Анализ экспорта электронной техники Китая: ключевые факторы, проблемы и направления развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 21.01.2021

Статья просмотрена: 550 раз

Библиографическое описание:

Чэнь, Вэньхуа. Анализ экспорта электронной техники Китая: ключевые факторы, проблемы и направления развития / Вэньхуа Чэнь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 231-234. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77858/ (дата обращения: 29.03.2024).



За последние тридцать лет электротехническая промышленность Китая достигла высокого уровня развития, а масштабы экспорта постоянно увеличиваются. В последнее время в связи с изменениями на мировом рынке, экспорт электронной техники из Китая претерпевает некоторые изменения. В статье анализируются внешние и внутренние факторы, влияющие на экспорт электронной техники Китая, основные проблемы, существующие в настоящее время, а также предлагаются направления развития экспорта электронной техники Китая.

Ключевые слова: электронная техника, рынок электронной техники, экспорт, Китай.

In the past thirty years, China's electronics industry has achieved rapid development, and the scale of exports has increased year by year. In recent years, due to changes in the global electronic equipment market, China's electronic equipment exports have also undergone some changes. This article analyzes the internal and external factors that affect China's electronic equipment exports, the main problems currently existing, and proposes the direction of developing China's electronic equipment exports.

Key words: electronic equipment, electronic equipment market, export, China

Импорт и экспорт электронной техники играет важнейшую роль во внешней торговле Китая. После десятилетий развития отрасль электронной техники Китая совершила исторический скачок от новой, зарождающейся, отрасли к ведущей, основополагающей, отрасли национальной экономики, обеспечивающей её жизнеспособность и национальную безопасность страны. Таким образом, анализ условий и проблем, связанных с экспортом электронной продукции Китая, и предложение соответствующих контрмер имеют большое значение для продвижения китайских предприятий, занимающихся экспортом электронной продукции, а также для расширения их экспортных возможностей и повышения их конкурентоспособности на международном рынке.

Условия экспорта электронной техники во многом определяют факторы внешней и внутренней среды Китая, основные структурные составляющие которой — политическую, экономическую, социальную и научно-техническую среды — необходимо кратко охарактеризовать.

  1. Политическая среда. На международном уровне политическая среда внешней торговли Китая изменчива. Соединенные Штаты являются крупным рынком сбыта китайской электронной техники. Недавние торговые трения между Китаем и США станут серьезным препятствием для продаж китайской электронной продукции в Соединенные Штаты, что в значительной степени ограничит экспорт китайских компаний. Внутренняя политика Китая в настоящее время является достаточно стабильной. Китай нацелен на оживление реальной экономики, активно реформирует отсталые традиционные отрасли и энергично развивает новую промышленную систему, акцентируя внимание на научных инновациях и защите окружающей среды.
  2. Экономическая среда. С момента начала глобального финансового кризиса, даже при том, что мировая экономика постепенно восстановилась, темпы экономического роста остались медленными, и для полного восстановления потребуется время. Неопределенность восстановления экономики замедлила рост иностранных инвестиций. В сочетании с денежно-кредитной политикой и протекционистской политикой США экспорт китайских компаний сталкивается с серьезными проблемами. Китай является крупным потребителем электротехнических товаров и крупнейшей страной-производителем в мире. В электротехнической отрасли наблюдается устойчивый рост производства и ускоренный рост экспорта. По данным таможенной статистики КНР, экспорт электроники из Китая по итогам 2019 года вырос к аналогичным показателям прошлого года на 5.35 %, что представлено на рис.1.

Объем экспорта электронной продукции Китая и темпы его роста (2015–2019 гг.)

Рис. 1. Объем экспорта электронной продукции Китая и темпы его роста (2015–2019 гг.)

  1. Социальная среда. Повышение уровня жизни и изменение моделей потребления сделали людей более требовательными и к электронной технике. Модели потребления людей становятся все более и более разнообразными и индивидуализированными. Если взять в качестве примера мобильные телефоны, то в случае экспорта конкретного модельного ряда необходимо помимо определения специфических требований к качеству, также обеспечить соответствие моделям потребления покупателей страны-импортера. Конкурентоспособность экспортной продукции может быть повышена только за счет постоянного внедрения инноваций и улучшения технологической составляющей экспортной продукции.
  2. Научно-техническая среда. В настоящее время информационные технологии постепенно внедряются в структуру обрабатывающей промышленности, образуя новые промышленные формы, бизнес-модели и точки экономического роста. В то же время искусственный интеллект постепенно проникает в различные области, и можно предположить, что повторяющаяся и механическая работа в традиционной обрабатывающей промышленности будет автоматизирована в ближайшее время. С одной стороны, производство электронной продукции станет более эффективным, а с другой — искусственный интеллект будет способствовать дальнейшему продвижению инновационных продуктов и сделает экспорт китайских предприятий более конкурентоспособным.

