Тенденции антимонопольного регулирования на региональном уровне (на примере Рязанской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 25.01.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Блинова, Т. А. Тенденции антимонопольного регулирования на региональном уровне (на примере Рязанской области) / Т. А. Блинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77820/ (дата обращения: 07.03.2021).



В статье автор выявляет тенденции антимонопольного регулирования на региональном уровне и формулирует предложения по его совершенствованию.

Ключевые слова: ФАС России, недобросовестная конкуренция, муниципальные преференции, доминирующее положение.

Государство проводит политику поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства и его социальной направленности.

Современные тенденции антимонопольного регулирования экономики проявляются в деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области. В частности, наблюдаются изменения в количестве принятых решений органом антимонопольного регулирования по различным статьям Федерального закона Российской Федерации «О защите конкуренции».

Анализируя количество принятых решений о нарушениях антимонопольного законодательства по ст. 10 «Практика выявления и пресечения нарушений в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке» Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», необходимо отметить, что за период 2016–2018 гг. число рассматриваемых заявлений, возбужденных дел, выявленных нарушений и выданных предписаний уменьшилось (табл. 1)

Таблица 1

Решения, вынесенные по ст. 10 «Практика выявления и пресечения нарушений в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке»

Решение

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Количество решений

%

Количество решений

%

Количество решений

%

Рассмотрено заявлений

443

100

569

100

365

100

Возбуждено дел

41

9,3

45

7,9

23

6,3

Выявлено нарушений

42

9,5

49

8,6

25

6,8

Выдано предписаний

25

5,6

25

4,4

17

4,7

Выдано предупреждений

18

4

25

4,4

15

4,1

Источник: составлено автором по внутренней информации Рязанского УФАС

В структуре принятых решений наблюдается устойчивая тенденция уменьшения удельного веса количества возбужденных дел с 9,3 до 6,3 %, выявленных нарушений — с 9,5 до 6,8 % от числа рассмотренных заявлений. Сокращается доля других принятых положительных решений. Этот факт свидетельствует о сложности определения совокупности действий, являющихся незаконными с позиций антимонопольного регулирования конкурентной среды и, как следствие, отсутствии реакции со стороны антимонопольных органов на часть рассмотренных заявлений.

По ст. 14.1–14.48 «Пресечение недобросовестной конкуренции» приняты решения о нарушениях антимонопольного законодательства, количественные характеристики которых показаны в таблице 2.

Таблица 2

Решения, вынесенные по статьям 14.1–14.8 «Пресечение недобросовестной конкуренции»

Решение

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Количество решений

%

Количество решений

%

Количество решений

%

Рассмотрено заявлений

58

100

49

100

34

100

Возбуждено дел

22

37,9

17

34,7

10

29,4

Выявлено нарушений

19

32,8

15

30,6

6

17,6

Выдано предупреждений

17

39,3

15

30,6

8

23,5

Источник: составлено автором по внутренней информации Рязанского УФАС

Количество рассмотренных заявлений по данной статье также имеет тенденцию сокращения с 58 до 34 заявлений. Анализ структуры решений по пресечению недобросовестной конкуренции показывает снижение доли возбужденных дел с 37,79 до 29,4 %, выявленных нарушений — с 32,8 до 17,6 %, выданных предупреждений — с 39,3 до 23,5 % от числа рассмотренных заявлений. В 2018 г. по результатам рассмотрения дел принято 6 решений о наличии нарушений, рассмотрение 4 дел прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Интересны результаты изучения количественных характеристик решений о нарушениях антимонопольного законодательства по ст. 19. Предоставление государственных или муниципальных преференций, которые отражены в таблице 3.

Таблица 3

Решения, вынесенные по ст. 19 «Предоставление государственных или муниципальных преференций»

Решение

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Количество решений

%

Количество решений

%

Количество решений

%

Рассмотрено заявлений

293

100

112

100

130

100

Отказано

17

58

11

9,8

8

6,1

Удовлетворено

143

48,8

96

85,7

112

86,4

Удовлетворено с введением ограничений

137

47,2

5

4,5

10

7,5

Источник: составлено автором по внутренней информации Рязанского УФАС

Исследование показало, что количество рассмотренных заявлений о нарушениях в предоставлении государственных или муниципальных преференций в период 2016–2018 гг. сократилось в два раза. Удельный вес заявлений, которые признаны обоснованными, довольно высок и увеличивается с 48,8 до 86,4 %, т. е. в 1,8 раза. В последнее время в Рязанской области было выявлено несколько нарушений, связанных с предоставление преференций в передаче объектов муниципальной собственности в аренду без проведения торгов, занижая арендную плату. Муниципальные органы неправильно указывали причины выдачи преференций, они выдавали их под образовательные нужды организациям, которые по факту оказались не связанными с этой деятельностью.

