Современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 22.01.2021

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Салиева, Е. С. Современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма в Узбекистане / Е. С. Салиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 205-208. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77899/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье рассмотрены значение, современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма,особенности приготовлениянациональных блюд, а также предложены способыпродвижения гастрономического туризма Узбекистана. Далее в статье рассказывается об истории и видах гастрономических путешествий. Особое место уделено рассказу о гастрономических фестивалях в разных странах мира, включая Узбекистан. Подробно рассмотрено влияние гастрономического туризма на формирование бренда туристского региона.

Ключевые слова: туризм, гастрoномический туризм, виды плова, безопасность питания туристов, туристские фирмы, гастрономические туры, целевая аудитория, гастрономический бренд, фестиваль еды.

В 2019 г. была принята Концепция развития сферы туризма Республики Узбекистан на период 2019–2025 гг. Oна направлена на достижение повышения эффективности проводимых реформ по формированию благоприятных экономических условий и предпосылок, разработку приоритетных целей и задач по ускоренному развитию туристской отрасли, повышению значимости ее роли и вклада в экономику, диверсификации и улучшению качества услуг, а также продвижению туристской отрасли в целом. [3, Гл. 2]

В этой связи в Узбекистане оказывается особое внимание модернизации туристическoй индустрии, разработке и упорядочиванию нормативно-правовой базы дляполноценного развития отрасли, создание необходимых условий для обслуживания зарубежных гостей в соответствии с международными стандартами.

Для туристской сферы характерен такой процесс как глобализация, тем самым люди, путешествуя, ставят цель найти опыт, основанный на региональных особенностях и культуре. Гастрономический туризм также можно рассматривать как отдельный вид туризма, направленный на непосредственное развитие и продвижение национальной кухни как объекта привлечения туристов.

В последнее время в Узбекистане получает широкое распространение гастрономическое направление туризма, вследствие чего удалось превратить национальное блюдо плов узнаваемым брендoм страны. Местную кухню с одной стороны необходимо рассматривать как приоритетный туристический ресурс для определенной территории, данный фактор увеличивает ее известность для туристов. На сегодняшний день именно гастрономический туризм относится к числу перспективных и инновационных сфер туризма. [7]

Так как туризм в Узбекистане стал активно развиваться с недавних пор, то соответственно и гастрономический туризм не стал исключением. Продовольственный, дегустационный, кулинарный, пищевой, винный, пивной и др. — это все разновидности гастрономического туризма. Известно, что термин «culinary tourism» впервые был использован в 1998 г. доцентом кафедры народной культуры Университета Bowling Green, штат Огайо (США) Л.Лонгом для выражения идеи о том, что люди познают культуры различных стран через локальную пищу. В туристской сфере выделяются несколько особенностей, которые позволяют отнести поездки к данному виду туризма. В специальной литературе мы можем встретить такие понятия, как: «culinary tourism» – «кулинарный туризм», «food tourism» — «продовольственный туризм», «gastronomic tourism» — гастрономический туризм.

Любителей и почитателей гастрономического туризма становится все больше, что повышает спрос на одноименные туры. Причем это не только те, кто любит просто вкусно и разнообразно питаться. Это могут быть профессиональные специалисты, целью которых является участие и проведение различных мастер-классов.

Изучив специальную литературу гастрономического туризма, нам бы хотелось бы выделить несколько специфических особенностей гастрономического туризма:

  1. Развитие региональных хозяйств и местных производителей товаров продовольственного характера является главной составляющей любого гастрономического тура.
  2. Гастрономический туризм в той или иной степени считается элементом составляющей всех туристических поездок. Это объясняется тем, что турист, посещающий определенную страну, например, с целью паломничества, знакомится и с местной кухней. Из этого следует вывод, что кулинарный туризм является ключевым звеном туристской сферы.
  3. Индивидуальность гастрономического туризма, заключаящаяся в том, что каждый регион страны имеет собственные ресурсы для данного вида туризма.
  4. Гастрономический туризм не носит характер сезонного отдыха, для любого времени года можно подобрать подходящий тур. [5]

Узбекская кухня, пожалуй, одна из самых богатых на Востоке. С древних времен Узбекистан, имея удобное географическое положение на Великом шелковом пути, в течение многих столетий, как губка, впитывал в себя неординарные блюда различных народов и племен путем обмена секретами различных рецептов блюд. Вследствие этого блюда других народов проникали в местную кухню, тем самым становясь национальным достоянием. Каждое блюдо имеет свои специфические особенности и способы приготовления. Пожалуй, самым употребляемым и известным блюдом узбекского народа является плов. Список национальных узбекских блюд на том, конечно, не заканчивается. Развивая на территории Узбекистана гастрономический туризм, возможно привлечь немалое количество туристов со всего мира. Ведь Узбекистану есть чем удивлять и радовать иностранных гостей: виноделие, продукты сельского хозяйства, сухофрукты и т. д. [6]

Отдельное внимание следует уделить виноградарству в Узбекистане. Виноград в Узбекистане выращивали еще со времен Александра Македонского, соответственно, и уже в те времена местные жители производили из него различные сорта вин. Когда Среднюю Азию завоевали арабы, по религиозным соображениям производство вина было временно прекращено, но в период завоевания царской Россией Туркестанского края виноделие обрело новую жизнь. Начало было положено в 1920 г., когда были открыты первые государственные винодельни. Виноградные насаждения Узбекистана составляли 58 % всего среднеазиатского урожая. В настоящее время производство винных изделий налажено по всей Республике. Более того, в зависимости от того, где производятся вина, они могут различаться по содержанию сахара, крепости и другими свойствами. Например, в Ташкентской области производят по большей части десертные вина, андижанские виноделы производят изюмные и столовые вина, а самаркандские мастера — напитки с повышенной крепостью. Именно здесь производилось 85 % кишмиша и изюма для страны. Главной отличительной чертой вин местного производства является качество винограда. В данном случае свою роль играет климат страны, более 300 дней в году виноград созревает под солнечными лучами Узбекистана, вследствие чего сорта винограда намного слаще, чем в других странах. [4]