Из всего вышесказанного следует, что факторы внешней и внутренней среды объективно воздействуют на экспорт китайской электронной техники двояко: с одной стороны, часть факторов способствует росту экспорта данного вида товаров, но с другой стороны всегда присутствуют факторы сдерживающего характера. Определим, основные проблемы, присутствующие в сфере экспорта электротехники Китая.

  1. Основной, самой острой, проблемой является экспорт товаров, произведённых из импортных материалов и комплектующих. Экспортная торговля электронными товарами Китая — это в основном торговля товарами, произведёнными из импортного сырья, на её долю приходится более 60 %. Основная причина заключается в том, что Китай обладает обильными трудовыми ресурсами, но большая часть экспортируемой электротехники, представляет собой продукты с низкой добавленной стоимостью и низким доходом. Низкая прибыль и высокий уровень загрязнения окружающей среды затрудняют получение компаниями преимущества на международном рынке. Конкурентоспособная на международных рынках электронная техника — это высокотехнологичные продукты. Если китайские компании, производящие электронную технику, хотят закрепиться на международном рынке, им следует сосредоточиться на высокотехнологичных продуктах с высокой добавленной стоимостью.
  2. Второй весомой проблемой является слишком высокая концентрация экспортного рынка. Экспортный рынок электротехники Китая слишком концентрирован, и большая часть экспортных рынков сосредоточена в развитых странах, таких как США, Япония и Германия. Текущая международная ситуация нестабильна. Если экспортный рынок Китая будет слишком ориентирован на ограниченное число развитых стран, как только возникнут торговые трения, Китай окажется в невыгодном положении и потеряет огромную долю своего экспортного рынка.

С другой стороны, по сравнению с развитыми странами затраты на рабочую силу в Китае находятся на относительно низком уровне, поэтому большинство компаний в развитых странах выбирают Китай в качестве страны базирования производства и применяют OEM-режим (original equipment manufacturer — «оригинальный производитель оборудования» — компания, производящая детали и оборудование, которые могут быть проданы другим производителям под другой торговой маркой) для обработки и сборки. Однако с развитием экономики Китая демографические ситуация ухудшается, а затраты на рабочую силу растут. Это неизбежно повлияет на спрос развитых стран на китайском рынке и, в свою очередь, повлияет на развитие индустрии электротехники Китая.

  1. Низкая известность экспортной продукции также сильно влияет на развитие электротехнической отрасли в Китае. Экспорт электротехники Китая в основном сконцентрирован на электронных компьютерах и коммуникационном оборудования. За исключением нескольких продуктов, большинство товаров подобного рода не известны на международных рынках. Уровень узнаваемости бренда напрямую связан с уровнем конкурентоспособности китайского экспорта электронной продукции. Поскольку электронные информационные продукты Китая малоизвестны, они могут использовать для экспорта только иностранные бренды и каналы сбыта. Кроме того, уровень зрелости и послепродажное обслуживание электронных информационных продуктов в Китае не так хорош, как в развитых странах, поэтому создание китайских брендов в сфере производства электротехники является насущной задачей.

Выявленные проблемы в сфере китайского экспорта электротехники в настоящее время решаются как на микро-, так и на макроуровне. Ключевыми, первоочередными, направлениями развития электротехнической отрасли и, соответственно, увеличения экспорта электротехники включают в себя:

