Ошибки родителей при воспитании ребенка. Причины, последствия и рекомендации по их предупреждению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 25.01.2021

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Кириллов, П. А. Ошибки родителей при воспитании ребенка. Причины, последствия и рекомендации по их предупреждению / П. А. Кириллов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 123-128. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78022/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье уделяется внимание основным ошибкам родителей и взрослых, несущих ответственность за воспитание детей. Рассматриваются основные причины возникновения детских неврозов, связанных с неправильным воспитанием и предлагаются рекомендации по предупреждению возникновения данных неврозов.

Ключевые слова: воспитание, ребенок, родитель, личность.

Правильный подход к воспитанию ребенка с рождения гарантирует его успешную самостоятельную и счастливую жизнь в будущем. Но даже благонамеренный родитель может влиять на своего ребенка как положительным, так и отрицательным способом. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. [2] Большинство родителей либо не обращают внимания, либо поверхностно относятся к проблемам детей. Подростковые неврозы, как правило, лишь следствие тех проблем, тянущихся из раннего детства. [3] Также доказан факт того, что детская травма влияет на физическое здоровье человека в зрелом возрасте. [1] Родителям важно знать, каким образом они формируют личность ребенка и понимать, какие ошибки совершают в воспитании.

Понятийный аппарат:

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. [23]

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. [24]

Невроз — название группы нервно-психических расстройств, возникающих по причине острых и хронических психологических травм и характеризующихся отсутствием качественных изменений психической деятельности. [25]

Самооценка — представление человека о важности своей личности и деятельности среди других людей. [26]

Родители — ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (отец и мать). [27]

Ребёнок — человек в период детства. [28]

Гипоопека — тип воспитания в семье, характеризующийся тем, что дети лишаются необходимых им заботы и внимания. [29]

Гиперопека — это отношения между родителями и детьми, для которых характерно повышенное внимание, чрезмерная забота, тотальный контроль поступков и действий ребенка. [30]

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — тяжёлое психическое состояние, возникающее в результате единичного или повторяющихся событий, оказывающих сверхмощное негативное воздействие на психику индивида. [31]

Психика — совокупность мыслительных процессов и явлений; специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. [32]

Окружение ребенка в раннем детстве определяет успешность формирования его личности. Важнейшими жизненными ориентирами для малыша становятся мать и отец. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, посредством которого и происходит формирование личности ребенка. Чем в более младшем возрастном периоде находится ребенок, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Также существенную роль в становлении и развитии играет общение. Правильный образ себя самого у ребёнка появится лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

Социум, безусловно, накладывает на формирование личности ребенка отпечаток, но основа, поведенческая модель и манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Организуя процесс воспитания следует учитывать возрастные особенности ребенка. Малышу важно не испытывать ограничений при взаимодействии с родителями. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности. Вследствие ограниченности знаний и оценки своих возможностей, малыш целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей, что формирует его самооценку.

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. [4] У ребенка возникает потребность в познавании окружающего мира, потому он повторяет раннюю деятельность. либо совершает новую, проявляя настойчивость и любознательность, получая новый опыт. В это время ребенок наталкивается на сопротивление взрослых. Если взрослый не может объяснить причину запрета, то сталкивается с упорным повторением малышом своих действий. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Очень важно обсуждать с ребенком ситуации, которые вызывают у него несогласие, разбираться в причинах этого несогласия, слушать, что стоит за протестом или нежеланием ребенка. [5]

Становление личности ребенка школьного возраста происходит вследствие формирования новых отношений с ровесниками и взрослыми. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают или противопоставляют отношения, существовавшие в семейном кругу. Через личностное общение у подростков формируются нормы взаимоотношений и собственное мировоззрение. Происходят изменения в самооценке, когда успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей. Самооценка является причиной регуляции поведения и деятельности человека.

Таблица 1

Типы воспитания, отрицательно влияющие на психику ребенка [7;20;21;22]

Тип воспитания

Как характеризуется

К чему приводит

Способы предупреждения

Гипоопека

Родители уделяют внимание удовлетворению внешних (видимых) потребностей ребенка: еда, кров, одежда. Внутренние (душевное тепло, любовь, поддержка, интерес) игнорируются.

Формирование комплекса ненужности;

Неуверенность в себе;

Замкнутость;

Тревожность и страх перед будущим;

Потребность доказывать окружающим свою значимость и существование, часто деструктивными методами;

Конфликтность, агрессивность;

Уход от одиночества и обесцененности в мир иллюзий.

