Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 22.01.2021

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Полковникова, И. А. Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом / И. А. Полковникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 356-359. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77810/ (дата обращения: 23.04.2024).



В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как поленезависимость, который связан с высоким показателем невербального интеллекта (образным мышлением) и более высокой обучаемостью, посредством элективного курса по геометрии.

Ключевые слова: когнитивные технологии в обучении, полезависимость, элективный курс, уроки математики, методика преподавания математики, формирование поленезависимости.

Изучение индивидуальных различий в когнитивной сфере традиционно является одной из острейших проблем психологии. Когнитивно-стилевой подход является одной из форм анализа интеллектуальных возможностей человека. Кто-то решает быстро, но может быть делает это не очень качественно, а кто-то медленно, но добивается большей правоты. Кому-то больше даются точные науки, кому-то гуманитарные, поэтому по утверждению сторонников когнитивно-стилевого подхода важно именно каким образом достигается решение [1].

В современной зарубежной и отечественной литературе можно встретить описание около двух десятков различных когнитивных стилей. Среди большого набора психологических характеристик личности можно выделить те, которые в наибольшей степени существенны в индивидуальной познавательной деятельности учащихся и определить 2 когнитивных стиля: полезависимость — поленезависимость.

Изучение математики, а в частности стереометрии, не вызывает у учащихся высокой мотивации, очень трудно пробудить у них интерес к геометрии. Для этого нужно найти индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы любой мог свободно ориентироваться в «море» математических построений, чтобы предмет не был в тягость, а наоборот, заинтересовал и подтолкнул к изучению стереометрии. Чтобы оказать помощь учащимся в ходе поиска решения каждой конкретной задачи, следует выявить их индивидуальные способности и возможности принятия информации. А для этого предлагаю учитывать когнитивные стили, которые помогут учителю в выборе того или иного решения задачи для каждого ученика. У каждого человека присутствует своё, индивидуальное сочетание этих стилей, обуславливающих его мыслительную деятельность и ее результаты.

С помощью теста включённых фигур [2] измеряется такой параметр, как полезависимость-поленезависимость (ПЗ — ПНЗ). Поленезависимость связана с высоким показателем невербального интеллекта (образным мышлением), более высокой обучаемостью, успешностью решения задач на сообразительность, легкостью смены установок, с автономностью, стабильностью образа Я, более объективными подходами к проблемам, устойчивостью к внушению, критичностью, более высокой моральностью. [1]

Как определить?

Для того, чтобы выяснить, к какому стилю относится ученик было проведено тестирование. В нем приняло участие 22 ученика 11 класса МБОУ СОШ № 3 г. Уссурийска. Им было предложено пройти тест включенных фигур по методике «Фигуры Готтшальдта» [2].

Ученикам предложили пройти электронную версию либо печатную, все выбрали первый вариант. Испытуемым в данном тестировании предлагается в тридцати замаскированных фигурах найти одну из пяти эталонных фигур и указать ее. Сложные фигуры предъявляются по одной. Фиксируется общее время выполнения задания. После предъявления инструкции следует демонстрация примеров с указанием правильных ответов.

Инструкция

В каждом сложном рисунке имеется один из следующих элементов:

Назовите в каждом случае, какой из этих элементов содержится в рисунке. Например:

https://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00299-2.gif

Результат

Подсчет сырых баллов производится в соответствии с ключом, приведенным в таблице 1:

Таблица 1

1. А

6. В

11. Б

16. Д

21. Г

26. Б

2. Б

7. А

12. А

17. А

22. Б

27. А

3. В

8. В

13. А

18. Д

23. Г

28. Д

4. Г

9. Д

14. В

19. Б

24. А

29. В

5. В

10. Д

15. Б

20. В

25. Д

30. Б

За каждый правильный (совпадающий с ключом) ответ присваивается 1 балл.

Индекс полезависимости рассчитывается по формуле:

, где N — общая сумма баллов (т. е. число правильно выполненных заданий), а t — время работы над всем тестом в минутах. Интерпретация

Если I больше 2,5, то можно делать вывод о выраженной поленезависимости.

Если I меньше 2,5, то можно делать вывод о выраженной полезависимости [2].

Таким образом, чем больше правильно выполненных заданий и меньше время работы с тестом, тем более выражена поленезависимость.

Результаты тестирования приставлены в таблице 2.

Таблица 2

Номер ученика

Балл

Намерен сдавать проф. матем (да/нет)

Номер ученика

Балл

Намерен сдавать проф. матем (да/нет)

1

3,2

Да

12

1,3

Нет

2

2,25

Да

13

1,24

Да

3

2,12

Нет

14

1,2

Нет

4

2,1

Нет

15

1,13

Да

5

2,04

Да

16

1,11

Нет

6

1,95

Да

17

1,6

Да

7

1,8

Да

18

1,06

Да

8

1,75

Да

19

1,01

Да

9

1,6

Нет

20

0,93

Нет

10

1.55

Да

21

0,92

Да

11

1,3

Нет

22

0,62

Нет

После тестирования ученикам с наиболее высокими баллами и ученикам, собирающимся сдавать профильную математику, предложила посетить элективный курс по геометрии.