  1. Увеличение инвестиций в инновации и улучшение инновационной среды. Как уже отмечалось, большая часть экспорта электронной техники Китая приходится на переработку импортных материалов, добавленная стоимость продукции невысока, а прибыль мала, что сильно ограничивает развитие предприятий. Недавний запрет США на экспорт для некоторых китайских компаний показывает важность для компаний в освоении основных технологий. Если предприятия-экспортеры электротехники хотят занять весомое место в мире, они должны увеличивать научное и технологическое содержание экспортных продуктов, увеличивать инвестиции в НИОКР, продолжать вводить новшества. С другой стороны, с повышением уровня жизни людей, модернизация электротехники также ускоряется, что требует от компаний продолжать внедрять инновации и заранее прогнозировать изменения в потребительском спросе, осуществляя быстрые и рентабельные изменения в потребительских свойствах товаров и организации процессов предприятия.
  2. Более активное применение стратегии диверсификации. В прошлом экспортный рынок электротехники Китая был слишком концентрированным. В последние годы экспортный рынок Китая постепенно диверсифицировался, и в настоящее время формируется модель экспортных рынков, где сосуществуют концентрация и диверсификация. В этом процессе не стоит сосредотачиваться только на зрелых рынках и игнорировать развивающиеся рынки. В целом, необходимо придерживаться стратегии диверсификации, углублять исследования мирового рынка и в полной мере использовать существующие рыночные ресурсы. Большинство этих рынков принадлежат развитым странам, таким как США и Япония. Китайским предприятиям необходимо лучше интегрироваться в международный рынок и создавать корпоративные альянсы с известными иностранными компаниями для стабилизации их производства OEM. Китайским предприятиям необходимо в полной мере использовать конкурентные преимущества отечественных промышленных кластеров, укрепить свои позиции в разделении труда в глобальной производственной цепочке и оптимизировать структуру экспортной продукции. С другой стороны, беря во внимание текущую изменяющуюся торговую ситуацию, необходимо учитывать развивающиеся страны с рыночным потенциалом и стабильной торговой средой. Для разных потенциальных рынков необходимо сформировать разные экспортные стратегии. Например, в полной мере использовать новую модель трансграничной электронной торговли, укреплять отношения на развивающихся рынках, включая Россию, Бразилию, Израиль и другие страны, и расширять каналы экспорта китайских электротехнических товаров.
  3. Формирование и укрепление китайских брендов. Уровень узнаваемости бренда напрямую связан с экспортными возможностями китайской электротехники, поэтому очень важно и дальше укреплять формирование брендов. Китайские производители традиционной электроники должны попытаться избавиться от модели ОЕМ. Прежде всего, компании должны сделать построение бренда своей стратегической задачей. Необходимо усилить известность и продвижение бренда. Например, чтобы удовлетворить потребности различных групп потребителей, компании могут применять дифференцированные операции для сегментации рынка, чтобы удовлетворить потребности различных групп потребителей. Компании продолжают расширять и развивать свои бренды, улучшая послепродажное обслуживание и проводя хорошую работу по опросам удовлетворенности послепродажным обслуживанием. Качественное послепродажное обслуживание может сократить расстояние до клиентов и еще больше повысить узнаваемость продукции компании.

Китай сталкивается со сложной ситуацией на международных рынках в сфере экспорта электронной техники, что обусловливается внешними и внутренними факторами. В данной статье путем анализа внешних и внутренних факторов выявлены основные проблемы, с которыми сталкивается Китай, экспортируя электротехнику. Электронная техника Китая в основном производится из импортного сырья и поставляется на экспорт, и этот метод уже сейчас дал очевидные результаты. Однако объективно такие обстоятельства влекут за собой серьезные проблемы, среди которых, низкая прибыльность, высокая концентрация рынка и недостаточная узнаваемость бренда. В статье предложены контрмеры для решения этих проблем, которые включают в себя: увеличение инвестиций в инновации, принятие активной стратегии диверсификации международных рынков и создание собственных брендов. Данные направления развития, несомненно, обладают весомым потенциалом повышения конкурентоспособности китайских предприятий на международных рынках электронной техники.

Литература:

  1. Лю Цзюньён. Исследование влияния технических барьеров в торговле на экспорт электронной промышленности Китая // Цена за месяц. — 2020. — № 6. — С. 57–60.
  2. Ван Су. Глобальная информация о брендах китайской бытовой электроники // Менеджер по импорту и экспорту. — 2020. — № 7. — С. 34–35.
  3. Цюй Далей. Проблемы и меры противодействия экспорту электронных информационных продуктов Китая // Внешнеэкономическая и торговая практика. — 2017. — № 12. — С. 49–52.
  4. Сюн Мэнги. Исследование стратегии маркетинга электронных продуктов // Технологические инновации и производительность. — 2017. — № 5. — С. 33–34.
  5. Чжан Лиин. Анализ экспортной конкурентоспособности китайской механической и электротехнической продукции — на основе панельных данных // Журнал Университета Паньчжихуа. — 2016. — № 33 (06). — С. 38–43.
  6. Ю Синьи. Статус-кво технических торговых барьеров и контрмер Китая — на примере индустрии электронных информационных продуктов // Современная коммерция. — 2017. — № 2. — С. 72–73.
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, электронная техника, экспорт, электронная техника Китая, компания, международный рынок, рынок, США, полная мера, послепродажное обслуживание.


Ключевые слова

экспорт, Китай, электронная техника, рынок электронной техники

Похожие статьи

Целесообразность использования технологии блокчейн в сфере...

По данным китайского международного центра электронного бизнеса (CIECC), Китай занимает второе место среди ведущих партнеров России в сфере трансграничной электронной торговли после США. [7] По данным Ассоциации компаний Интернет-торговли России (АКИТ)...

Перспективы развития Alibaba на современном этапе

По оценкам исследовательского отдела Alibaba, рынок электронной коммерции Китая достигнет 90 миллиардов долларов в 2021 году. Фактически, виртуальный обмен привлекает бизнес-инвесторов и спонсоров, что позволяет развивать плоскость электронной коммерции и...

