Ключевые слова: семья, зрелый возраст, кризис, семьи, достигшие зрелого возраста, условия кризисов
В настоящее время наблюдаются глобальные перемены, как в России, так и во всем мире, данные перемены затрагивают экономические, политические, социальные и психологические вопросы. Изменениями была затронута и первооснова общества — институт семьи. Современный институт семьи переживает период глобальной перестройки, начиная от форм и заканчивая содержательной стороной. Многие исследователи подчеркивают тот факт, что современная семья в российском обществе переживает кризис, который касается как молодых семей, так и в той или иной степени устоявшихся семей.
В любой семье, так или иначе, возникают кризисы. Кризисы доводится наблюдать практически в каждой сфере человеческой деятельности, в процессе решения самых разнообразных задач в быту, на учебе, на работе или отдыхе. Причинами подобных изменений выступает необходимость в адаптации к новым социально-экономическим условиям, появлению новых потребностей людей, вступающих в брак, сменой системы ценностей и установок.
На данный момент множество исследований направлены на изучение особенностей существования, бытия, развития семей молодого возраста, на изучение их ценностей, их мировоззрения, особенностей ведения семейной жизни. Но особенно актуальным является понимание семейных кризисов в зрелом возрасте. Семья зрелых людей характеризуется определенными особенностями, обладает своими очертаниями и контурами. Семья, супруги в которой уже достигли зрелого возраста, уже не является детоцентристской структурой, в данной семье происходит поиск личностно ориентированных смыслов. Ключевым здесь является особый режим взаимодействия как внутри семьи, так и за ее пределами, в условиях ограниченной социальной динамики, ограниченного выбора альтернативных жизненных стратегий [1, с. 41].
В семьях зрелого возраста, также, как и в молодых семьях, так или иначе возникают кризисы, и понимание причин возникновения данных кризисов является важным этапом в последующем преодолении данных кризисов.
Любая семья является социальным пространством, в рамках которого проходит большая часть жизни каждого человека, где он на различных этапах своей жизни играет различные социальные роли, и овладевает различными видами взаимоотношений, которые соответствуют вышеуказанным ролям. Любая семья выполняет такие функции как репродуктивная функция, воспитательная функция, хозяйственно-бытовая функция, экономическая функция, функция первичного социального контроля, функция духовного общения, социально-статусная функция, досуговая функция, эмоциональная функция.
На данный момент на территории Российской Федерации проживает большое количество семей, где супруги уже достигли зрелого возраста. Зрелость личности подразумевает под собой когнитивную, эмоциональную и волевую развитость, что является основным условием осуществления всех социальных функций личности [5, с. 85].
Американским психологом Дж. Зиманом зрелость личности исследуется с когнитивной точки зрения: «зрелой личностью является та личность, которая может распоряжаться наибольшим количеством информации и эффективно синтезировать данную информацию» [9, с. 4].
Анализируя основные составляющие структуры и функций семьи, где супруги достигли зрелого возраста, можно видеть, что, начиная с фазы «пустого гнезда», после того как дети вышли замуж / женились / поехали на учебу в другой город и покинули отчий дом, происходит постепенное утрачивание некоторых функций, в частности, таких функций, как потеря социализирующей функции (с уходом из семьи детей), редуцирование функции передачи культурного опыта и знаний. Может произойти такая ситуация, когда зрелые люди, чувствуя свою неадекватность течению времени, могут самоустраниться от воспитания внуков, и, тем самым, образуется замкнутый круг. Приоритетной становится поддерживающая функция зрелой семьи, когда супруги оказывают взаимопомощь в хозяйственных делах, обеспечивают психологическую компенсацию всевозможных нагрузок. Посредством защитной функции семья выступает барьером для непосредственного вторжения других социальных институтов (в частности государства) в ее частную жизнь. Реализация функции посреднической состоит в том, что семья зрелого человека нередко является своего рода мостиком между родственниками, связующим звеном в межличностных отношениях, хранителем истории семьи, традиций, семейных альбомов и воспоминаний. Особенно рельефно эта функция проявляется, когда речь идет о перевоссоединенных семьях, то есть семейных союзах, образующихся путем повторных браков со сложной структурой отношений родства [3, с. 15].
