к жизни слово «Белогорье» Борис Иванович Осыков; творческие работы детей из журнала «Большая переменка» [4].

Авторы программы «По речевым тропинкам Белогорья» описали наиболее эффективные, на их взгляд, формы работы по ознакомлению старших дошкольников (подготовительная к школе группа) с произведениями указанных авторов: чтение детям, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудио записей.

Но программой предусмотрено, что её содержание вариативно. Оно соответствует возрастным возможностям, интересам, потребностям детей и родителей, сезону, условиям дошкольной организации и может изменяться по желанию субъектов образовательного процесса. Возможно использование отдельных модулей или замена модулей на авторские [4].

Поэтому практический опыт работы со старшими дошкольниками позволил нам расширить перечень авторов и произведений, которые использовались в детском чтении, включив в него книги Леонида Трифоновича Кузубова, Владимира Антоновича Брагина, Тамары Михайловны Дроновой, Раисы Ивановны Карагодиной, Маргариты Новак и др. [5].

А среди форм организованной образовательной деятельности считаем интересными как для детей, так и для педагогов и родителей такие формы как: литературные гостиные, музыкально-литературные композиции, игры-драматизации, образовательные события, коллекционирование, презентация коллекций и выставок. Отличительная особенность данных форм образовательной деятельности: возможность свободного общения, отсутствие длительной специальной подготовки и четко спланированного сценария.

Так, участники литературных гостиных «Детям о Великой отечественной войне» и «Природа Белогорья» не только читали и слушали произведения поэтов и писателей Белгородской области, но и общались с гостями — авторами произведений для детей Ракитянского района.

Музыкально-литературные композиции — это форма образовательной деятельности, которая использовались при организации образовательных событий «День матери», «Книжкина неделя», «День Земли», «Белгородчина, сердцу милый край!» (по произведениям юных авторов Белгородской области). В процессе проведения мероприятий дети и взрослые читали стихи и отрывки из сказок и рассказов, играли в словесные игры, участвовали в литературных викторинах и лотереях.

Организация выставок детских работ и фотовыставок к детским произведениям — это форма работа, которая использовалась и как самостоятельные мероприятия, и как итоговая часть коллекционирования. За два учебных года были собраны и оформлены:

 выставки книг «Природа Белогорья», «О животных Белгородского края», «Книги с иллюстрациями В. В. Колесника»;

 фотовыставки «Природные загадки (по произведениям Р. И. Карагодиной «Загадки»), «Птицеслов: пернатая азбука для малышей» (по стихам и рассказам Е. Ф. Дубравного);

 организованы презентации творческих работ детей и взрослых «Путешествие в страну сказок В. В. Колесника», «В зоопарке» (по детским произведениям В. А. Брагина).

Интересными и полезными для детей являются такие формы образовательной деятельности как: игра-драматизация по произведениям Т. М. Дароновой «Бабушкины сказки»; литературная викторина по творчеству Ю. И. Макарова: «С дядей Юрой в зимний сад»; отгадывание загадок-шуток «Шкатулки смешинок» (по творчеству поэта Л. Т. Кузубова).

Для того чтобы оценить степень освоения программного содержания детьми старшего дошкольного возраста и вовремя скорректировать образовательную деятельность в данном направлении работы использовалась педагогическая диагностика в форме настольно-печатной игры «Литературная страна» (методическое пособие «Мониторинг в детском саду»). Игра предполагает сюжет-путешествие с «посещением» ребенком «Книжкиного дома», «Дворца сказок», «Бульвара историй», «Площади поэтов, писателей, сказочников», «Литературной гостиной», «Поэтической рощи». Путешествуя по Литературной стране (при помощи кубика и фишек) и останавливаясь на каждой из остановок, ребенок выполняет диагностические задания, отвечает на вопросы беседы, проходит «сказочные» испытания [2].

Результаты диагностического исследования позволяют изучить особенности литературного опыта детей, выявить наличие и особенности их читательского интереса, определить уровень элементарных литературных знаний о видах и жанрах художественных текстов. Таким образом, проведенная диагностика на начало 2017–2018 учебного года показала, что высокий уровень сформированности этих показателей был выявлен у 19,2 % старших дошкольников, средний уровень — у 38,5 % обследуемых, а 42,3 % — этот показатель низкий. Обследования к концу учебного года показали, что количество детей с высоким уровнем увеличилось на 11,6 % (с 19,2 % до 30,8 %), а — с низким уменьшилось на 26,9 % (с 42,3 % до 15,4 %).

Таким образом, можно говорить о том, что используемые формы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой поэтов и писателей Белгородской области эффективны.

Кроме этого, успех проведения работы по литературному краеведению в дошкольной организации во многом зависит от подготовленности и заинтересованности педагогов, родителей и социальных партнеров (детских библиотек, Домов детского творчества, развивающих центров и кружков), а также наличия соответствующей детской и методической литературы.

Литература:

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
  2. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. — 592 с.
  3. Ненашев, М. Отлучат ли россиян от книги? Замечания старого книжника. — Литературная газета, 2002, 22–28 мая, № 20–21, с.3
  4. Парциальная программа дошкольного образования«По речевым тропинкам Белогорья» (образовательная область «Речевое развитие») / Л. В. Серых, М. В. Панькова. — Воронеж: Издат. Черноземье, 2017. — 52 с.
  5. Писатели Белгородчины — детям. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://belgdb.ru/ricz-detstvo/pisateli-belgorodchinyi-—-detyam (дата обращения 18.03.2019)
  6. Тихомирова, Е. А. Литературное и лингвистическое краеведение как одна из составляющих национально-регионального компонента ФГОСа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lit-yaz.ru/literatura/33251/index.html (дата обращения 18.03.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, Белгородская область, образовательная деятельность, произведение, ребенок, детское чтение, Ознакомление дошкольников, высокий уровень, дошкольная организация, образовательный процесс.


Задать вопрос