Роль китайских транснациональных корпораций на мировом...

Ключевые слова: инвестиции, ТНК, рынок, мировая экономика, Китай.

Общая динамика прямых иностранных инвестиций в КНР в млрд. долларов США.

Последние несколько лет компании из Китая заметно увеличили собственные конкурентные позиции на мировом рынке.

Выбор метода продвижения продукции...

Выбор метода продвижения продукции энергомашиностроительной отрасли на международные рынки на основе теории Т.Байеса.

Поэтому первый этап для компании — просчитывание риск-факторов, связанных с принятием решений продвижения товаров на экспорт.

Состояние мирового рынка продукции высокотехнологичных...

Подавляющее большинство производителей вычислительной техники являются участниками рынка средств связи. Данный вывод можно сделать, проанализировав мировой рынок производителей мобильных телефонов, которые, в свою очередь, являются производителями в...

Глобализация, Китай и современный меркантилизм

Именно Китай в отношении США и Германия в отношении ряда европейских стран проводят

Аналогичный тариф при экспорте продукции развитых стран на рынки таких же развитых

Современный меркантилизм Китая и ряда других стран окажет нивелирующее воздействие на...

Проблемы и перспективы развития торгового оборота между США...

Также рассмотрена Новая Стратегия США в отношении Китая, в частности переход от политики «присоединения к сотрудничеству» к

В целом, как в оптимистическом, так и пессимистическом варианте прогнозирования наблюдается увеличение экспорта между США и Китаем.

Проблемы экспортной торговли Китая и стратегии их решения

Китайский экспорт основывается на торговле готовой промышленной продукцией, в которой значительный удельный вес приходится на

Что касается стран, в которые экспортирует Китай, то это, в основном, рынки стран Евросоюза, Америки и некоторых других немногочисленных...

Анализ влияния санкционных ограничений и политики...

Скачать электронную версию. Библиографическое описание: Лестафье, А. Ю. Анализ влияния санкционных ограничений и политики импортозамещения на стратегию развития компаний — поставщиков импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники / А. Ю...

Похожие статьи

Целесообразность использования технологии блокчейн в сфере...

По данным китайского международного центра электронного бизнеса (CIECC), Китай занимает второе место среди ведущих партнеров России в сфере трансграничной электронной торговли после США. [7] По данным Ассоциации компаний Интернет-торговли России (АКИТ)...

Перспективы развития Alibaba на современном этапе

По оценкам исследовательского отдела Alibaba, рынок электронной коммерции Китая достигнет 90 миллиардов долларов в 2021 году. Фактически, виртуальный обмен привлекает бизнес-инвесторов и спонсоров, что позволяет развивать плоскость электронной коммерции и...

Роль китайских транснациональных корпораций на мировом...

Ключевые слова: инвестиции, ТНК, рынок, мировая экономика, Китай.

Общая динамика прямых иностранных инвестиций в КНР в млрд. долларов США.

Последние несколько лет компании из Китая заметно увеличили собственные конкурентные позиции на мировом рынке.

Выбор метода продвижения продукции...

Выбор метода продвижения продукции энергомашиностроительной отрасли на международные рынки на основе теории Т.Байеса.

Поэтому первый этап для компании — просчитывание риск-факторов, связанных с принятием решений продвижения товаров на экспорт.

Состояние мирового рынка продукции высокотехнологичных...

Подавляющее большинство производителей вычислительной техники являются участниками рынка средств связи. Данный вывод можно сделать, проанализировав мировой рынок производителей мобильных телефонов, которые, в свою очередь, являются производителями в...

Глобализация, Китай и современный меркантилизм

Именно Китай в отношении США и Германия в отношении ряда европейских стран проводят

Аналогичный тариф при экспорте продукции развитых стран на рынки таких же развитых

Современный меркантилизм Китая и ряда других стран окажет нивелирующее воздействие на...

Проблемы и перспективы развития торгового оборота между США...

Также рассмотрена Новая Стратегия США в отношении Китая, в частности переход от политики «присоединения к сотрудничеству» к

В целом, как в оптимистическом, так и пессимистическом варианте прогнозирования наблюдается увеличение экспорта между США и Китаем.

Проблемы экспортной торговли Китая и стратегии их решения

Китайский экспорт основывается на торговле готовой промышленной продукцией, в которой значительный удельный вес приходится на

Что касается стран, в которые экспортирует Китай, то это, в основном, рынки стран Евросоюза, Америки и некоторых других немногочисленных...

Анализ влияния санкционных ограничений и политики...

Скачать электронную версию. Библиографическое описание: Лестафье, А. Ю. Анализ влияния санкционных ограничений и политики импортозамещения на стратегию развития компаний — поставщиков импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники / А. Ю...

Задать вопрос