Упражнения, способствующие развитию речевого дыхания у детей с нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Юрченко, Н. А. Упражнения, способствующие развитию речевого дыхания у детей с нарушениями речи / Н. А. Юрченко, Е. Н. Карасени, М. М. Головач, Н. С. Бибик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 375-378. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78051/ (дата обращения: 19.04.2024).



Как помочь детям с нарушением звукопроизношения развить речевое дыхание, ведь оно — основа для правильного развития речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз сохранение плавности речи и ее выразительности. Дыхательная гимнастика помогает выработать сильны, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Дефекты речи связаны со слабым развитием мышц, которые участвуют и в речи, и в жевании. В недавнем прошлом дети дули на бумажные вертушки, стреляли из трубочек, грызли кочерыжки и сырую морковь, свистели в свистульки. Чтобы укрепить у детей артикуляционный аппарат, необходимо проводить эти игры в повседневной жизни. С дошкольниками рекомендуется упражнения проводить ежедневно. Заинтересовать детей можно с помощью разнообразных игр. Описанные ниже упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Полезны любые упражнения, связанные с формированием направленной воздушной струи. Можно взять кусочек ватки, пушинку и стараться, как можно дольше её удерживать на лету. Дети с удовольствием дуют на пушистые одуванчики, бумажные вертушки. Любят пускать кораблики в ёмкости с водой, а чтобы он быстрее плыл, нужно на него подуть. Дети с большим желанием надувают разноцветные воздушные шарики: и весело, и полезно.

Нужно делать с детьми упражнения и на вдыхание воздуха. Предложите ребёнку понюхать цветок, духи. Рот при этом у детей должен быть закрыт.

Приобретите для детей различные духовые инструменты: губную гармошку, дудочку, свисток. Исполняя простую мелодию, заодно потренируете и слуховое внимание ребёнка.

Детям с нарушением звукопроизношения необходима твёрдая пища. Ежедневно предлагайте ребёнку грызть сырую морковь.

Проводите упражнения с ребёнком:

– во время бодрого настроения;

– не занимайтесь в пыльном, непроветриваемом или сыром помещении;

– одежда ребенка не должна стеснять движений;

– не занимайтесь сразу после приема пищи;

– не занимайтесь с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;

– сопровождайте упражнение речью.

Обязательно следите за техникой выполнения упражнений:

– воздух следует набирать через нос;

– плечи, во время выполнения упражнения, не поднимать;

– выдох должен быть длительным и плавным;

– щеки не надувать (для начала их можно придерживать руками);

– дыхательные упражнения выполнять дозировано, не более 3–5 раз за один прием в течение нескольких секунд;

– все атрибуты должны обрабатываться перед каждым использование;

– во время выполнения упражнения, ребенок должен сохранять правильную осанку (не сутулиться, не нагибаться);

– на начальном этапе можно использовать зеркало для зрительного контроля.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\весело полезно\DSCF2606.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\весело полезно\DSCF2604.jpg

Вызывайте у ребенка желание действовать. Самый маленький успех отмечайте похвалой. Постепенно, в меру своих сил, ребенок будет овладевать новыми движениями, выполнять их более длительной время. Это укрепить подвижность артикуляционного аппарата, улучшит речь детей.

Игры и игровые упражнения по развитию речевого дыхания логопедам, воспитателям и родителям следует обратить внимание, что дыхательные упражнения следует выполнять во время всего срока коррекционной работы над звукопроизношение.

Литература:

1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г., «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи».

2. Воробьева Т. А., Воробьева П. А. «Дыхание и речь».

3. Воронина Л. П., Червякова Н. А. «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа».

4. Краузе Е. Н. «Логопедия».

5. Краузе Е. Н. «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста».

6. Селиверстова В. И. «Игры в логопедической работе с детьми».

7. Семенова Н. А. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой в школе здоровья»

8. Филичева Т. Б., Туманова Т.В «Формирование звукопроизношения у дошкольников».

9. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, артикуляционный аппарат, время выполнения упражнения, нарушение звукопроизношения, речевое дыхание, сырая морковь, упражнение.


Похожие статьи

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Многие упражнения по развитию речевого дыхания (например, «Покажи, как гудит паровоз»

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет

Использование биоэнергопластики в коррекции...

Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнения артикуляционной гимнастики.

В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком

артикуляционная гимнастика, ребенок, артикуляционный аппарат, упражнение...

Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ | Статья в сборнике...

Это приводит к нарушению звукопроизношения и просодической стороны речи. Ребенок говорит тихо, интонационно невыразительно

Развитие речевого дыхания — один из важнейших этапов коррекционной работы и проводится на протяжении всей работы с ребенком.

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики...

Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы. Педагог подбирает комплекс артикуляционных упражнений и объединяет их сказочным сюжетом. Ребенок, слушая сказку, выполняет синхронно движения кистями рук и органами артикуляции.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции...

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ...

Использование в коррекционно-логопедической работе...

Проведение упражнений на материале стихотворных текстов — это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, но и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений. В своей работе мы используем...

Использование здоровьесберегающих технологий как одно из...

При выполнении упражнений на дыхание учитываем возможности каждого ребенка. 2. Артикуляционная гимнастика — важная и неотъемлемая часть логопедических занятий. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики ориентировано на следующее

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

Проанализированы возможности развития речевого дыхания детей с дизартрией.

Ключевые слова: звукопроизношение, коррекция, речевое дыхание, дизартрия.

Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция...

Использование инновационных методов при формировании...

На первом месте становления звукопроизношения является зрелая, полноценная работа артикуляционного аппарата. На мой взгляд, артикуляционные упражнения развивают умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти, то есть помогут ребёнку научиться управлять...

Похожие статьи

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Многие упражнения по развитию речевого дыхания (например, «Покажи, как гудит паровоз»

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет

Использование биоэнергопластики в коррекции...

Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнения артикуляционной гимнастики.

В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком

артикуляционная гимнастика, ребенок, артикуляционный аппарат, упражнение...

Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ | Статья в сборнике...

Это приводит к нарушению звукопроизношения и просодической стороны речи. Ребенок говорит тихо, интонационно невыразительно

Развитие речевого дыхания — один из важнейших этапов коррекционной работы и проводится на протяжении всей работы с ребенком.

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики...

Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы. Педагог подбирает комплекс артикуляционных упражнений и объединяет их сказочным сюжетом. Ребенок, слушая сказку, выполняет синхронно движения кистями рук и органами артикуляции.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции...

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ...

Использование в коррекционно-логопедической работе...

Проведение упражнений на материале стихотворных текстов — это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, но и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений. В своей работе мы используем...

Использование здоровьесберегающих технологий как одно из...

При выполнении упражнений на дыхание учитываем возможности каждого ребенка. 2. Артикуляционная гимнастика — важная и неотъемлемая часть логопедических занятий. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики ориентировано на следующее

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

Проанализированы возможности развития речевого дыхания детей с дизартрией.

Ключевые слова: звукопроизношение, коррекция, речевое дыхание, дизартрия.

Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция...

Использование инновационных методов при формировании...

На первом месте становления звукопроизношения является зрелая, полноценная работа артикуляционного аппарата. На мой взгляд, артикуляционные упражнения развивают умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти, то есть помогут ребёнку научиться управлять...

Задать вопрос