Биологическое обоснование тренировочно-соревновательной деятельности в национальной борьбе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Биологическое обоснование тренировочно-соревновательной деятельности в национальной борьбе / Х. А. Зафаров, Н. Ш. Эшова, Гулдаста Камолова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 380-383. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77952/ (дата обращения: 19.04.2024).



Рассматриваются возможности учёта биомеханических критериев в тренировочно-соревновательном процессе национальной борьбы. Установлено, что использование в процессе учебно-тренировочных занятий комплекса упражнений скоростно-силовой направленности, разработанных на основе биомеханических критериев соответствия специальной двигательной деятельности и направленных на развитие аэробных возможностей, приводит к существенной оптимизации физической, технико-тактической и функциональной подготовки спортсменов-борцов национального стиля.

Ключевые слова: национальная борьба, биомеханические критерии, аэробные возможности, учебно-тренировочный процесс, спортивная тренировка, двигательные качества.

Актуальность работы. Сегодня для спортивной отрасли характерно стремительное развитие и неуклонный рост спортивных достижений. Этот момент является конкретным отражением одного из наиболее важных и относительно малоизученных социальных явлений, а именно увеличения темпов ускорения социального прогресса.

Производительность развития является противоречивым явлением для спортивных мероприятий. С одной стороны, нагрузка резко возрастает и продолжает расти, что приводит к большим затратам времени на тренировки и восстановление, риску истощения энергии; антропогенное воздействие человека не всегда положительно на природу; управленческое, материально-техническое, кадровое, финансовое, научно-методическое обеспечение в области спорта [1,2,3,4]. Все это отражает стремительно развивающуюся тенденцию к интенсификации спортивной подготовки. С другой стороны, рост индивидуальных результатов и достижений мирового уровня сопровождается увеличением усилий, что сопровождается нарастающей тенденцией задержек в увеличении максимальных спортивных результатов [5,6,7,8].

Разрешение противоречий между типами развития максимальных спортивных достижений и большим количеством времени и ресурсов, необходимых для обеспечения постоянного увеличения возможных результатов достигается, прежде всего, за счет оптимизации тренировочного процесса, в том числе за счет использования современных медицинских и биологических знаний.

Цель и задачи исследования — изучение особенностей тренировочно-соревновательного процесса в национальной борьбе и морфофункциональных характеристик спортсменов на основе видов борьбы и разработка биологической системы тренировок и соревнований, основанной на биомеханических нормах.

Экспериментальные исследования проводились на базе Таджикского института физической культуры им. С. Рахимова.

Материал и методы исследования . В исследовании приняли участие 28 студентов в возрасте от 19 до 20 лет (20 кандидатов в мастера спорта) и 8 студентов в мастера спорта (МС). Участники эксперимента были разделены на две группы: а) контрольная группа (КГ) и б) экспериментальная группа (ЭК), каждая группа которых состояла из 14 человек — 10 спортсменов НВ и 4 спортсмена УФ.

На начальном этапе исследования были проанализированы биомеханические движения национальной борьбы на разных уровнях, основываясь на изучении видеороликов и непосредственном педагогическом наблюдении за тренировками и другими соревновательными боями.

Оказалось, что с биомеханической точки зрения основными задачами двух соперников являются: 1. В соответствии с правилами стимуляции соревнований необходимо изменить положение противостоящего соперника; 2. Соперник должен удерживаться в определенной позиции, которая будет оценена судьями. В этом случае, если учесть все биомеханические законы спортивной борьбы, обычно эти целевые ручные схватки проводятся экономно и эффективно.

Опыт показал, что сложность борцовских приемов во многом зависит от характеристик кинематической цепи, которая состоит из двусторонних ловушек и препятствий, создаваемых противником. Если проанализировать движение атакующего противника в сагиттальной плоскости (сбоку), то он может повернуть тело противника на 90 ° вокруг оси противника и бросить противника вперед — в грудь и обратно — на землю. В первом случае высокий балл не увеличивается, но во втором способе можно получить высокий балл.