Всего в стране насчитывается около 10 виноградных зон. К числу самых распространенных относят вина из Самарканда, Ташкента, Бухары, Ферганской долины, Андижанской и Сурхандарьинской областей. Туристам, посещающим Узбекистан, турагенты рекомендуют посетить завод им. Ховренко, расположенный в Самарканде, чтобы узнать историю виноделия и попробовать лучшие вина данного региона. Таким образом, винная продукция является одной из визитных карточек гастрономического туризма Узбекистана. [2]

Гастрономия — еще один повод полюбить Узбекистан. Приехав в нашу страну, вы можете отказаться от какой-нибудь экскурсии, но от еды невозможно отказаться никогда, особенно здесь, где даже с аэропорта воздух пропитан ароматом вкуснейших блюд.

Можно отметить 7 интересных фактов об узбекской еде:

– В Узбекистане самый вкусный хлеб;

– Многие узбекские блюда готовятся на открытом огне (очаге);

– В Узбекистане принято есть жирную и калорийную пищу;

– После пищи узбеки пьют горячий чай;

– Узбеки едят баранину, говядину и конину (конская колбаса — кази);

– В Узбекистане гостей встречают ароматным чаем и ломают лепешку, а провожают вкусным пловом;

– Особая чайная церемония (перед гостем пиалу с чаем три раза переливают в чайник, на четвертый подают чай гостю). [8]

В целях дальнейшего развития и популяризации гастрономического потенциала Узбекистана на международном уровне, а также развития международного сотрудничества в сфере гастрономического туризма, содействия узнаваемости туристского бренда Узбекистана, формирования позитивного имиджа республики за рубежом, продвижения республики среди потенциальных иностранных туристов в качестве привлекательного туристского направления был проведен Международный Гастрономический Фестиваль «Gastro Bazaar-2019». [1]

По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO, Global Report Research of Food tourism), 79 % путешественников составляют планы поездок после изучения календаря гастрономических мероприятий и особенностей национальной кухни. Кроме того, исследование показало, что национальная кухня каждого третьего туристического растущего государства является мотивацией для путешествий, и было исследовано, что около 30 % от общей стоимости будет потрачено на питание.

Согласно вышеизложенному, в то время как за последние 20 лет рост туризма в мире увеличился в среднем на 9,4 %, эти темпы роста показали и ежегодный рост в 15,5 % в гастрономическом туризме.

По решению Государственного комитета по развитию туризма РУз, в 2019 г. в Узбекистане была создана Ассоциация гастрономического туризма. Перед данной Ассоциацией поставлена главная цель – PR-стратегия национальной кухни (традиционный плов, джизакская самса, тандырное мясо) за рубежом и привлечение туристов-гурманов в республику. [8]

Литература:

  1. I Международный Гастрономический фестиваль «Gastro Bazaar-2019»/ https://uzdaily.uz/ru/post/45438 (Дата обращения:15.01.2021)
  2. Вина Узбекистана/ https://canaan.travel/blog/76-kukhnya-uzbekistana/138-vina-uzbekistana
  3. Концепция развития сферы туризма в РеспубликеУзбекистан в 2019–2025 годах/ https://nrm.uz/contentf?doc=574255_koncepciya_razvitiya_sfery_turizma_v_respublike_uzbekistan_v_2019–2025_godah_(prilojenie_n_1_k_ukazu_prezidenta_ruz_ot_05_01_2019_g_n_up-5611)
  4. Гастрономические перспективы: чем Узбекистан хочет покорить туристов из РФ https://uz.sputniknews.ru/tourism/20200131/13352567/Gastronomicheskie-perspektivy-chem-Uzbekistan-khochet-pokorit-turistov-iz-RF.html
  5. В Узбекистане появилась Ассоциация гастрономического туризма
  6. https://uz.sputniknews.ru/tourism/20190806/12182083/V-Uzbekistane-poyavilas-Assotsiatsiya-gastronomicheskogo-turizma.html
  7. 24-я Ташкентская международная туристическая ярмарка «Туризм на Шелковом пути» https://www.uzdaily.uz/ru/post/39624
  8. ФайзиеваСайера Кудратовна Перспективы развития гастрономического туризма в Узбекистане // Вопросы науки и образования. 2020. № 12 (96). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-gastronomicheskogo-turizma-v-uzbekistane
  9. В Ташкенте стартует Международный Гастрономический фестиваль «Gastro Bazaar-2019» review.uz/ https:// review.uz/post/mirovoy-trendi/v-tashkente-startuet-gastronomicheskiy-festival-gastro-bazaar-2019
Основные термины (генерируются автоматически): гастрономический туризм, Узбекистан, национальная кухня, местная кухня, туристская сфера, UNWTO, гастрономический туризм Узбекистана, Самарканд, специальная литература, туристская отрасль.


Ключевые слова

туризм, целевая аудитория, гастрoномический туризм, виды плова, безопасность питания туристов, туристские фирмы, гастрономические туры, гастрономический бренд, фестиваль еды
Задать вопрос