Многочисленные социологические исследования, интервью супружеских пар, где супруги пребывают в зрелом возрасте, показывают, что зрелая семья, характеризуется, прежде всего, такими чертами как замкнутость и обустроенность приватной жизни, некая герметизированная среда, в которой отсутствует динамика становления и обновления. По данным недавно проведенного опроса на сайте Института Социологии г. Москвы, многие люди считают семьи, где супруги достигли зрелого возраста, неким застывшим, замкнутым объединением: «Да нет у них особых проблем, встали, поели, что-то поделали, на работу не надо спешить, быт устроен, да и что надо в этом возрасте? Мы на праздники приходим, и так на неделе иногда заскочишь» (ответ мужчины 1983 г.р. о своих родителях) [5].
Семья, где оба супруга уже достигли зрелого возраста, многими молодыми людьми рассматривается в качестве объекта помощи, требующего определенных материальных и личностных затрат либо в настоящее время, либо в недалеком будущем. «Пока родители обходятся без посторонней помощи. Но старость ведь никому силы не прибавляет, придется помогать, может быть, и сиделка будет нужна, разные ситуации могут сложиться» (дочь 1985 г.р. о своих родителях ) [5].
Среди основных проблем повседневной жизни в супружеских парах, где супруги достигли зрелого возраста, согласно данным Института Социологии г. Москвы, называют преимущественно две проблемы — здоровье и материальную обеспеченность. «В этом возрасте у каждого есть целый букет заболеваний, то одна болезнь обостряется , то другая. Много денег уходит на лекарства, которые постоянно дорожают» (женщина 1963 г.р. о своей семье). «Пенсии мизерные, не знаю, как они выкручиваются. Вижу, что экономят, закупки делают на базаре, там, хотя и ненамного, но все-таки дешевле, чем в магазинах, расписывают наперед все предстоящие расходы, следят, чтобы оставался определенный уровень расходов на коммунальные услуги, да и не покупают ничего из солидных, хороших бытовых вещей» (мужчина 1975 г.р. о семье своих родителей) [9].
Следовательно, достаточно часто в семьях, где супругами достигнут зрелый возраст, возникают семейные кризисы. Для того чтобы понять причины данных кризисов и успешно их преодолеть, целесообразно знать условия возникновения данных кризисов и разбираться в факторах возникновения кризисов.
Основными причинами семейных кризисов являются такие источники как: расхождение представлений о значимости семейных ценностей; несоответствие партнера идеалу; потребительское отношение к семье и к любви; недостаточность знаний об интимных отношениях; стремление подчинить другого партнера; нетерпимость к привычкам партнера; неумение преодолевать возникающие трудности и противоречия; низкий уровень этико-психологической культуры супругов.
В. П. Шейновым были выделены десять критических точек в развитии семьи [8, с. 41]:
- Первый кризис — зачатие, беременность и рождение ребенка.
- Вторым кризисом является начало освоения ребенком человеческой речи.
- Третий кризис возникает тогда, когда ребенок начинает налаживать отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу).
- Четвертый кризис возникает тогда, когда ребенок вступает в подростковый возраст.
- Пятый кризис происходит, когда ребенок становится взрослым и покидает дом.
- Шестой кризис — молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.
- Седьмой кризис — наступление климакса в жизни женщины.
- Восьмой кризис — уменьшение сексуальной активности мужчин.
- Девятый кризис — родители становятся бабушками и дедушками.
- Десятый кризис — происходит смерть одного из супругов. Таким образом, семья в своем развитии переживает ряд стадий, который так или иначе, сопровождается кризисами. Основой нормативного кризиса, который зачастую может быть зафиксирован на микросемейном уровне, согласно исследованиям С. А. Беличевой, является индивидуальный (нормативный) кризис взрослого, который может привести к дестабилизации системы [2, с. 81].
