Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 26.01.2021

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Крашенинникова, Е. С. Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования / Е. С. Крашенинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 347-353. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77830/ (дата обращения: 20.01.2022).



В данной статье мы описываем особенности диагностики уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. В данной статье обращается внимание на уровневые характеристики познавательного развития старших дошкольников.

Ключевые слова: развитие, познавательное развитие, экология, экологическое образование, дети старшего дошкольного возраста.

In this article we describe the peculiarities of diagnostics of the level of cognitive development of children of older pre-school age in the pre-school educational organization. This article draws attention to the level characteristics of cognitive development of senior pre-school children.

Keywords: development, cognitive development, ecology, environmental education, children of older pre-school age.

Для реализации целей и задач исследования в рамках данной статьи нами была проведена диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования.

Диагностика была направлена на:

– определение уровней познавательного развития учащихся;

– выявление особенностей организации экологического образования для развития познавательного развития старших дошкольников;

– теоретическое обоснование классификации видов работы, определение путей их сочетания в структуре образовательной деятельности с целью развития познавательного развития старших дошкольников.

Опытная работа проводилась на базе МДОАУ «Детский сад № 110» г. Оренбурга. В опытной работе приняли участие 18 старших дошкольников в возрасте 6–7 лет, из них 9 — мальчики, 9 — девочки.

В рамках диагностики нами были определены уровни познавательного развития, характеризующиеся следующим образом:

  1. Воспроизводящая активность — характеризующаяся стремлением дошкольника понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами его применения по образцу. Критерием этого уровня активности может служить стремление дошкольника понять изучаемое явление, которое появляется на уроке в обращении к педагогу с вопросом в практической деятельности. Этот уровень активности отличается неустойчивостью волевых усилий школьника. Такой уровень крайне необходим. Он способствует накоплению знаний и фактических сведений.
  2. Интерпретирующая активность — она характеризуется стремлением дошкольника к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, стремлением показать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Критерием оценки сформированности этого уровня активности будет являться наличие у дошкольников стремления узнать у воспитателя или у других источников причину возникновения явления, проявляющегося в постановке вопросов типа «почему?», умения самому объяснить. Характерным показателем этого уровня познавательной активности является большая устойчивость волевых усилий, которые проявляются в том, что дошкольник стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
  3. Творческий уровень активности характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. На этом уровне школьники проявляют стремление применять знания в новых ситуациях.

На данном этапе были проведены диагностический опрос испытуемых, нами были подготовлены бланки для опросных методик, комплексных таблиц. Нами была применена методика по изучению интенсивности и уровня познавательных интересов, выявления уровня познавательной активности дошкольников. Автор диагностики: С. В. Ковалева [3]. В частности, на данном этапе был проведен тест «Оценка уровня познавательной активности личности». В тесте использована девятибалльная шкала самооценки личностных качеств либо частоты их проявления, которые характеризуют уровень познавательной активности личности. В процессе тестирования испытуемым мы дали следующую установку: «При самооценке мысленно представьте себе высший (девятый) уровень развития соответствующего качества и низший (первый) уровень, и найдите себе место на девятибалльной шкале». Испытуемые отвечали на 18 вопросов.

По результатам самооценки школьников мы определили их уровень познавательной активности на основе суммарного числа набранных баллов (Таблица 1).

Таблица 1

Уровни познавательной активности личности испытуемых

Уровни познавательной активности личности

Суммарное число баллов

1 уровень

1 — очень низкий уровень

2 — низкий

3 — ниже среднего

18–39

40–54

55–69

2 уровень

4 — чуть ниже среднего

5 — средний уровень

6 — чуть выше среднего

70–84

85–99

100–114

3 уровень

7 — выше среднего

8 — высокий уровень

9 — очень высокий уровень

115–129

130–142

143–162

Результаты самооценки учащихся и уровни их познавательной активности показаны в таблице 2.

