Сетевое взаимодействие образовательных организаций среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 21.01.2021

Статья просмотрена: 2448 раз

Библиографическое описание:

Слепцова, М. Е. Сетевое взаимодействие образовательных организаций среднего профессионального образования / М. Е. Слепцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 364-365. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77897/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье автор пытается описать актуальность организации сетевого взаимодействия в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, система образования, профессиональное образование, совместная деятельность.

Система профессионального образования (далее — СПО) — это большой и значимый сегмент российской системы образования. По статистике насчитывается более 3 тысяч профессиональных образовательных организаций, а количество обучающихся превышает 3 миллиона человек. В настоящее время система профессионального образования пользуется популярностью среди молодежи, а специальности и рабочие профессии СПО стали осознанным выбором абитуриента и своеобразной гарантией успешного начала карьеры.

Развитие и модернизация российской системы образования способствует перестройке деятельности профессиональных образовательных организаций. В последнее время они ищут новые формы работы с обучающимися, новые модели взаимодействия, которые обеспечат повышение качества образовательных услуг на протяжении всего учебного процесса. Взаимодействие профессиональных образовательных организаций становится современной технологией, позволяющей им не только выживать, но и динамично развиваться.

В целях обеспечения качества подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и служащих к потребностям экономики профессиональные образовательные организации системы СПО сталкиваются с проблемой увеличения финансовых затрат на организацию и обеспечение образовательного процесса. Особенно это касается тех направлений, где подготовка рабочих и специалистов ориентирована на высокотехнологичные отрасли экономики, которые требуют от современных выпускников обладать компетенциями, отвечающими международным требованиям. Непрерывное наращивание ресурсного потенциала на базе отдельных профессиональных образовательных организаций, особенно в условиях многоуровневой и многопрофильной структуры, становится неэффективным и не способствует достижению высокого уровня подготовки кадров по всем направлениям. В этой ситуации решением может стать переход к концентрации дорогостоящих ресурсов в рамках создания сетевых объединений нескольких профессиональных образовательных организаций. Сетевое объединение — это вариант сетевого взаимодействия, которое широко рассматривается в различных исследованиях.

Сетевое взаимодействие — это особый формат совместной деятельности нескольких образовательных учреждений, в том числе с привлечением органов исполнительной власти, работодателей и их объединений, методических, общественных и иных организаций, формируемых для взаимного научения, совместного обучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробации или внедрения учебно-методических комплексов, методов и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования.

В настоящее время сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная, оптимальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе и в образовании. Являясь противоположностью иерархической структуры организации совместной деятельности, сетевое взаимодействие предлагает горизонтальные отношения, основанные на равенстве и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений. Основой возникновения и развития сетевого взаимодействия является наличие у ряда субъектов общественных отношений общего интереса по тому или иному поводу, которым может быть проблема, событие и т. д., что станет для них объединяющим началом. Сетевое взаимодействие предлагает отношения участников, основанные на равенстве и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений, что также обеспечивает эффективность деятельности образовательной организации в достижении образовательных целей.

Причины, по которым говорят о необходимости сетевого взаимодействия в СПО, достаточно прозрачны: есть проблемы образования, которые трудно решить в отдельном профессиональном образовательном учреждении, они могут быть решены более успешно в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений. М. Ю. Швецов и А. Л. Дугаров под сетевым взаимодействием понимают «устойчивые и упорядоченные социальные действия между профессиональными учебными заведениями, отличающимися по своим типам, видам и формам организации, региональными органами управления профессиональным образованием и конкретными участниками данного процесса» [4, с. 33]. Они дают следующее определение сетевого взаимодействия — «это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов» [4, с. 34]. Более того, указанные авторы справедливо замечают, что проблему «сети в образовании» образовательные организации понимают так, как это актуально для них в каждом конкретном случае [4, с. 33].

Сетевые формы взаимодействия набирают обороты в системе образования, в том числе и в СПО, сегодня они рассматриваются в числе инноваций, приписывающих значительное количество возможностей и преимуществ. В современном информационном обществе, где информация распространяется с огромной скоростью, невозможно представить инновационные процессы без сетевого взаимодействия. Любая организация всегда испытывает дефицит — ресурсный, кадровый, материально-технический.