Чтобы противник упал назад, атакующий спортсмен должен повернуть свое тело вокруг оси на 270°. Атакующий противник должен согнуть грудь на 180° и отбросить противника назад, чтобы выполнить такое действие, которое заключается в положении груди к груди. В этом случае он пробивает своего противника через положение моста, и противник занимает позицию 270° вокруг оси и падает на спину или в положение моста. Анализы показали, что это невозможно, если вы заранее отвернетесь от противника и наклонитесь вперед, чтобы привлечь его.

В процессе тренировок и соревнований у подконтрольных нам спортсменов бросок выполнялся не в одной, а в трех плоскостях.

Таким образом, поворот был не на 180°, а на 90°, и при этом поворот вокруг продольной оси был 180° с атакующим противником. В одном случае противнику было достаточно оттолкнуть атакующего назад, наклониться вместе с ним вперед, а в другом случае достаточно было войти сзади противника и согнуться вместе с ним.

Часто во время проветривания возникала необходимость предварительно оторвать соперника по вертикали от ковра, что возможно только в том случае, если основной вес самого борца приблизить к весу соперника. Чтобы изменить положение соперника на горизонтальное (после взлома), необходимо вывести его из центрированного положения, чтобы создать момент сопротивления.

При нарушении равновесия противника (не разбивая ковер заранее) атакующий противник должен был поразить конечную точку своего тела с силой, превышающей силу пары сил. В этот момент общий центр тяжести (ОСТ) становится осью вращения. Если у соперника нет возможности повернуть ногу влево и он не удерживает равновесие, то возможно снижение его устойчивости, и таким образом конструкция ОСТ удаляется с края поля. Это стало возможным благодаря тому, что по сравнению с моментом устойчивости можно было создать момент большего опрокидывания. Следовательно, необходимо увеличить толкающую силу или направить все усилие на более высокую точку.

Анализ данных при проведении педагогического контроля показывает, что характеристики методики определяют способность к усвоению биомеханических законов движения. При ловких и умелых движениях и правильном выборе локации собственная сила нападающего может увеличить скорость и без того неконтролируемого движения обманутого противника и тем самым нарушить его равновесие. Иногда атакующий противник, стоя прямо, использует инерцию движения оппонента в свою пользу и выполняет различные действия по толканию, толканию и оттягиванию назад. Когда противник вольно или невольно садится на ковер, атакующий противник резким движением блокирует движение его ног. Тело противника продолжает двигаться по инерции (способность сохранять прежнее состояние тела) и не может совершать движения талломом, в результате чего теряет равновесие и падает. Чтобы ускорить движение собственного тела или тела противника, противник должен напрячь свои силы. Конечный результат зависит от веса укрепляемого тела. В любой технике, как наиболее важной части, необходимо отделить основу биомеханической структуры, вокруг которой формируются остальные составляющие метода.

С целью гармонизации тренировочной и соревновательной деятельности мы разработали комплекс заданий и упражнений, подобранных на основе биомеханических критериев соответствия. Они были представлены в виде тренировочных планов для ускоренного и интенсивного обучения.

Тренировочный процесс отобранных для исследования спортсменов проводился под контролем представителей КГ и ЭГ по различным программам. Тренировки представителей КГ проводились по традиционной программе, принятой в Институте физической культуры им. С.Рахимова, а представители КГ — по экспериментальной программе, которая предусматривает тренировку по специально разработанному плану мероприятий.

Для эффективной оценки предложенного комплекса представителями КГ и ЭГ были дважды определены показатели физической, технической, тактической и функциональной подготовленности: в начале (до начала тренировки в ЭГ по экспериментальной программе) и в конце тренировки (через 11 месяцев). ЭГ по предложенной программе). После 11 месяцев тренировок была проведена переоценка физических, технических, тактических и функциональных показателей подготовленности ЭГ и КГ.

Выявлено, что за 11 месяцев тренировочных занятий несколько улучшились следующие показатели моторики: скорость и сила (прыжок в длину — 9,8 %), скорость (бег 30 м). Не было значительных изменений в уровнях статической силы, общих и специфических допусках или аэробной способности.