Таблица 2

Результаты и уровни их активности старших дошкольников (констатирующий этап)

п/п

Дошкольники

Диагностические задания

Уровень познавательной активности дошкольников

1

2

3

1

Дошк. 1

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

2

Дошк. 2

Низкий

Средний

Низкий

Низкий

3

Дошк. 3

Средний

Высокий

Средний

Средний

4

Дошк. 4

Средний

Средний

Средний

Средний

5

Дошк. 5

Средний

Средний

Средний

Средний

6

Дошк. 6

Высокий

Средний

Средний

Средний

7

Дошк. 7

Средний

Средний

Средний

Средний

8

Дошк. 8

Средний

Средний

Высокий

Средний

9

Дошк. 9

Низкий

Средний

Низкий

Низкий

10

Дошк. 10

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

11

Дошк. 11

Средний

Низкий

Средний

Низкий

12

Дошк. 12

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

13

Дошк. 13

Низкий

Средний

Низкий

Низкий

14

Дошк. 14

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

15

Дошк. 15

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

16

Дошк. 16

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

17

Дошк. 17

Средний

Низкий

Низкий

Низкий

18

Дошк. 18

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Итого:

Уровень высокий

5 %

Уровень средний

33 %

Уровень низкий

62 %

На основе полученных результатов диагностического опроса и анкетирования мы выявили, что в группе 1 дошкольник обладает высоким уровнем активности, 6 дошкольников обладает средним уровнем активность, и 11 дошкольников обладают низким уровнем познавательной активности.

Целью формирующего этапа являлась организация самостоятельной работы для развития познавательной активности дошкольников. Проверяемая система средств активизации учащихся была нацелена на осуществление взаимосвязи деятельности учителя и старших дошкольников в направлении достижения конкретных целей обучения.

Оценка эффективности влияния системы экологических знаний на развитие познавательной активности дошкольников и повышение эффективности познавательного развития проводилась по следующим показателям: уровню сознательности усвоения знаний дошкольниками; прочности знаний и навыков; сформированности умений перерабатывать учебную информацию: сравнивать, вычленять главное, обобщать, конкретизировать; сформированности учебных умений: планировать учебную деятельность, осуществлять рефлексию и самоконтроль.

При этом рассматривались три уровня усвоения знаний дошкольниками:

  1. Запоминание и последующее воспроизведение изучаемого материала. Такой уровень крайне необходим, он способствует накоплению знаний и фактических сведений.
  2. Применений знаний на практике, умение пользоваться знаниями в сходной обстановке по образцам, по шаблонам. Этот уровень важнейший этап в познании и обучении.
  3. Применение знаний в оригинальной нестандартной обстановке. Это творческий подход к решению задач, трансформация знаний их комбинация, самостоятельная оценка явлений, фактов, событий. Третий уровень усвоения является вершиной познания, требующий анализа, объяснений, толкования изучаемого материала.

Мы провели повторную диагностику оценки уровня познавательной активности личности.

Таким образом, уровень познавательной активности дошкольников, то есть качество их познавательной деятельности, зависело от выбора средств активизации в условиях обучения (Таблица 3).

Таблица 3

Оценка уровня познавательной активности личности (формирующий этап)

п/п

Дошкольники

Диагностические задания

Уровень познавательной активности дошкольников

1

2

3

1

Дошк. 1

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

2

Дошк. 2

Средний

Средний

Низкий

Средний

3

Дошк. 3

Высокий

Высокий

Средний

Высокий

4

Дошк. 4

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

5

Дошк. 5

Средний

Средний

Средний

Средний

6

Дошк. 6

Высокий

Высокий

Средний

Высокий

7

Дошк. 7

Средний

Средний

Средний

Средний

8

Дошк. 8

Средний

Средний

Высокий

Средний

9

Дошк. 9

Низкий

Средний

Средний

Средний

10

Дошк. 10

Средний

Средний

Низкий

Средний

11

Дошк. 11

Средний

Низкий

Средний

Средний

12

Дошк. 12

Средний

Средний

Средний

Средний

13

Дошк. 13

Низкий

Средний

Низкий

Низкий

14

Дошк. 14

Низкий

Средний

Средний

Средний

15

Дошк. 15

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

16

Дошк. 16

Средний

Низкий

Средний

Средний

17

Дошк. 17

Средний

Низкий

Низкий

Низкий

18

Дошк. 18

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Итого:

Уровень высокий

22 %

Уровень средний

54 %

Уровень низкий

22 %

По результатам теста мы выяснили, что 4 дошкольника обладает высоким уровнем активности, 10 дошкольников обладает средним уровнем активность, и 4 дошкольника обладают низким уровнем познавательной активности.

После формирующего этапа в группе были заметны существенные изменения в динамике развития познавательной активности учащихся. Эти данные расположены в таблице 4.

Таблица 4

Динамика развития познавательной активности дошкольников в условиях опытной работы (в %)

Контрольные срезы

Уровни познавательной активности

1

2

3

1 срез

5

33

62

2 срез

22

54

22

Результаты формирующего этапа опытной работы показывали, что уровень знаний учащихся повысился, помимо того, что все усвоили необходимый минимум знаний, умений и навыков, число неуспевающих сократилось, а число успевающих увеличилось.

