Как уже не раз отмечалось, основной целью правоохранительной деятельности является защита прав и законных интересов граждан, а также охрана общественного порядка. Однако на сегодняшний существуют проблемы организации и функционирования службы в правоохранительных органах, рассмотрим некоторые из них.
- Недостатки в организационно — структурном построении аппарата управления органом правопорядка, которые заключаются:
– появление подразделений с нечеткими функциями, что отражается на организации их совместной работы [1];
– недостаточно четкое распределение обязанностей между подразделениями, что ведет к дублированию и параллелизму в работе [1];
– недостаточно четкое взаимодействие между аппаратами управления областных (республиканских) и районных (городских) органов правопорядка одной организационной системы [1].
- Недостаточная разработанность нормативно-правовой базы взаимодействия служб и подразделений органа правопорядка, то есть практика показывает, что систематическая нормативная база взаимодействия служб и подразделений многих органов правопорядка отсутствует, а также ряд нормативных актов рассеян во множестве ведомственных приказов, инструкций и уставов, однако необходимость четкого регулирования взаимодействия служб и структурных подразделений органов правопорядка все более возрастает [1, c. 82].
- Отсутствие показателей оценки эффективности взаимодействия служб и структурных подразделений органов правопорядка. Порой складывается ситуация, когда руководитель органа правопорядка интуитивно чувствует, что отклонения в деятельности связаны с неэффективностью взаимодействия структурных звеньев и служб, но выразить это в четких суждениях не может, так как отсутствует система надежных оценок этого взаимодействия, кроме того, отсутствие критериев оценки работников различных правоохранительных органов отрицательно влияет на их мотивацию в работе, не подразумевает систематическое сотрудничество [2].
- Неравномерность служебной нагрузки на сотрудников правоохранительных органов. Анализ показывает, что загруженность сотрудников различных подразделений и служб правопорядка распределяется неравномерно, например, следственный аппарат, оперативные службы имеют чрезвычайно большую рабочую нагрузку, в то время другие сотрудники, например кадровый аппарат или штабные подразделения загружены меньше [2, c. 503].
- Недостаточная разработанность и продуманность системы взаимного информирования сотрудников правоохранительной деятельности. Конечным выводом здесь может быть создание централизованного банка информации (при строгом соблюдении правил секретности) [2, c. 503];
- Отсутствие четкой системы материального и морального стимулирования работников различных служб за эффективное взаимодействие и согласованную совместную работу. Практика деятельности органов правопорядка показывает, что зачастую стимулируются собственных функций сотрудника, но не почти не поощряются сотрудники за то, что они предоставили другой службе надежную информацию, создали необходимые предпосылки в работе, провели ресурсное обеспечение деятельности другого подразделения и т. д. [3].
- Предвзятое отношение руководителя органа правопорядка к отдельным службам и подразделениям, то есть одни службы и подразделения чувствуют себя фаворитами, требуют к себе больше внимания и относятся к другим службам как к обеспечивающим их информацией, выполняющим их мелкие поручения, однако руководитель органа правопорядка должен следовать тактике подчеркивания равноправности и необходимости всех служб и подразделений [3];
- Отрицательные личностные качества некоторых сотрудников правоохранительной деятельности: карьеризм, угодничество, подхалимство, стремление к доминированию, агрессивность, самоутверждение за счет результатов деятельности партнеров по взаимодействию [3, c. 84].
- Функциональный эгоизм, проявляемый коллективом службы или подразделения органа правопорядка. Существует коллективная направленность, которая предполагает ориентацию подразделения на решение общих задач и узкофункциональная направленность службы, которая выражается в тенденции замыкания на своих задачах и непроявления достаточного интереса к совместной работе с другими службами и структурными подразделениями органа правопорядка [3, c. 85].
Н. И. Свечникова, И. Э. Мартыненко, В. В. Мальченкова, М. В. Шайкова, В. П. Рябцева, О. С. Капинуса и т. д., в своих трудах рассматривают особенности организации правоохранительной деятельности в РФ, ее сущность, конкретизируют дефиницию «правоохранительная деятельность». Н. И. Свечников раскрывает сущность правоохранительной деятельности как основного правового института защиты и охраны общественного порядка. М. В. Шайкова анализирует основные недостатки в организационно-структурном построении аппарата управления органов правопорядка.
Правоохранительная деятельность многогранна и включает защиту законных прав и интересов граждан, общественных организаций, государства. Основная цель правоохранительной деятельности является активное профилактическое, предупредительное влияние, недопущение правонарушений и обеспечение правопорядка, что включает в себя не только борьбу с преступностью, обеспечение общественного порядка, конституционного строя, но и поддержания здоровья и безопасной экологии.
Задачи, связанные с правоохранительной деятельностью, решаются Правительством РФ, которое осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, но в большинстве случаев эти задачи решают органы исполнительной власти [4].
Таким образом, решение большинства проблем в области правоохранительной деятельности основывается на улучшении социально-психологического климата посредством оптимальной сработанности сотрудников правоохранительной деятельности.
Литература:
- М. В. Шайкова. Психологические детерминанты организации взаимодействия служб и подразделений правоохранительных органов/Аллея науки.-2018.-№2.-С.81.
- А. Д. Осипова. Правовое сознание лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность/ Аллея науки.-2018.-№9 (25).-С.502.
- М. В. Шайкова. Психологические детерминанты организации взаимодействия служб и подразделений правоохранительных органов/Аллея науки.-2018.-№2.-С.83.
- Н. И. Свечников. Сущность правоохранительной деятельности/ Lex Russica.-2017.-№7 (116).-С.58.