Законодательные новации в области предотвращения конфликта интересов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 21.01.2021

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Шуман, К. А. Законодательные новации в области предотвращения конфликта интересов / К. А. Шуман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 458-460. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77866/ (дата обращения: 26.01.2022).



В настоящей статье рассматривается феномен конфликта интересов с позиции его несовершенства. Рассмотрены способы урегулирования конфликта интересов в зарубежных странах, в том числе на примере законодательства США, Беларуси, на основании чего, предложены новые способы разрешения и предотвращения конфликта интересов.

Ключевые слова: служащий, урегулирование конфликта интересов, государственная служба, имущественный характер, доход, служебное поведение.

This article examines the phenomenon of conflict of interest from the point of view of its imperfection. Methods of resolving conflicts of interest in foreign countries, including the United States, Belarus, are considered, on the basis of which new ways of resolving and preventing conflicts of interest are proposed.

Keywords: employee, conflict of interest settlement, public service, property character, income, official behavior.

Феномен конфликта интересов на государственной гражданской службе относится к одному из наиболее полемичных, поскольку отсутствуют единые требования к его квалификации, требуется учет различных обстоятельств и предшествующего служебного поведения служащего. Разрешение существующих коллизий требует внесения изменений в действующее законодательство, а также внедрение в практику органов исполнительной власти механизмов антикоррупционного образования.

Прежде всего, необходимо включение в легальное определение понятия «конфликт интересов» личной заинтересованности нематериального характера, но в настоящий момент законодатель определяет лишь понятие материальной заинтересованности. Полагаю, что, не рассматривая нематериальную категорию, законодатель трактует «личную заинтересованность» недостаточно полно, а могут иметь место ситуации, в основе которых нет имущественного интереса как такового, а конфликт все же возникает. Авторы Нужнова С. Л., Новахов Т. А., Омельченко И. В. говорят о том, что государственного служащего могут связывать отношения не имущественного порядка с третьими лицами, что может быть гораздо важнее материальной составляющей личной заинтересованности. Нежелание портить отношения с каким-либо человеком, боязнь обидеть его и иные причины, порой является гораздо большим препятствием на пути надлежащего, объективного и беспристрастного исполнения служащим своих должностных обязанностей, хотя его личная заинтересованность в этом случае может не иметь никакой материальной выгоды [6, с. 228].

Нуждается в совершенствовании порядок предоставления государственными служащими и лицами, поступающими на государственную службу, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, что отражено в Указе Президента РФ № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы». Анализ поступающих сведений о доходах служащих имеет две цели: основную — выявление признаков коррупционных правонарушений государственных (муниципальных) служащих и вспомогательную — определение рисков возникновения конфликта интересов у государственных (муниципальных) служащих. Таким образом, усовершенствованию механизму предупреждения и разрешения конфликта интересов способствует информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего и его ближайших родственников, а также умение правильно использовать данную информация в целях эффективного противодействия коррупции. Необходимо расширить круг лиц, информацию о доходах и расходах которых должны представлять поступающие на государственную службу лица, а также государственные служащие, уже состоящие на службе в соответствующем органе. В зарубежном законодательстве круг лиц отчетность о доходах которых подлежит государственному контролю в связи с занятием должности государственной или муниципальной службы либо поступлением на нее, значительно шире. Например, в США предусмотрена обязанность государственных служащих предоставлять информацию также и о родителях. Республика Беларусь в этом русле пошла дальше, и законом от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» было утверждено, что государственный служащий обязан предоставлять своему нанимателю или представителю нанимателя декларацию о доходах и имуществе не только на себя и своих супругов, детей, но на иных своих совершеннолетних родственников — родных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков, совместно проживающих с государственным служащим. Это обусловлено тем, в настоящее время в России довольно распространена ситуация фактического брачного сожительства, что предоставляет широкие возможности для легального сокрытия государственными служащими и лицами, поступающими на государственную службу, массива данных о своих доходах, имуществе, а это значительно затрудняет проведение антикоррупционного мониторинга.

Вместе с тем не существует единой практики и в отношении средств массовых информаций (далее — СМИ): в одних субъектах они полностью исключены из списка лиц, чья письменная информация может служить основанием для проверки достоверности и полноты сведений о доходах, в других — инициаторами могут быть только общероссийские СМИ, в иных — общероссийские и региональные. Решение данной проблемы имеет принципиальное значение для функционирования системы информирования о фактах возможных коррупционных правонарушений со стороны государственных и муниципальных служащих. Необходимо предоставить соответствующие права не только ограниченному кругу СМИ, но и также иностранным, общероссийским, региональным и, конечно, местным. Кроме того, СМИ не обязательно должны быть в письменном виде в периодической печати или на «Интернет»-ресурсах, но речь идет и об аудиовизуальной информации посредство радио, телевидения в СМИ.