Причиной формирования сетевого взаимодействия в СПО может быть любое образовательное мероприятие: реализация образовательной программы, проведение демонстрационного экзамена, подготовка студентов к специализированным мероприятиям (олимпиадам, конкурсам профессионального мастерства, чемпионатам Ворлдскиллс и т. п.).

Итак, можно сделать вывод, что для системы среднего профессионального образования потребность в сетевом взаимодействии выражается в новых возможностях, предлагаемых новой формой работы. Сетевое взаимодействие позволяет решать образовательные задачи, которые ранее были не под силу отдельному образовательному учреждению. Сетевое взаимодействие также порождает новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, сетевые объединения). Таким образом, создается потенциал, который приведет как к развитию системы профессионального образования в целом, так и к повышению качества образовательной деятельности.

Литература:

  1. Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2020.
  2. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 сентября 2020 г. № 59764) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  4. Швецов, М. Ю. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе [Текст] / М. Ю. Швецов // Ученые записки Забайкальского государственного университета. — 2012. — № (выпуск) 5. — С. 33–38.
Основные термины (генерируются автоматически): сетевое взаимодействие, профессиональное образование, совместная деятельность, система образования, форма работы, взаимная заинтересованность, повышение качества, российская система образования, система среднего, совместное принятие решений.


Похожие статьи

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Сетевое взаимодействие в сфере высшего образования как форма международного сотрудничества

В статье рассматриваются вопросы реализации образовательных программ в сетевой форме с иностранными организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Повышение качества дошкольного образования через ресурсы сетевого взаимодействия

В данной статье рассматриваются возможности повышения качества дошкольного образования посредством использования ресурсов иных организаций в рамках сетевого взаимодействия с социумом.

Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного обучения в образовательном учреждении

В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении.

Специфика коммуникационной деятельности в сфере высшего образования

В статье авторы рассматривают специфику коммуникационной деятельности организаций в сфере высшего образования.

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах

В статье рассмотрены основные принципы взаимодействия между участниками образовательного процесса больших комплексов по трем типам: «административное взаимодействие», взаимодействие «администрация — учитель», «учитель — ученик — родитель», а также ос...

Комплексный подход в дополнительном образовании

В статье авторы рассматривают комплексный подход как один из путей развития образовательных услуг, в рамках идей которого установлены зависимости и связи между процессами воспитания и обучения. Также в статье рассмотрены идеи целостности воспитательн...

Особенности проблем управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования

В статье рассматриваются современное состояние, особенности и проблемы управления образовательным процессом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Основные формы и способы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий на примере среднего профессионального образования

Тенденции развития экономики сегодня актуализируют вопросы качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Многофункциональность современного профессионального образования предполагает реализацию новых подходов к...

Дистанционное обучение в информационной образовательной среде

Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении. В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из напр...

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Сетевое взаимодействие в сфере высшего образования как форма международного сотрудничества

В статье рассматриваются вопросы реализации образовательных программ в сетевой форме с иностранными организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Повышение качества дошкольного образования через ресурсы сетевого взаимодействия

В данной статье рассматриваются возможности повышения качества дошкольного образования посредством использования ресурсов иных организаций в рамках сетевого взаимодействия с социумом.

Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного обучения в образовательном учреждении

В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении.

Специфика коммуникационной деятельности в сфере высшего образования

В статье авторы рассматривают специфику коммуникационной деятельности организаций в сфере высшего образования.

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах

В статье рассмотрены основные принципы взаимодействия между участниками образовательного процесса больших комплексов по трем типам: «административное взаимодействие», взаимодействие «администрация — учитель», «учитель — ученик — родитель», а также ос...

Комплексный подход в дополнительном образовании

В статье авторы рассматривают комплексный подход как один из путей развития образовательных услуг, в рамках идей которого установлены зависимости и связи между процессами воспитания и обучения. Также в статье рассмотрены идеи целостности воспитательн...

Особенности проблем управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования

В статье рассматриваются современное состояние, особенности и проблемы управления образовательным процессом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Основные формы и способы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий на примере среднего профессионального образования

Тенденции развития экономики сегодня актуализируют вопросы качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Многофункциональность современного профессионального образования предполагает реализацию новых подходов к...

Дистанционное обучение в информационной образовательной среде

Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении. В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из напр...

Задать вопрос