Основы обращения с жидкими отходами в российском законодательстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Воронов, Г. Е. Основы обращения с жидкими отходами в российском законодательстве / Г. Е. Воронов, Е. А. Ерахтина, М. В. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 412-414. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77846/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье авторы рассматривают правовые вопросы в сфере экологической безопасности, а в частности в сфере обращения с жидкими отходами производства и потребления.

Ключевые слова: право, российское законодательство, экология, жидкие отходы, сточные воды.

Современное Российское законодательство претерпело большие изменения за последние 5 лет в разрешении вопросов, касающихся обращения с отходами производства и потребления. Так, например федеральный закон Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также подзаконные нормативно-правовые акты были дополнены и изменены по общим требованиям к обращению с отходами. Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ установлены полномочия Министерств и ведомств субъектов Российской Федерации по регулирование деятельности региональных операторов, а также выше названный федеральный закон пополнился отдельными статьями и главами, регулирующими деятельность региональных операторов на территории Российской Федерации.

Несмотря на все глобальные изменения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления во всем нормативно-правовых актах не содержится понятия «жидкие отходы». Так, например, глава V.1. федерального закона «Об отходах производства и потребления» в своём наименовании имеет уточнение именно на твёрдые коммунальные отходы [3]. О жидких отходах нет упоминания ни в одном из действующих нормативно — правовых актах.

В действующем современном природоохранном законодательстве отсутствует однозначное определение понятия жидкие отходы, жидкие бытовые (коммунальные) отходы (ЖБО), жидкие производственные отходы (ЖПО). Оно отсутствует, как в федеральном законе «Об отходах производства и потребления», также его не усматривается и в федеральном законе «Об охране окружающей среды». И, это несмотря на то, что большинство муниципалитетов пользуясь не урегулированностью данного вопроса, не решают проблемы с очистными сооружениями больших и малых городов, посёлков деревень по всей территории Российской Федерации. Ни для кого не секрет, что большей частью жидкие отходы сливаются в реки, озёра, пруды, на земли поселений, на земли государственного лесного фонда без соответствующей их очистки, что конечно же не только служит загрязнением такого сейчас модного понятия «экология», но и элементарно вредит здоровью населения.

Кроме отсутствия общего понятия «жидкие отходы» (далее — ЖО, ЖБО, ЖПО), также отсутствуют разработанные и утвержденные методики по определению норм образования и накопления жидких отходов, не разработаны и отсутствуют методики определения морфологического состава жидких отходов.

Общее понимание о «жидких отходах» можно прочитать в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» [5]. Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации определено, что ««твердые и жидкие бытовые отходы» — отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.)» [5]. В этом же документе впервые встречаем понятие «фекальных отходов нецентрализованной канализации», при этом данный документ не охватывает понятия «жидких производственных отходов», которые образуются в результате деятельности сельхозпроизводителей, юридических лиц — собственников ферм по разведению животных (свиней, коров, коней и др.). Большинство юридических лиц пользуются старыми, советскими и постсоветскими постройками, зданиями бывших колхозов и совхозов, не задумываясь о модернизации и установлении очистных сооружений.

Существует действующий в настоящем правовом пространстве документ «Нормы накопления бытовых отбросов», от 18 января 1971 г. № 20 которым определено, что следует относить к жидким отбросам, входящим в норму накопления от населения. В соответствии с указанным документом к — к ним относятся «нечистоты и помои неканализованных зданий, собираемые в выгребах и удаляемые транспортом коммунальных предприятий» [7]. Как мы видим, данный документ относится лишь к жидким бытовым (коммунальным) отходам, что следует и из его наименования.

Пробелы и коллизии сегодняшнего современного законодательства, связанного с «жидкими отходами» приходится разрешать коммунальным предприятиям, следующим образом: на сегодняшний день коммунальные предприятия, занимающиеся откачкой септиков и выгребных ям неканализованного фонда, рассматривают утилизацию данных жидких отходов, как прием сточных вод.

Это связано с тем, что в отличие от понятия «жидкие бытовые отходы», термин «сточная вода» закреплен законодательно и отношения, связанные с приемом и очисткой сточных вод, регулируются законами. Так например, пунктом 19 статьи 1 Водного Кодекса Российской Федерации «сточные воды» определяются, как «сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади» [1]. В свою очередь Федеральный закон № 416 от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» [3] практически полностью посвящён и «наполнен» регулированием «сточных вод», так например данный закон определяет, что «водоотведение — прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения»; «канализационная сеть — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод»; «локальное очистное сооружение — сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации)»; «сточные воды централизованной системы водоотведения (далее — сточные воды) — принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод»; «транспортировка воды (сточных вод) — перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей» [3] и т. д.

Под «сточными водами» согласно Водному кодексу Российской Федерации понимаются — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади [1].

В соответствие с «ГОСТ 30772–2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». [14] «сточные воды» — жидкие сбросы населенных пунктов с примесью атмосферных и производственных вод.

Под понятием «сбросы» в ГОСТе 30772–2001 [14] понимаются — жидкие вещества, подлежащие выводу (сбросу в почву или водоем) за пределы производства, включая входящие в них опасные и/или ценные компоненты, которые улавливают при очистке этих жидких веществ и ликвидируют в соответствии с требованиями национального законодательства и/или нормативных документов.

Согласно ГОСТ 17.1.1.01–77 «Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения» [13] обработка сточных вод — это воздействие на сточные воды в целях обеспечения их необходимых свойств и состава, а очистка сточных вод — это обработка сточных вод в целях разрушения или удаления из них определенных веществ.

Несмотря на то, что коммунальными и иными предприятиями при осуществлении хозяйственной деятельности используется термин «сточные воды», в действующем законодательстве наравне с понятием твёрдых коммунальных отходов необходимо предусмотреть понятие «жидких бытовых отходов». Урегулирование данного вопроса поможет в правильном правоприменении в данной области, а также при разрешении вопросов о наказании и расчёте ущерба при нарушениях природоохранного законодательства в области обращения с жидкими отходами.

Литература:

  1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 24.04.2020).
  2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014).
  3. Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
  4. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020)
  5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» от 10.02.1997 № 155 (ред. от 01.02.2005).
  6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 29.07.2013 № 644 (ред. от 30.12.2013).
  7. Нормы накопления бытовых отбросов утверждены приказом Министра коммунального хозяйства РСФСР от 18 января 1971 г. № 20.
  8. Указ Президиума ВС РСФСР «О порядке решения вопросов административно- территориального устройства РСФСР» от 17.08.1982.
  9. Постановление Госстроя РФ «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» от 27.09.2003 N 170 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176).
  10. Приказ Минрегиона России «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» от 27.12.2011 N 613 (ред. от 17.03.2014).
  11. Приказ Росприроднадзора «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» от 18.07.2014 N 445.
  12. Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 503-п (ред. от 12.08.2014) «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности».
  13. «ГОСТ 17.1.1.01–77 (СТ СЭВ 3544–82). Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 16.09.1977 N 2237) (ред. от 29.10.1986).
  14. «ГОСТ 30772–2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст).
  15. «ГОСТ Р 51617–2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия». (утв. Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст) (ред. от 22.07.2003).
  16. «ГОСТ Р 54098–2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 30.11.2010 N 761-ст).
  17. «Санитарные правила устройства и содержания сливных станций» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 10.01.1975 N 1216–75).
  18. «СанПиН 42–128–4690–88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690–88).
Основные термины (генерируются автоматически): отход, Российская Федерация, вод, отход производства, Водный кодекс, водосборная площадь, нецентрализованная канализация, область обращения, потребление, централизованная система водоотведения.


Задать вопрос