Как преодолеть «синдром самозванца»? Методические рекомендации педагогам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 29.01.2021

Статья просмотрена: 355 раз

Библиографическое описание:

Озерова, Н. Е. Как преодолеть «синдром самозванца»? Методические рекомендации педагогам / Н. Е. Озерова, Е. И. Угрюмова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78129/ (дата обращения: 17.04.2024).



В рамках реализации регионального проекта «Траектория профессионального роста педагога» на этапе исследований профессиональных затруднений в опросных листах, заполненных педагогами начального общего образования и физической культуры, в разделе «Коммуникативные затруднения» выявлены затруднения у 32 % опрошенных.

Даже опытные педагоги чувствуют себя неуверенно при подготовке материалов для обобщения актуального педагогического опыта или испытывают страх перед участием в конкурсах профессионального мастерства, могут думать, что их успехи являются результатом случайного везения, несмотря на то, что являются профессионалами своего дела. Этот синдром квалифицируется как «синдром самозванца» (далее — синдром).

Еще в 1978 году он описан психологами Паулиной Клэнс и Сюзанной Аймс, изучавшим психическое состояние высококлассных специалистов, которые систематически недооценивали свои профессиональные достижения и успехи, считая, что их переоценивают. В результате длительных исследований выявлено, что такое нарушение присуще лицам любого возраста и пола, может быть временным, но иногда длится всю жизнь.

Парадокс в том, что практически каждый из нас самозванец, так как мы стремимся соответствовать каким-то представлениям других людей, и часто наше публичное «я» отличается от нас настоящих, мы чувствуем себя обманщиками, понимая, что это лишь проявления синдрома. Реально мошенничающие самозванцы осознанно демонстрируют ложную личность, чтобы обмануть доверие окружающих, и очень довольны, если это им удается. Настоящим у них бывает только страх разоблачения.

Однако эта статья адресована так называемым «невротическим самозванцам», которые не делают ничего недопустимого с точки зрения моральных законов общества, но чувствуют себя мошенниками, независимо от мнения окружающих. Таких людей беспокоит страх неудач, свойственны трудоголизм и перфекционизм, каждая победа только подчеркивает разрыв между реальным и воображаемым стандартами успеха.

Основные симптомы синдрома самозванца:

— заниженная самооценка, неуверенность (человеку сложно принять свой успех, даже заслуженный, они приписывают его внешним факторам);

— страх новых задач (принять уровень своей некомпетентности, чтобы изучить новые обязанности);

— неудовлетворенность работой и выгорание (страх потерпеть неудачу мешает карьерному росту, на фоне чего появляется выгорание).

Однако синдром самозванца медики не относят к расстройствам психики.

Валери Янг, мировой эксперт по вопросам синдрома, выделяет 5 типов «самозванцев»: перфекционист, эксперт, солист, прирожденный гений, супергерой.

Тип «самозванца»

Как распознать?

Что делать?

Перфекционист

Ставит завышенные цели, не достигая их, испытывает стыд и неуверенность.

Если цель все же достигнута, то он не доволен результатом, думая, что мог сделать лучше.

Воспринимать свои ошибки как естественный производственный процесс.

Заставить себя взяться за откладываемые на «лучшие времена» задачи, ибо лучших времен не бывает, а результат никогда на 100 % не будет безупречным.

Эксперт

Не приступит к выполнению задачи, пока не узнает о ней абсолютно все, затрачивая неоправданно много времени на сбор информации, осложняя себе решение этой задачи. Посещает различные курсы и тренинги.

Использовать методы тайм-медеджмента при и реализации задачи, понимать, что сертификаты курсов не всегда способствуют решению задач.

Солист

Демонстрирует независимость и собственную значимость, работает в одиночку, боится, что обращение за советом воспримут как его некомпетентность.

Не бояться командной работы, где каждый отвечает за свою задачу и все вместе за реализацию общей цели.

Прирожденный гений

Демонстрирует, что легко может справиться с невыполнимой задачей, но, столкнувшись с трудностями, испытывает разочарование и слабость, неумение с ними справиться.

Понять, что профессиональное развитие длится всю жизнь, поэтому даже гении учатся постоянно.

Супергерой

Самоутверждается, сравнивает себя с коллегами, недооценивает себя, что чревато психическими и физическими перегрузками.

Не искать самоутверждения во внешних факторах, воспринимать объективно критику, не обижаться на нее. Добиться одновременно успеха во всех сферах невозможно, научитесь ставить достижимые цели.

Если вы выявили в себе хотя бы несколько характеристик, следовательно, вы подвержены влиянию различных факторов «синдрома самозванца». От него следует избавляться, если синдром мешает карьерному росту и улучшению качества вашей жизни, ибо много сил тратится на внутреннюю борьбу и самоедство.

Еще есть один важный фактор в своем поведении — это избегание новых профессиональных высот, самовыражения, если вы выбираете то, что давно умеете, скрывая то, что чего-то не знаете из-за страха и сомнений, то есть веская причина пересмотреть представление о себе.

Как справляться с проявлениями «синдрома самозванца»?

Во-первых, научиться принимать свои достижения, позитивные отзывы других людей о них. Важна адекватная обратная связь с окружающими.

Во-вторых, перестать сравнивать свои достижения с успехами коллег.

Малоквалифицированные специалисты могут переоценивать свои достижения и таланты, а профессионалы сомневаются в своих силах, считают окружающих более компетентными.

В-третьих, пробуйте внедрять в свою работу на основе сотрудничества с более квалифицированными специалистами новые формы и технологии, хвалите себя за каждый удачный шаг.