Законодатель определил обязанность государственного или муниципального служащего принимать меры по недопущению малейшей возможности возникновения конфликта интересов, о чем служащей обязан сообщить работодателю в письменной форме с момента, как служащему стало известно о возникновении конфликтной ситуации. Полагаю, что такая обязанность должна быть возложена не только на лиц, уже проходящих службу в государственных или муниципальных органах, но и на лиц, которые проходят процедуру поступления на такую службу. Данный вид уведомления нуждается в уточнении. С учетом распространения рассматриваемой обязанности и на лиц, не состоящих в служебных отношениях, представляется целесообразной наряду с предоставлением деклараций о доходах на себя и членов семьи, подавать декларацию о конфликте интересов. В такую декларацию предлагается включать сведения о родственниках поступающего на государственную (муниципальную) службу лица, местах их работы, должностях, характере выполняемой ими работы, принадлежащих им и поступающему на службу лицу ценных бумагах, долях в уставном капитале юридических лиц. Комиссии по служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, в свою очередь, должны быть наделены полномочиями по обязательному рассмотрению таких деклараций. При изучении деклараций о конфликте интересов комиссия должна производить оценку соответствующих рисков возникновения такого конфликта и даче обязательного для представителя нанимателя заключения о возможности и условиях поступления лица на государственную службу, если это возможно.

На сегодняшний день законодатель определили за государственными служащими такое право, как предварительное уведомление представителя нанимателя о выполнении служащим иной оплачиваемой работы, если это не влечет за собой возникновение конфликта интересов. Однако данное положение абсолютно не совершенно, т. к., во-первых, за госслужащим должна быть закреплена такая обязанность, а во-вторых, данное положение не является действенным ввиду невозможности государственным служащим объективно оценивать самому ситуацию возможности возникновения конфликта интересов.

В связи с этим, полагаю необходимо ввести правило, по которому гражданский служащий сможет выполнять иную оплачиваемую работу только с разрешения специальной комиссии по служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. При этом, информацию об иной оплачиваемой работе также необходимо включать в качестве уточнения в декларацию о конфликте интересов.

Несовершенен на сегодняшний день и статус комиссий по служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Низкая работоспособность и недостаточная эффективность таких комиссий выражена в недостатке квалифицированных кадров. Также не урегулирована практика участия «сторонних» членов в составе комиссии, возникают сложности с привлечением к деятельности комиссий представителей научных и образовательных организаций. Нуждаются в регламентации на федеральном уровне вопросы компетентности указанных представителей, механизм их отбора и приглашения, а также недопущения возможности для включения в состав комиссии знакомых и лояльных членов. Стоит также отметить, что государственный или муниципальный служащий не может отказаться от сотрудничества с такой комиссией. Не может служащий и не исполнять требования законодателя об урегулировании конфликта интересов, в противном случае, такой служащий должен подлежать немедленному увольнению с занимаемой им должности и с государственной службы в целом. Однако приведенные меры не будут в полной мере эффективными, если большинство решений комиссий по урегулированию конфликта интересов не будут носить обязательный для руководителя государственного (муниципального) органа характер, а в настоящий момент, они как раз-таки носят рекомендательный характер, что делает систему регулирования и предотвращения конфликта интересов несовершенной.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 08.06.2020).
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения: 08.06.2020).
  3. Указ Президента РФ от 29.06.2018 N 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877694/ (дата обращения: 10.06.2020).
  4. Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (ред. от 19.09.2017) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102226/ (дата обращения: 10.06.2020).
  5. Федеральный закон от 14 июня 2003 г. № 204-З (ред. 28.01.2020) «О государственной службе в Республике Беларусь» [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10300204 (дата обращения: 10.06.2020).
  6. Нужнова С. Л., Новахов Т. А., Омельченко И. В. Совершенствование понятия и содержания конфликта интересов в сфере государственного и муниципального управления // Сборник трудов конференции: противодействие коррупции на государственном и муниципальном уровне в современной России. — 2020. — С. 226–231.
Основные термины (генерируются автоматически): служащий, государственная служба, урегулирование конфликта интересов, служебное поведение, Беларусь, доход, имущественный характер, конфликт интересов, лицо, оплачиваемая работа.


Ключевые слова

доход, государственная служба, служащий, имущественный характер, урегулирование конфликта интересов, служебное поведение
Задать вопрос