Часто проводить время с малышом, не отвлекаясь в процессе;

Проявлять искренний интерес к жизни малыша;

Говорить о теплых чувствах к ребенку каждый день, обнимать (прикасаться);

Не игнорировать вопросы или проблемы, даже если те кажутся незначительными;

Хвалить и подбадривать, создавать ощущение значимости и успешности

Гиперопека

Характеризуется потаканием всем капризам ребенка.

Ребенок занимает центральное место в семье в ущерб потребностям и интересам взрослых.

Инфантильность и капризность;

Безответственность;

Отсутствие сострадания;

Неумение принимать альтернативу, справляться с решениями и принимать отказ;

Отсутствие целеустремленности;

Манипуляции, чтобы получить желаемое;

Концентрация на себе и своей исключительности;

Неумение коммуницировать и выстраивать отношения с окружающими людьми;

Черствость, проявление нарциссизма;

Неумение преодолевать трудности;

Истерический невроз.

Распределять обязанности по дому между членами семьи;

Давать возможность делать дела самостоятельно, формируя у ребенка ответственность и уверенность в своих собственных силах;

Перестать контролировать каждый шаг ребенка. Ребенок сам должен научиться составлять алгоритмы действий и отвечать за них;

Уметь отказывать ребенку, иметь разумные границы дозволенного.

Жестокое воспитание

Характеризуется отношениями с ребенком сквозь призму силы, часто физической.

Отсутствие у ребенка возможности отстаивать свою точку зрения.

Неумением сдерживать и контролировать агрессию, срывы на тех, кто слабее;

Замкнутостью, обособленностью, враждебность;

Безынициативность;

Отсутствие навыков коммуникации и социальной адаптивности;

Неврастения;

Невроз навязчивых состояний

тревоги, депрессия, низкая самооценка, симптомы ПТСР, суицидальные наклонности.

Способы наказания -конструктивные;

Нейтрализуйте негативные чувства активной физической деятельностью;

В случае, когда не сдержались и ударили ребенка — просите прощения. Так вы учите ребенка тому, что бывают ошибки и можно прощать;

Избавьтесь от привычки оценивать поведение ребенка: есть поступок, а есть последствия.

Воспитание «золушки»

Обязанности взрослых сбрасываются на ребенка. Взрослые в силу занятости не справляются с тяжелой ношей. Характеризуется неспособностью взрослых брать на себя ответственность.

Психосоматические заболевания;

Желание угождать всем;

Неспособности отстоять свои интересы в будущем;

Брать на себя больше, чем можно вынести;

Роль жертвы или спасателя;

Неудовлетворенность жизнью и непонимание себя;

Ощущение одиночества в кругу семьи, потерянность, ревность к другим детям, уныние, плаксивость.

Избавить ребенка от обязанностей взрослых;

Не требовать непосильного;

Организовывать личное пространство ребенка;

Позволять дурачиться и проводить время по усмотрению ребенка;

Ценить и благодарить малыша за помощь. Он родился не для помощи взрослым, его труд не обязанность, а дар.

Повышенная моральная ответственность

Личность самого ребенка и его потребности в расчет не берутся.

Гиперсоциальное воспитание, при котором требуют идеального соответствия с правилами и нормами общества.

Эмоциональная нестабильность ребенка;

Обида или ненависть к тем, перед кем «нужно выглядеть достойно»;

Нежеланием заводить семью и рожать детей в будущем, потому что это слишком тяжело;

Непонимание своего внутреннего мира и потребностей;

Двуличность.

Не стремиться к идеальному: ошибки — это нормально. Важно жить так, как подходит, удобно и комфортно, а не напоказ.

Не требовать от ребенка непосильного: ребенок только учится;

Примером демонстрируйте, что такое плохо и хорошо, а не лекциями о нравственности и несоответствии малыша идеалам.

Избавьтесь от стандартов «ребенок должен… ».

Тревожно-мнительное воспитание

Постоянная тревога о том, чтобы чего не случилось.

Мнительность, тревожность;

Недоверие к миру и окружающим;

Низкая самооценка и неуверенность в себе;

Боязнь проявить инициативу и риск;

Усиленный возрастной страх смерти.

Позволять проявлять самостоятельность, ошибаться и решать проблемы;

Давать право выбора и принятия решений;

Не требовать от ребенка раскрывать свои секреты. Они есть у каждого.

Противоречащее

Сложный и наиболее дисфункциональный тип. Характеризуется разными позициями родителей на предмет правильного типа.

Истерики, эмоциональные срывы;

Невосприимчивость к информации;

Неусидчивость;

Манипулирование родителями;

Капризность, инфантильность, обидчивость;

Эмоциональная закрытость, суицидальные наклонности;

Невроз навязчивых состояний.