Результаты исследования позволили нам пронаблюдать динамику развития познавательной активности старших дошкольников в условиях опытной работы.

После апробации различных видов самостоятельной работы учащихся, направленных на решение поставленных задач, были подведены итоги нашего исследования. Мы выполнили анализ результатов исследования, рассмотрели динамику исследуемого процесса. Для этого мы сравнили достигнутые в конце исследования результаты с начальным уровнем познавательной активности школьников.

Динамика роста уровня познавательной активности дошкольников

Рис. 1. Динамика роста уровня познавательной активности дошкольников

Построенный график показал нам хорошо заметный рост уровня познавательной активности старших дошкольников в условиях опытной работы. Это означает, что использованная в ходе исследования система различных видов экологической работы способствовала развитию познавательной активности дошкольников.

Представленные в динамике результаты опытной работы помогли установить зависимость уровня познавательной активности дошкольников от выбора средств активизации в условиях обучения, то есть от использования различных видов экологической работы, что в свою очередь оказало влияние на повышение качества обучения и уровня воспитанности.

Мы можем предположить, что процесс формирования у старшего дошкольника в учебно-воспитательном процессе ДОУ будет эффективным, если: разработан комплекс мер по формированию у старшего дошкольника ценностного отношения к природе в учебно-воспитательном процессе; осуществляется педагогическое сопровождение в вопросах формирования ценностного отношения к природе у старшего дошкольника в учебно-воспитательном процессе в ДОУ.

Мы можем предположить, что в самом начале следует организовать образовательную деятельность по теме: «Строим город Экоград». Его целью будет формирование у дошкольников познавательного интереса к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении; помощь дошкольникам осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств.

Далее детям необходимо предоставить цикл творческих заданий (найдите в стихотворении правило, найдите в рассказе правило, найдите в сказке правило, найдите в статье правило, найдите в отрывке из рассказа правило).

Данные творческие задания будут способствовать формированию у старших дошкольников ценностного отношения к природе, пониманию ее красоты, они будут актуализировать познавательные способности старших дошкольников в процессе изучения природы.

Опишем процесс организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста на прогулках.

Со старшими дошкольниками целесообразно проводить прогулки на следующие темы: «Экологическая тропинка в осенний лес», «Большой пруд», «Растения нашего сквера».

В соответствии с первым этапом «Экология — окно в мир» , нами была проведена прогулка «Экологическая тропинка в осенний лес».

Задачами данного этапа было: воспитание и интереса к жизни растений, показать значимость каждого человека в их сохранении; привитие детям эстетического чувства, умения ценить красоту; показать детям значимость природы в здоровом образе жизни человека; привитие умения правильно отдыхать в гармонии с природой.

В процессе проведения прогулки мы стимулировали дошкольника задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы: что мы делали? что мы получили? почему? Также мы прививали детям навыки межличностного общения и сотрудничества: дети стали уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми.

В процессе данной прогулки мы проводили: наблюдение за осенним лесом, чтение стихотворений про осень Ф. Тютчева, рассказ воспитателя «Какие деревья растут в лесу», беседа «Береги лес!», подвижная игра «Дождик».

В результате данной прогулки старший дошкольник называет несколько видов растений, показывает их на картинке самостоятельно и приводит практические примеры, имеет представления об условиях, необходимых для жизни, роста и развития комнатных и диких растений, может назвать несколько видов лекарственных трав. У дошкольника происходит воспитание интереса к жизни растений, мы показываем детям значимость каждого человека в их сохранении; прививаем детям эстетическое чувство, умение ценить красоту природы; показываем детям значимость природы в здоровом образе жизни человека; прививаем умение правильно отдыхать в гармонии с природой.

В соответствии со вторым этапом «Пруды и водоемы» нами была проведена прогулка «Большой пруд».

Задачами данного этапа было: показать значимость сохранения и бережного отношения человеком естественных природных источников пресной воды; закрепить знания о растениях поля, леса и водоёма, учить бережному отношению к ним; познакомить с местом образования природного источника воды; воспитывать бережное отношение и трудолюбие; научить детей работать сообща, и ценить труд друг друга.

Предлагая детям провести наблюдение за объектами живой или неживой природы, мы сообщали им только цель, ставили задачу так, чтобы дети сами определили, что им нужно делать. Давали время на обдумывание, а затем вместе с ними обсуждали, кто и как будет проводить наблюдение.

