Отдельные вопросы организации самостоятельной работы у бакалавров-юристов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 22.01.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Тышкенова, А. Г. Отдельные вопросы организации самостоятельной работы у бакалавров-юристов / А. Г. Тышкенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 373-376. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77908/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье рассматриваются отдельные вопросы организации самостоятельной работы с целью формирования профессиональных компетенций у бакалавров-юристов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, студенты, профессиональные компетенции, юридическое образование.

Качественное юридическое образование способно подготовить компетентного выпускника, готового в дальнейшей профессиональной деятельности к саморазвитию и совершенствованию своих профессиональных компетенций. Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции [4].

Различные педагогические исследования по вопросам формирования профессиональных компетенций у бакалавров-юристов показывают, что проблема формирования профессиональных компетенций у бакалавров-юристов сохраняет актуальный характер [1, 3, 5].

Самостоятельная работа как форма организации образовательного процесса высшего образования нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте. Усиление роли самостоятельной работы студентов юридических факультетов обусловлено возрастающей потребностью общества и государства в высококвалифицированных юристах для решения правовых проблем граждан и недостаточной профессиональной подготовкой юристов в вузах РФ.

Понятие и роль самостоятельной работы в решении задач формирования профессиональных компетенций отражена в локальных актах высших учебных заведений. Так, в разработанном в Бурятском государственном университете Положении об организации самостоятельной работе студентов под самостоятельной работой студентов понимается планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность, направленная на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которая осуществляется без непосредственного участия преподавателя [2]. Организация самостоятельной работы студентов направлена на решение следующих задач:

− развитие у студентов навыков самостоятельной учебной, научно-исследовательской и практической работы, а также формирование потребностей в самообразовании;

− обеспечение единства и непрерывности образовательного процесса на всех этапах его осуществления;

− использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий, на семинарах, практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, для эффективной подготовки к зачетам и экзаменам.

Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение следующих видов самостоятельной деятельности:

− самостоятельное выполнение заданий для лабораторных и практических занятий;

− выполнение переводов с иностранных языков;

− самостоятельная проработка учебного и научного материала по печатным, электронным и другим источникам;

− написание рефератов, докладов, рецензий, обзора литературы и других видов письменных работ;

− выполнение учебно-исследовательской (на младших курсах) и научно-исследовательской (на старших курсах) работы;

− выполнение различных видов самостоятельной работы во время учебных и производственных практик;

− другие виды и формы самостоятельной работы, организуемые институтом/факультетом, кафедрой.

Определение самостоятельной работы студентов как компонента образовательного процесса в вузе, включающей все ее виды (аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная под руководством преподавателя, индивидуальная внеаудиторная), позволяет сделать вывод о ведущей роли преподавателя в организации самостоятельной работы студентов. Так, нами был разработан комплекс разноуровневых и разноплановых заданий, позволяющих индивидуализировать самостоятельную работу. Задания порогового уровня включают в себя решение типовых задач, выполнение заданий по образцу; задания базового уровня предполагают обобщение ранее приобретенных знаний и умений, решение практических задач; задания высокого уровня требуют решение проблемных ситуаций, выполнение проектов, имитирующие будущую юридическую деятельность. Приведем отдельные примеры заданий самостоятельной работы студентов по дисциплине «Административное право» в таблице 1.

Таблица 1

Примеры заданий самостоятельной работы студентов по дисциплине «Административное право»

Тема

Примеры заданий СРС

Административное право как отрасль, наука, учебная дисциплина.

Изучение и анализ статьи Бельского К. С. «К вопросу о предмете административного права».

Административно-правовые отношения. Административно-правовые нормы. Источники административного права.

Проведение структурного анализа норм ст.ст., 19.15.1, 20.1, 20.21 КоАП РФ и обсуждение в группе.

Административно-правовой статус гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства.

Составление от своего имени письменных обращений граждан: предложения, заявления и жалобы.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти.

Анализ и решение проблемной ситуации (кейс-задание).

Государственная служба РФ.