Если справиться с проявлениями синдрома не удается самостоятельно, можно обратиться за помощью к психологу, который будет способствовать тому, что «синдром самозванца» станет отправной точкой роста и не будет блокировать самореализацию и саморазвитие педагога.

Не бойтесь своих эмоций.Разрешите себе быть несовершенным, записывайте, что чувствуете, это поможет проследить, как у вас проявляется синдром, чтобы понимать, как он на вас влияет.

Дайте волю своему гневу:«Зачем мне этот синдром? Кем он себя возомнил, решил, что я не достойна этой должности?!» Вы поймете: никто никого не убедит, что вы занимаете чужое место.

Проведите саморефлексию профессиональной деятельности.Проанализируйте результатысвоих проектов, новые навыки, интересные подходы к решению производственных задач, презентации своих идей, документы. Это ВАШИ победы и достижения, а не чужие. Такой взгляд на свою деятельность поможет противостоять сомнениям в своей некомпетентности.

Кто еще добился таких успехов? Было это просто или нет? Если они смогли, то и вы тоже достигнете любых высот, стоит проявить терпение и труд.

Литература:

1. https://vc.ru/hr/163533-sindrom-samozvanca-podrobnyy-razbor-nauchnye-issledovaniya-harakteristiki-testy-i-kak-s-nim-spravitsya

2. https://foodandhealth.ru/info/sindromom-samozvanca/

Основные термины (генерируются автоматически): достижение, карьерный рост, прирожденный гений, проявление синдрома, синдром, страх, успех.


Похожие статьи

Дентофобия (обзор литературы) | Статья в журнале...

На сегодняшний день боязнь стоматологов в разной степени испытывает более 30 % населения планеты, то есть каждый третий житель. Относительно наших соотечественников, следует отметить...

Эмоциональное выгорание: сущность и содержание

Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Москва.

Кузьмина Ю. М. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности специалистов социальной работы: проявление и профилактика: монография.

Особенности психического выгорания педагогов...

Многочисленные данные показывают, что синдром психического выгорания, наряду с

Этот синдром включает в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию

1. Орел В. Е., Рукавишников А. А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия...

Статусные характеристики профессиональной идентичности...

К видам, или «статусам идентичности», относятся: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности. При этом учитывается, прошел ли индивидуум через период принятия решения, называемый кризисом идентичности, и принял ли он обязательства по...

Деформация социальных представлений об успехе и карьере

Среди мужчин возникает синдром крутизны. Даже больше — появление архетипа «крутого», для которого нет никаких преград в достижении цели.

Деформация социальных представлений о механизме достижения успеха происходила параллельно деградации мировой культуре.

Психовегетативный синдром, как наиболее частый вариант...

Однако часто проявления психовегетативного синдрома ошибочно диагностируют как соматическая патология.

Клинические симптомы, как правило, полиморфны и отражают дисфункцию многих органов и систем организма.

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

Ранняя диагностика синдрома Аспергера — установленный диагноз до достижения

В отечественной литературе работ, посвященных изучению синдрома Аспергера у детей мало

Мать отмечает повышенную тревожность сына. На фоне тревоги появился страх «туалета»...

Психологическая характеристика помогающих профессий

сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия, своего наиболее успешного «почерка», стиля в работе; представления о себе и своей работе в будущем («я в будущем») [3; С. 73-74].

Синдром прогерии Гетчинсона — Гилфорда (HGPS)

В статье рассматривается клинический случай синдрома прогерии Гетчинсона — Гилфорда.

После краткого литературного обзора описывается клинический случай врожденной прогерии (синдром прогерии Гетчинсона — Гилфорда) у мальчика 5 лет.

Похожие статьи

Дентофобия (обзор литературы) | Статья в журнале...

На сегодняшний день боязнь стоматологов в разной степени испытывает более 30 % населения планеты, то есть каждый третий житель. Относительно наших соотечественников, следует отметить...

Эмоциональное выгорание: сущность и содержание

Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Москва.

Кузьмина Ю. М. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности специалистов социальной работы: проявление и профилактика: монография.

Особенности психического выгорания педагогов...

Многочисленные данные показывают, что синдром психического выгорания, наряду с

Этот синдром включает в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию

1. Орел В. Е., Рукавишников А. А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия...

Статусные характеристики профессиональной идентичности...

К видам, или «статусам идентичности», относятся: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности. При этом учитывается, прошел ли индивидуум через период принятия решения, называемый кризисом идентичности, и принял ли он обязательства по...

Деформация социальных представлений об успехе и карьере

Среди мужчин возникает синдром крутизны. Даже больше — появление архетипа «крутого», для которого нет никаких преград в достижении цели.

Деформация социальных представлений о механизме достижения успеха происходила параллельно деградации мировой культуре.

Психовегетативный синдром, как наиболее частый вариант...

Однако часто проявления психовегетативного синдрома ошибочно диагностируют как соматическая патология.

Клинические симптомы, как правило, полиморфны и отражают дисфункцию многих органов и систем организма.

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

Ранняя диагностика синдрома Аспергера — установленный диагноз до достижения

В отечественной литературе работ, посвященных изучению синдрома Аспергера у детей мало

Мать отмечает повышенную тревожность сына. На фоне тревоги появился страх «туалета»...

Психологическая характеристика помогающих профессий

сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия, своего наиболее успешного «почерка», стиля в работе; представления о себе и своей работе в будущем («я в будущем») [3; С. 73-74].

Синдром прогерии Гетчинсона — Гилфорда (HGPS)

В статье рассматривается клинический случай синдрома прогерии Гетчинсона — Гилфорда.

После краткого литературного обзора описывается клинический случай врожденной прогерии (синдром прогерии Гетчинсона — Гилфорда) у мальчика 5 лет.

Задать вопрос