Построить теплые доверительные отношения с другими людьми: родственники, друзья, учителя, наставники;

Поиск консенсуса между парой самостоятельно или с помощью психологической консультации.

Симбиотическое

Отсутствие разделения Я-матери и Я-ребенка.

Бессознательное стремление остаться с ребенком навсегда, невзирая на его взросление и потенциальный уход во взрослую жизнь.

Замещение потребностей ребенка своими.

Неспособность принимать решения;

Отсутствие самостоятельности;

Зависимость от мнения матери; Неуверенность в себе;

Апатия к жизни.

Позволять ребенку занимать своими делами самостоятельно;

Матери оставить малыша в покое и заняться своей жизнью и саморазвитием.

Не преуменьшать способностей ребенка;

Не высмеивать проявления самостоятельности:

Не указывать, что делать и когда;

Преднамеренное лишение любви

Вариант деструктивного воспитания, при котором за любое нарушение правил или оплошность ребенка лишают внимания, заботы и любви.

Чрезмерная услужливость, жертвенность или девиантное поведение с целью обратить на себя внимание;

Ощущению беспомощности, неуверенности в себе: Тревожность перед миром и людьми.

Ребенок должен быть уверен в родительской любви. И дети, и взрослые совершают непростительные проступки, но нет ничего страшнее осознания, что родители тебя не любят.

Воспитание чувством вины

Предусматривает стремление взрослых получить благодарность от ребенка за их вложения.

Комплекс неполноценности у ребенка;

Отсутствие самостоятельности;

Низкая самооценка и неуверенность в себе;

Страх совершить поступок и рисковать;

Ответственность за решения других.

Малыш не в ответе за воспитание родителями его самого.

Не стоит требовать благодарности от того, кому родители должны по факту его существования и согласно своему решению.

Культ болезни

Состояние здоровья ребенка ставится во главу и все семейные взаимоотношения основываются на этом. Улучшение состояния игнорируется или бессознательно отвергается.

Манипулирование родителями;

Инфантилизм, робость, тревога перед самостоятельностью и здоровым образом жизни.

Вместо честных выяснений отношений, развода или серьезных решений проще закрыть глаза и отдаться уходу за больным ребенком. Поэтому куль болезни — сигнал к тому, чтобы поговорить и решить семейные проблемы.

Формирование личности ребенка зависит так же и от личностных качеств родителей, их поведения, отношений, манер и мировоззрения. Выделяются четыре основных пассивных типа воздействия личности родителя на личность ребенка. [6]

  1. Имитация

Дети подражают своим родителям, неосознанно усваивают отношения и эмоции своих родителей. Так как другие нормы поведения в социуме для него пока не доступны, эталоном для малыша будут родители и другие участники семейных отношений.

  1. Идентификация

Разделение взглядов, отношений и чувств родителей, отождествление собственного мировоззрения и поведения с мировоззрением и поведением родителей.

  1. Реакция

Поведение, прямо противоположное поведению родителей. Реакцию чаще можно наблюдать у подростков, хотя она может наблюдаться и в течение всей жизни.

  1. Проекция

Собственные субъективные мысли, а также чувства, эмоции, намерения и опыт переносятся на других, приписываются другим людям. Человек ошибочно рассматривает все то, что происходит внутри себя, как приходящее вовне.

Рассматривая обращения родителей к профессионалам, можно выделить основные советы и замечания психологов [18;19]:

– Раздражение малыша чаще всего вызвано нарастающим чувством неприязни, а не простым непослушанием. Причина в родителе и стоит поразмыслить над тем, когда чувство неприязни возникло впервые. [8]

– Родитель должен помнить, что не нужно сравнивать своего малыша с другим. Двух одинаковых детей не бывает. [9]

– Нельзя ругать ребенка, когда он плохо себя чувствует или очень устал. [10]

– Родитель всегда должен найти время поговорить с ребенком, уметь слышать то, что он боится сказать; [11]

– Ребенку полезно давать действовать самостоятельно, тем самым раскрывая его личность. [12]

– Не опускаться до крика, угроз, телесных наказаний и унижений; [13]

– Не ограничивать личное пространство малыша, доверять ему; [14]

– Любить его без условностей и критериев [15]

– Родителям стоит обращать внимание на свои поступки, прежде чем отчитывать ребенка и считать его проблемным [16]

– Не навязывайте свое мнение и позицию — просто делитесь своими ценностями. [17]

Пример родителей, коммуникация с окружающими, забота и внимание — основные условия, обеспечивающие успешное формирование личности ребенка. Даже незначительные ошибки в воспитании в детстве могут пагубно сказаться на жизни ребенка в будущем. Только родитель в силах развить у ребенка верное восприятие мира и вырастить сильную и здоровую личность. Но воспитание детей следует начать с собственного воспитания.