Заполнение сравнительной таблицы по видам государственной службы, подготовка и обсуждение научно-практической статьи по теме.

Законность и государственная дисциплина в сфере государственного управления.

Изучение нормативно-правовой базы и решение практической (проблемной) задачи.

Акты управления. Административно-правовые режимы.

Подготовка проекта акта управления и его защита.

Административное принуждение.

Решение комплекта практических (проблемных) задач и обсуждение вариантов решения.

Административное правонарушение, административная ответственность. Административные наказания.

Заполнение сравнительной таблицы «Отличия административного правонарушения, преступления, дисциплинарного проступка».

Административный процесс.

Составление процессуальных документов (например, постановления об административном правонарушении).

Государственное управление в сфере экономики.

Деловая игра по теме «Государственное управление таможенным делом в Российской Федерации».

Государственное управление в социальной сфере.

Подготовка к дискуссии по проблемам государственного управления.

Государственное управление в административно-политической сфере.

Разработка положения о Службе внешней разведки России.

Неотъемлемым элементом организации самостоятельной работы студентов является проверка освоения профессиональных компетенций в рамках дисциплины. Для выявления сформированности профессиональных компетенций по итогам изучения дисциплины «Административное право» нами составлена карта компетенций, в которой указаны показатели уровней сформированности компетенции. Приведем пример карты компетенции бакалавров-юристов «ПК-6 способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства» в таблице 2.

Таблица 2

Карта компетенции «ПК-6 способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства» Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Компетенция

Когнитивные дескрипторы

Показатели уровня сформированности компетенции

Низкий (пороговый) уровень

Средний (базовый) уровень

Высокий уровень

ПК-6

Знать

классификацию административных правоотношений, виды норм административного права, классификацию субъектов исполнительной власти, понятие и виды административных правонарушений.

понятие и классификация органов исполнительной власти, виды государственной службы, способы обеспечения законности и государственной дисциплины, систему административных наказаний.

концепции административных правоотношений, теоретические основы служебного права, систему и структуру исполнительной власти, понятие и содержание административно-деликтного права, теоретические основы административного процесса.

Уметь

решать типовые задачи и обосновать квалификацию обстоятельств с указанием на применяемые административно-правовые нормы.

сформулировать основные подходы к квалификации обстоятельств дела, дать общее представление о виде деятельности, основных закономерностях функционирования объектов профессиональной деятельности, методов и алгоритмов решения практических задач.

вариативно решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, обосновать квалификацию обстоятельств на теоретическом и правоприменительном уровне.

Владеть

навыками работы с правовыми актами и анализа их содержания.

навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий; методикой квалификации и разграничения различных видов административных правонарушений.

Организация самостоятельной работы студентов, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций, опирается на поэтапность процесса формирования профессиональных компетенций. Исследование проблем организации самостоятельной работы студентов не исчерпывается настоящей работой, его продолжением могут быть дальнейшие исследования различных подходов к организации самостоятельной работы студентов и применения современных педагогических технологий.

Литература:

  1. Гараев, М. И. Формирование профессионально-этической компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки 40.03.01 — Юриспруденция: дис… канд. пед. наук / М. И. Гараев. — Казань, 2019–187 с.
  2. Положение об организации самостоятельной работе студентов, утвержденное Приказом ФГБОУ ВО «БГУ» от «12» мая 2015 г. № 191-ОД [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bsu.ru/content/page/1125/17.polozhenie-ob-organizacii-srs_16.pdf.
  3. Тажеев, А. А. Развитие профессиональных компетенций будущих юристов средствами гуманитарных дисциплин: дис… канд. пед. наук / А. А. Тажеев. — Челябинск, 2016.- 185 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1511 (ред. от 11.01.2018 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 24.12.2020 г.).
  5. Хайрутдинова P. P. О формировании профессиональных умений юриста // Высшее образование сегодня. — 2011. — № 3. — С.89–93.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа студентов, самостоятельная работа, государственное управление, компетенция, исполнительная власть, административное правонарушение, вид, задача, образовательный процесс, административный процесс.


Задать вопрос