Результаты использования комплекса экспериментальных упражнений показали, что у спортсменов ЭГ значительно увеличились прыжки в длину (до 26 см) (качества скорости и силы), а статическая сила увеличилась. Улучшились удельные показатели выносливости (на 15,8), физическая работоспособность (на 15 %), значительно увеличились аэробные возможности организма (на 16,9 %). Кроме того, согласно полученным данным, показатели общей выносливости и силы у представителей ЭГ значительно улучшились по сравнению с спортсменами из ЭГ (3,7 и 6,4 % соответственно). Во время экспериментальной тренировки отмечалась тенденция к увеличению скорости и особых качеств скорости и силы.

Наш педагогический контроль, проведенный в соревновательной среде, показал, что количество оцениваемых атак в КГ увеличилось (на 28,6 %), а эффективность защиты (на 30,2 %) значительно возросла. В случае резкого увеличения реальных атак их эффективность также незначительно увеличивалась (на 26,4 %).

Таким образом, в ходе тренировочной программы, которая включала скоростные упражнения на основе биомеханических нормативов для координации конкретных двигательных действий, а также упражнения, направленные на развитие аэробных возможностей, программа была разработана представителями GT. Традиционные тренировки привели к значительному изменению показателей физической, технической, тактической и функциональной подготовленности (на основе тестовых показателей PWC170 и TMO).

В связи с этим выводом можно сделать вывод, что тренировка по техническим, тактическим и функциональным улучшениям должна иметь конкретные алгоритмические инструкции для выполнения конкретных задач и упражнений, которые находятся в соответствии с биомеханическими нормами соблюдения и времени быть последовательным.

Упражнения особого физического характера, специальные упражнения из мяса, подобранные с учетом конкретного этапа усвоения методик и соблюдения биомеханических норм, обеспечивают наиболее эффективное развитие специальной моторики за относительно короткий промежуток времени.

Литература:

  1. Акопян, О. А. Формирование методики подготовки борцов греко-римского стиля в новых условиях соревновательной деятельности / О. А. Акопян // Теория и практика физ. культуры. — 2006. — № 2. -С. 21–23.
  2. Апойко, Р. Н. Греко-римская борьба: учеб. пособие / Р. Н. Апойко, С. В. Коваленко, А. В. Шевцов. -СПб.: НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2012. — 136 с.
  3. Гожин, В. В. Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы: учебник / В. В. Гожин, О. Б. Малков. — М.: Физкультура и спорт, 2013. — 168 с.
  4. Губа, В. П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомехани-ческий подход): науч.-метод. пособие / А. П. Губа. -М.: Совет. спорт, 2012. — 384 с.
  5. Зафаров Х. А. Асосњои морфофизиологии мутобиќшавї вобаста ба шароитњои гуногуни эколого — физиологии муњити зист. / Х. А. Зафаров, О. А. Ризоева, Ш. А. Сафаров, М.Ё. Холбегов // Ављи Зуњал -№ 1–2018г. Маљаллаи илмї — амалї. -С. 1–7.
  6. Зафаров Х. А. Омўзиши баъзе хусусиятњои реаксияи мутобиќшавии организми донишљўён — варзишгар // Х. А. Зафаров, М. Б. Устоев, М.Ё. Холбегов / Ављи зуњал № 1–2019, маљаллаи илмї — амалї С.138–142.
  7. Самургашев, Р. В. Борьба греко-римская: учебник / Р. В. Самургашев, Ю. А. Шулика, А. С. Кузнецов, И. И. Иванов. — М.: Физкультура и спорт,2004. — 398с.
  8. Шулика, Ю. А. Греко-римская борьба: учеб. для СДЮШОР / Ю. А. Шулика, И. И. Иванов. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 690 с.
Основные термины (генерируются автоматически): атакующий противник, национальная борьба, противник, тело противника, высокий балл, педагогический контроль, статическая сила, тренировочно-соревновательный процесс, тренировочный процесс, физическая культура.


Ключевые слова

учебно-тренировочный процесс, двигательные качества, национальная борьба, биомеханические критерии, аэробные возможности, спортивная тренировка

Похожие статьи

Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной...

Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости.

Тренировочный процесс в подготовительном процессе юного...