Литература:

  1. Светлана Дурбой. Гид по психотравмам: как неприятные события из детства портят взрослую жизнь // афишаDaily — 2018г. // URL: https://daily.afisha.ru/relationship/10430-gid-po-psihotravmam-kak-nepriyatnye-sobytiya-iz-detstva-portyat-vzrosluyu-zhizn/
  2. Основы семейного воспитания. Дети с нервно-психическими отклонениями. Особенности воспитания нервных детей в семье. // URL: https://studwood.ru/2139606/psihologiya/deti_nervno_psihicheskimi_otkloneniyami_osobennosti_vospitaniya_nervnyh_detey_seme/
  3. Детская психология. Неврозы у детей. // Детство — 2005г. // URL: https://detstvo.ru/psychology/ps_nevroz/
  4. Р. С. Немов. Общие основы Психологии. //Раздел III. Формирование личности ребенка. // URL: https://www.booksite.ru/localtxt/ne/mov/cha/sti/dva/7.htm
  5. Карамян К. Р. Причины детской агрессии или как воспитать неагрессивного ребенка // 2015г. // URL: https://www.b17.ru/article/34837/
  6. Влияние родителей на формирование детей. // 2016г. // URL: https://childdevelop.ru/articles/psychology/791/
  7. 13 типов воспитания, которые искалечат психику ребенка. // URL: http://evrikak.ru/info/tipy-vospitaniya-kotoryie-iskalechat-psihiku-rebenka/
  8. Влияние неправильного воспитания на ребенка. // URL: https://vospitannie.ru/rebenka/durnoe-vospitanie.html
  9. Валентина Зайцева. Одинаковых детей не бывает // 2007г. // URL: https://zdd.1sept.ru/article.php?ID=200701903
  10. 10 типичных ошибок родителей в воспитании детей. // URL: https://tepping-test.ru/interesno-znat/nepravilnoe-vospitanie-detej-2.html
  11. Правильное общение детей и родителей. // 2015г. // URL: https://childdevelop.ru/articles/psychology/175/
  12. Проявление самостоятельности у ребенка и ее развитие. // 2017г. // URL: https://www.omsk.kp.ru/daily/26684.5/3707880/
  13. Как воспитать ребенка без криков, наказания и угроз. // URL: https://kreativlife.ru/kak-vospitat-rebyonka-bez-krikov-nakazaniya-i-ugroz/
  14. Разговоры о личном: зачем ребенку личное пространство. // 2017г. // URL: http://nii-evrika.ru/razgovory-o-lichnom-zachem-rebyonku-lichnoe-prostranstvo/
  15. Александра Янчишен. Любовь без условностей. // 2019г. // URL: https://www.b17.ru/article/134626/
  16. Александра Желудова. 5 детских поступков, на которые родители реагируют неправильно. // 2020г. // URL: https://letidor.ru/psihologiya/5-detskikh-postupkov-na-kotorye-roditeli-reagiruyut-nepravilno.htm?utm_referrer=mirtesen.ru
  17. Не навязывайте ребенку авторитетное мнение. // URL: https://www.baby.ru/journal/rebenok-samostoyatelnost-fraza/
  18. М. Н. Ларионова. Причины обращения родителей младших школьников к психологу-консультанту. // URL: http://profilaktika.tomsk.ru/?p=20134
  19. Причины для обращения с ребенком к детскому психологу. // URL: https://www.b17.ru/blog/41956/
  20. Анастасия Антонова. Типы воспитания детей. // URL: http://psychologiclub.com/tipy-vospitaniya-detej/
  21. Типы дисгармоничного воспитания. // 2013г. // URL: https://klubkom.net/posts/4511
  22. Типы воспитания. // 2018г. // URL: https://emberint.ru/articles/tipy_vospitaniya/
  23. Понятие воспитания. // 2014г. // URL: https://studopedia.ru/3_190603_ponyatie-vospitaniya.html
  24. Личность. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Личность
  25. Невроз. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Невроз
  26. Самооценка. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Самооценка
  27. Родители. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Родители
  28. Ребенок. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ребёнок
  29. Гипоопека. // URL: https://psyholic.ru/deti/gipoopeka.html
  30. Гиперопека. // URL: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/hyper-guardianship
  31. Посттравматическое стрессовое расстройство. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Посттравматическое_стрессовое_расстройство
  32. Психика. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Психика
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, отношение, внимание, малыш, тип воспитания, формирование личности ребенка, воспитание детей, раннее детство, собственное мировоззрение.


Задать вопрос