Многие как отечественные, так и зарубежные исследователи, изучая семейные кризисы, отмечают, что симптомы кризиса зачастую появляются в точках перехода от одной стадии к другой. Во время переходных периодов перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений. Для того чтобы перейти на новую стадию своего развития, семья должна совершить изменения в своей структурной организации, иными словами, во всех основных параметрах структуры семьи. Следовательно, периоды стабилизации в точке перехода сменяются кризисными периодами. Успешность прохождения нормативных кризисов влияет на функционирование семьи на новых стадиях. Как правило, большинство семей успешно разрешают ситуации, перестраиваются и адаптируются к новым условиям. Этот процесс сопровождается личностным ростом членов семьи. Если кому — то из членов семьи не удается перестроиться, то может быть затруднено решение задач последующего периода жизненного цикла семьи, и, как следствие, это может затруднить прохождение и очередного нормативного кризиса.
Проанализировав результаты исследования, в котором принимали участие супружеские пары в возрасте от 35 до 60 лет (60 человек), выявили, что все пары, участвующие в исследовании, могут быть разделены на две категории: пары, пережившие (переживающие) семейный кризис, и пары, не пережившие (не переживающие) семейный кризис.
Пары, пережившие (переживающие) семейный кризис, были отобраны по таким критериям, как:
− отсутствие высшего образования;
− неудовлетворенность работой (либо ее отсутствие);
− различия интересов, разность в мировоззрениях.
Пары, не пережившие (не переживающие) семейный кризис, были отобраны по таким критериям, как:
− высшее образование двух супругов;
− общие интересы;
− удовлетворенность материальным положением;
− общность в мировоззрении.
Проанализировав результаты анкетирования, проведенного среди этих пар, видим, что большинство супружеских пар, которые пережили либо на данный момент переживают семейный кризис, и имеют средне — специальное образование, не удовлетворены своим браком, партнером, условиями и уровнем проживания и материального обеспечения своих семей. Следовательно, основные причины возникновения семейных кризисов в данных парах, это такие причины как развод супружеской пары в зрелом возрасте, недовольство одного из супругов другим, материальная необеспеченность, неудовлетворенность уровнем жизни семьи, уровень образования, материального обеспечения, условий проживания, личностные качества.
Условиями, влияющими на продвижение данных факторов, являются эмоциональная, психологическая напряженность в супружеских парах, внешние затруднения (в частности, отсутствие работы либо низкооплачиваемая работа) и болезни, возникающие по мере старения супругов, бедность, небольшие пенсии.
Пары, которые не пережили семейный кризис, и благополучно живут вместе, отличаются наличием высшего образования, общими интересами и взглядами на жизнь, в данных парах оба супруга работают, реализованы в жизни, данные пары удовлетворены своим материальным положением, и имеют общее мировоззрение. Следовательно, в данных парах нет причин для возникновения семейных кризисов.
Результаты опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А. Н. Волкова подтвердили, что для женщин, переживших семейный кризис, со средне — специальным образованием, и не удовлетворенными материальными интересами, ключевые позиции в браке — именно материальные, и они страдают, если их притязания не оправдываются мужьями.
Мужчины, пережившие семейный кризис, и обладающие средне — специальным образованием, также ценят в браке, преимущественно, его материальную составляющую — чистоту в доме, наличие приготовленной еды, внешний вид жены.
Превалирующими ожиданиями в браке у выборки супружеских пар, которые не пережили семейный кризис, являются аспекты материальные, так, у женщин — это материальный достаток и бытовой комфорт семьи, а также социальная составляющая брака — возможность давать кому — то свои советы и делиться опытом; у мужчин — комфорт в доме, который должна обеспечить жена.
Таким образом, ключевые факторы ненормативных семейных кризисов в семьях, которые пережили семейный кризис, имеют средне — специальное образование, не удовлетворены работой либо не обладают ею и имеют различия в интересах и в мировоззрении, это:
− материальная необеспеченность / неудовлетворенность уровнем жизни семьи / неудовлетворенность условиями проживания, условие для данного фактора — внешние затруднения в виде отсутствия работы у одного или у двух супругов;
− недовольство одного из супругов другим, условие для данного фактора также внешние затруднения в виде отсутствия работы у одного или у двух супругов;
− угроза развода. Условия для возникновения данного фактора — внешние затруднения в виде отсутствия работы у одного или у двух супругов, изменение социальной ситуации в семье.