В данной работе рассмотрен процесс тренировки по греко-римской борьбе юных

В греко-римской борьбе для юношей в подготовительном периоде учебно-тренировочный процесс

Во время утренней физической зарядки во время учебно-тренировочны сборов на базе СК...

Основные стадии спортивного отбора | Статья в сборнике...

Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов являются в значительной степени природными свойствами центральной

Для изучения волевых качеств детям и подросткам целесообразно предлагать контрольные задания, обычно в соревновательной форме.

Методика регистрации технико-тактических действий в борьбе...

Нами разработана методика контроля и анализа соревновательной деятельности в спортивной борьбе

Фигурка одновременно показывает группу приемов, которая выполняется на противнике в

3. Место захвата на теле противника обозначается маленьким кружочком.

Психологическая подготовка баскетболисток | Статья в журнале...

А сам тренировочный процесс — сложный специализированный процесс, непосредственно

 боевым духом спортсмена, как и отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух

Самой важной и трудной борьбой спортсмена является его борьба с самим собой, за...

Психологическая подготовка баскетболистов | Статья в журнале...

Учебно-тренировочный процесс в баскетболе построен на повышении сложности и интенсивности тренировочных занятий, приобретении

На этом этапе психологическая подготовка заключается в формировании установки на соревновательную деятельность и...

В мире спортивных терминов | Статья в журнале «Молодой ученый»

В современных условиях получение высокой профессиональной квалификации и поддержание ее на должном высоком уровне возможно на основе применения новых педагогических технологий. Это требует внедрять всё чаще и чаще в учебный процесс интерактивных методов...

Методика оценки специальной подготовленности футболистов по...

Достижение высоких результатов в избранном виде спорта невозможно без выявления ведущих, доминантных факторов в данном виде деятельности спортсменов. Если же рассматривать игровые виды спорта, то в них конечный результат определяется целой...

Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов...

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на достижение лучшего результата спортсменов, не существует без планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, профессионально подготовленных тренеров и хорошего отбора в виды...

Похожие статьи

Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной...

Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости.

Тренировочный процесс в подготовительном процессе юного...

В данной работе рассмотрен процесс тренировки по греко-римской борьбе юных

В греко-римской борьбе для юношей в подготовительном периоде учебно-тренировочный процесс

Во время утренней физической зарядки во время учебно-тренировочны сборов на базе СК...

Основные стадии спортивного отбора | Статья в сборнике...

Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов являются в значительной степени природными свойствами центральной

Для изучения волевых качеств детям и подросткам целесообразно предлагать контрольные задания, обычно в соревновательной форме.

Методика регистрации технико-тактических действий в борьбе...

Нами разработана методика контроля и анализа соревновательной деятельности в спортивной борьбе

Фигурка одновременно показывает группу приемов, которая выполняется на противнике в

3. Место захвата на теле противника обозначается маленьким кружочком.

Психологическая подготовка баскетболисток | Статья в журнале...

А сам тренировочный процесс — сложный специализированный процесс, непосредственно

 боевым духом спортсмена, как и отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух

Самой важной и трудной борьбой спортсмена является его борьба с самим собой, за...

Психологическая подготовка баскетболистов | Статья в журнале...

Учебно-тренировочный процесс в баскетболе построен на повышении сложности и интенсивности тренировочных занятий, приобретении

На этом этапе психологическая подготовка заключается в формировании установки на соревновательную деятельность и...

В мире спортивных терминов | Статья в журнале «Молодой ученый»

В современных условиях получение высокой профессиональной квалификации и поддержание ее на должном высоком уровне возможно на основе применения новых педагогических технологий. Это требует внедрять всё чаще и чаще в учебный процесс интерактивных методов...

Методика оценки специальной подготовленности футболистов по...

Достижение высоких результатов в избранном виде спорта невозможно без выявления ведущих, доминантных факторов в данном виде деятельности спортсменов. Если же рассматривать игровые виды спорта, то в них конечный результат определяется целой...

Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов...

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на достижение лучшего результата спортсменов, не существует без планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, профессионально подготовленных тренеров и хорошего отбора в виды...

Задать вопрос