В процессе данной прогулки мы проводили: наблюдение за прудом, его растениями и обитателями, рассматривали листы растений, которые растут около пруда, читали сказку В. Бианки «Зеленый пруд», воспитатель рассказывал детям о различных видах уток и лебедей, которые живут на прудах и озерах, с детьми проводилась беседа «Насекомые у воды».

В результате данной прогулки старший дошкольник имеет представления о растениях поля, леса и водоёма, владеет знаниями о бережном отношении к ним, любит наблюдать за растениями и ухаживать за ними; осознает значимость сохранения и бережного отношения человеком естественных природных источников пресной воды; владеет знаниями о способах образования природного источника воды. Мы показываем детям значимость сохранения и бережного отношения человеком естественных природных источников пресной воды; закрепляем знания о растениях поля, леса и водоёма, учим бережному отношению к ним; знакомим детей с местом образования природного источника воды; воспитываем бережное отношение и трудолюбие; учим детей работать сообща, и ценить труд друг друга.

В соответствии с третьим этапом «Растительный мир » была проведена прогулка «Растения нашего сквера».

Задачами данного этапа было: создать условия для актуализации знаний детей о растениях и их особенностях; развивать умение наблюдать за свойствами растений, делать выводы о влиянии человека на растительный мир; воспитывать сознательное понимание значения растений для жизни, бережное, рациональное использование.

В процессе данной прогулки мы проводили: наблюдение за растениями в сквере (парке), рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень», сор осенних листьев для гербария, рассказ воспитателя на тему «Очень в нашем парке», беседа с детьми «Хвойные и лиственные растения», дидактическая игра «Мемори из осенних листьев», наблюдение за птицами в сквере осенью, труд в природе «Накормим птичек».

В результате прогулки старший дошкольник владеет дифференцированными представлениями о родном городе его достопримечательностях (театрах, парках и скверах), знаменитых людях города, также затрудняется в ответах на вопросы о названиях улиц города (микрорайона). Старший дошкольник способен аргументировать свой ответ, привести примеры и использовать свои знания при ответах на проблемные вопросы. Мы создаем условия для актуализации знаний детей о растениях и их особенностях; развиваем умение наблюдать за свойствами растений, делаем выводы о влиянии человека на растительный мир; воспитываем сознательное понимание значения растений для жизни, их бережное, рациональное использование.

Таким образом, в процессе организации прогулок в рамках описанных выше критериев старшие дошкольники активно участвовали в прогулках, охотно взаимодействовали с объектами живой и неживой природы, выявляя их свойства и особенности.

Таким образом, мы предполагаем, что в процессе описанных выше мероприятий нам удастся подвести старших дошкольников к пониманию связи между природой и человеком: обозначим действенность проявления любви, заботы, внимания к природе, а также пробудим и упрочим в детях чувства любви к родному краю.

Мы также предполагаем, что уровень показателей формирования ценностного отношения к природе у старших дошкольников после проведения данной системы мер, станет различным. Уровень развития показателей формирования ценностного отношения к природе у старших дошкольников при этом будет повышаться.

Результаты показали, что во время контрольного этапа опытно-поисковой работы значительно уменьшилось число вопросов. Проведённый эксперимент позволяет заключить, что уровень познавательной активности у старших дошкольников будет происходить под влиянием педагога во время проведения мероприятий в учебно-воспитательном процессе, направленных на формирование ценностного отношения к природе, учитывающих педагогические условия.

Процесс формирования у младшего школьника ценностного отношения к природе в учебно-воспитательном процессе будет эффективным, если:

  1. разрабатываются и реализовываются конспекты занятий по формированию у младшего школьника ценностного отношения к природе в учебно-воспитательном процессе;
  2. осуществляется педагогическое сопровождение в вопросах формирования у младшего школьника ценностного отношения к природе в учебно-воспитательном процессе.

Литература:

1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: учеб. пособие / В. И. Андреев. — М.: Просвещение, 2018. — 568 с.

2. Герасимов, С. К. Познавательная активность и понимание / С. К. Герасимов // Вопросы психологии. — 2014. — N 12. — С. 40.

3. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность в обучении: учеб. пособие / П.И Пидкасистый. — М.: Просвещение, 2012. — 127 с.

4. Ратанова, Т. А. Способы активизации познавательной деятельности дошкольников / Т. А. Ратанова // Вопросы психологии. — 2015. — N 12. — С. 82–88.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень, познавательная активность дошкольников, ценностное отношение, бережное отношение, дошкольник, опытная работа, познавательная активность, ребенок, старший дошкольник, учебно-воспитательный процесс.


Задать вопрос