В тех семьях, где супруги имеют высшее образование, обладают работой, и общими интересами, меньше факторов для возникновения ненормативных семейных кризисов. Основной возможный фактор возникновения семейных кризисов — это развод, и возникнуть данный фактор может, преимущественно, при условии болезней, возникающих по мере старения супругов, бедности (один из супругов не хочет тяготить своими проблемами другого) и при условии эмоциональной, психологической напряженности в семье.
Рис. 1. Причины возникновения ненормативных кризисов в зрелом возрасте
При возникновении кризиса в зрелом возрасте супругам целесообразно обратиться за помощью к психологу с целью получения консультирования. Так, для решения тех или иных проблем в супружеских отношениях, в семье и предназначено семейное консультирование.
Семейное консультирование — разновидность психологического группового консультирования, объектом которого является семья, или, как часто говорят, подчеркивая системный характер отношений — семейная система.
Если в семье так или иначе возникают кризисы, и у супругов нет возможности обратиться к психологу для получения консультирования, то супруги могут использовать такие методы как:
− Семейная дискуссия. Данный способ коррекции кризисов является обсуждением членами семьи обширного круга проблем, что касаются их жизни, а также, в процессе данного обсуждения, поиска способов возможного разрешения тех или иных семейных вопросов.
− Диалог.
Данный способ возможно рассматривать и как цель, и как средство.
На первой стадии диалог является способом налаживания коммуникаций между оппонентами. На второй стадии он представляет собой средство для обсуждения спорных вопросов и поиска взаимоприемлемых способов урегулирования кризиса. При этом не нужно навязывать свою точку зрения, следует искать истину вместе [4].
− Взаимодействие. По сути, данный способ урегулирования кризисов состоит из восприятия, диалога и прочих видов совместной деятельности общения. Прогнозирование предоставляет возможность предотвращения негативного развития кризисной ситуации и превращения ее в позитивное. Хорошее владение технологиями управления и разрешения кризисов предоставляет возможность создавать направление развития того или иного кризиса. Так, к примеру, один из супругов может спровоцировать в семье кризис по причине отсутствия работы у другого супруга. Вовлекая своего супруга в разрешение конфликтной ситуации, он может активизировать его деятельность и добиться желаемых результатов.
Для того чтобы избежать кризисов, также целесообразно проигрывание семейных ролей. Под данной методикой подразумевается: проигрывание ролей в разного рода играх, которые символизируют семейные отношения (таковой может стать, к примеру, проведение игры в звериную семью, где принимают участие супруг-кот и супруга-кошка), обмен ролями (игры, в которых супруги могут поменяться местами), игра в живые скульптуры (где супругами изображаются различные аспекты своих отношений) [3].
Сохранение отношений в семье — это работа. И супругу, и супруге, которые пребывают в зрелом возрасте, целесообразно вести данную работу, направленную на сохранение семейных отношений, и не допускать возникновения кризисов.
Литература:
1. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование / Ю. Е. Алешина. — М.: Мир, 2007. — 105 с.
2. Беличева, С. А. Социальная поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход / С. А. Беличева. — М.: Педагогика, 2016. — 167 с.
3. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 440 с.
4. Еникеева, Д. В. Несчастливый брак / Д. В. Еникеева.– М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2018. — 224 с.
5. Крысько, В. Г. Социальная психология / В. Г. Крысько. — М.: Радуга, 2016.- 202 с.
6. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб.: Питер, 2010. — 396 с.
7. Никитин, Б. Н. Мы и наши дети / Б. Н. Никитин. — М.: НовТех, 2008. — 152 с.
8. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие / под общ. ред. Н. Н. Посысоева. — М.: АРСТ, 2004. — 225 с.
9. Шейнов, В. П. Управление конфликтами / В. П. Шейнов. — СПб.: Питер, 2014. — 325 с.