Особое внимание Управлением уделяется разъяснительной работе по вопросам, решение которых входит в компетенцию ФАС России. Основной целью комплекса подобных мероприятий является предупреждение нарушений антимонопольного законодательства. Совершенствуется работа с обращениями граждан, организаций и общественных объединений. На постоянной основе проводятся выездные обучающие семинары с привлечением районных СМИ. Стремясь максимально охватить и донести информацию до всех групп населения, в том числе и молодежи, ведется активная работа в сети Интернет.

Наряду с успехами в работе Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области сталкивается с рядом проблем в осуществлении своей деятельности.

Основной проблемой применения антимонопольного законодательства на практике является определение совокупности действий, необходимых для пресечения нарушения существующего законодательства какой-либо компанией и наложения на нее соответствующих санкций.

Одной из самых основных проблем в сфере антимонопольного регулирования Рязанского УФАС можно выделить несовершенство законов. Очень часто из-за расплывчатых определений под нормы попадают организации, которые на самом деле не нарушают законодательство. Такая проверка занимает много времени и ресурсов, что негативно сказывается как на деятельности организации, так и на деятельности антимонопольного органа. Также закон не учитывает бизнес-практики, которые сложились в России. Поэтому необходимо четко сформулировать все законы и определения, которые в них содержатся. Как показывает практика, очень часто невиновные организации становятся виновными из-за неправильной трактовки закона.

Другая проблема связана с излишней укрупнённостью антимонопольного органа. Из-за большого количества полномочий могут возникать непонимания того, что нужно делать в той или иной ситуации. Сотрудники УФАС совершают ошибкам, которые негативно влияют на деятельность антимонопольного органа и на экономику в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что в последняя время наблюдается тенденция уменьшения числа антимонопольных нарушений, что говорит о высокой эффективности органа, с другой стороны, мы видим наличие актуальных проблем, которые следует решить для максимизации эффективности органа.

Изучение тенденций изменения антимонопольного регулирования в Рязанской области позволило сформулировать предложения по его совершенствованию.

Одним из направлений совершенствования антимонопольного регулирования, отвечающее требованиям времени по формированию гражданского общества, является необходимость повышения качества внешних коммуникаций. В целях осуществления эффективной связи с внешней средой Управлением Федеральной антимонопольной службы ведется работа в интересах граждан и бизнеса за счет:

— активизации работы органа со СМИ, в том числе путем создания видеоконтента по ключевым направлениям деятельности структурных подразделений;

— увеличения присутствия органа в социальных медиасетях с целью повышения информированности граждан о состоянии конкуренции и мерах, предпринимаемых для развития и защиты конкуренции.

Данную просветительскую работу необходимо наращивать путем активного взаимодействия со СМИ (радио, телевидение), привлечения молодежи через интернет-ресурсы, ведение сайтов, разъясняющих права и возможности молодых предпринимателей. Необходимо развитие превентивных, а не карательных мер воздействия на развитие добросовестной конкуренции в регионе.

Эффектом от данного нововведения станет повышение доверия граждан и субъектов экономики к работе органа, а отслеживание обратной связи даст четкое представление об удовлетворенности граждан деятельностью Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области.

Осуществление поставленных задач обеспечит достижение следующих результатов: создание благоприятных условий для развития конкуренции в ключевых отраслях экономики; повышение качества принимаемых антимонопольными органами решений, обеспечение единообразия подходов; снижение количества нарушений антимонопольного законодательства за счет повышения результативности мер превентивного характера; усиление роли антимонопольного органа как макрорегулятора экономики.

Реализация рассмотренных направлений деятельности службы в рамках обозначенных приоритетов существенно повысит качество антимонопольного регулирования Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
  3. Отчет Рязанского областного Управления Федеральной антимонопольной службы по результатам работы за 2018 год. [Электронный ресурс]. — URL: http://ryazan.fas.gov.ru/report/12755
  4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48611/
  5. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47331/
Основные термины (генерируются автоматически): антимонопольное законодательство, решение, антимонопольное регулирование, Рязанская область, Федеральная антимонопольная служба, антимонопольный орган, нарушение, недобросовестная конкуренция, внутренняя информация, доминирующее положение.


Ключевые слова

недобросовестная конкуренция, доминирующее положение, ФАС России, муниципальные преференции
Задать вопрос