Сформировалась небольшая группа, а именно ученики из таблицы 3:

Таблица 3

Ученик

Балл

Пол (м/ж)

1

Ученик 1

3,2

Ж

2

Ученик 2

2,25

М

3

Ученик 3

2,12

М

4

Ученик 5

2,04

М

5

Ученик 6

1,95

Ж

6

Ученик 7

1,8

М

7

Ученик 8

1,75

Ж

8

Ученик 10

1,55

Ж

9

Ученик 13

1,24

М

10

Ученик 18

1,06

М

ИТОГО:10 учеников, из них девочек — 4, мальчиков — 6.

Проведённое первичное тестирование показало, что в данном классе один ученик с выраженной поленезависимостью, причем с высоким баллом, треть учеников близки к поленезавимости, а остальные явно полезависимы. Некоторые ученики так сильно хотели ответить на все задания верно, что забыли о таком критерии, как время выполнения, поэтому это учитывалось при наборе в группу (таблица 3) для проведения элективного курса.

Так как элективные курсы выбираются самими учащимися, они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса. Следует отметить, что к основным мотивам выбора элективных курсов в 10–11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся: подготовка к ЕГЭ по профильным предметам; приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»; поддержка изучения базовых курсов; профессиональная ориентация [3]. Так и в разработанном элективном курсе по геометрии для 11 класса «Векторно-координатный метод решения задач стереометрии» все это учитывалось. Элективный курс расширяет базовый курс по математике, дает более глубокие знания, связанные с понятием вектор в пространстве, способствует более полному усвоению векторно-координатного метода в стереометрии. Данный курс посвящен систематическому изложению учебного материала, связанного с понятием ненулевого вектора и аспектами его применения. Элективный курс вызывает познавательный интерес учащихся, способствует интеллектуальному развитию личности, тем самым развивает когнитивные способности, а особенно такой важный в обучении когнитивный стиль, как поленезависимость.

Данное событие можно заметить после повторного тестирования на полезависимость/поленезавимость. В нем приняло участие 22 ученика 11 класса МБОУ СОШ № 3 г. Уссурийска. Им было предложено снова пройти тест включенных фигур по методике «Фигуры Готтшальдта».

Результаты тестирования приставлены в таблице 4.

Таблица 4

Номер ученика

Балл в первичном тестировании

Балл в повторном тестировании

Номер ученика

Балл в первичном тестировании

Балл в повторном тестировании

1

3,2

3,3

12

1,3

1,3

2

2,25

2,4

13

1,24

1,4

3

2,12

2,35

14

1,2

1,2

4

2,1

2,05

15

1,13

1,1

5

2,04

2,0

16

1,11

1,2

6

1,95

2,2

17

1,06

1,0

7

1,8

2,15

18

1,06

1,9

8

1,75

2,2

19

1,01

1,1

9

1,6

1,5

20

0,93

0,9

10

1.55

1,6

21

0,92

1,0

11

1,3

1,2

22

0,62

0,6

*Жирным выделена группа, которая прошла элективный курс

Проведённое вторичное тестирование показало, что в данный элективный курс повысил балл на 0,2/0,3, а у ученика № 18 на 0,8 (в первичном тестировании у этого ученика большое количество времени ушло на тестирование, во втором время сократилось почти вдвое). Предполагаю, что это связано с тем, что курс повышает способность к пространственному мышлению, что помогло быстрее пройти тест, если и были ошибки в выполнении заданий, то скорость решения это компенсировала, т. к. является важным фактором. Контрольная группа почти без изменений: выше/ниже на 0,1.

Подводя итог всей работы, которая направлена повышение когнитивных способностей, находим подтверждение того, насколько элективные курсы незаменимы для достижения основных целей образования. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.

Литература:

  1. Когнитивные стили [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.psyworld.ru/for-students/stories-for-students/571–2008–12–12–21–08–08.html
  2. Тест включённых фигур [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тест_включённых_фигур
  3. Рытченко, И. Н. Роль элективных курсов в системе подготовки учащихся к ЕГЭ / И. Н. Рытченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 292–294. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58105/
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, элективный курс, балл, нет, номер ученика, курс, первичное тестирование, повторное тестирование, таблица, высокая обучаемость.


Ключевые слова

элективный курс, уроки математики, когнитивные технологии в обучении, полезависимость, методика преподавания математики, формирование поленезависимости

Похожие статьи

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Элективные курсыкурсы, входящие в состав профиля, способствующие углублению индивидуализации профильного обучения. Работа элективных курсов призвана удовлетворить образовательный запрос (интересы, склонности) ученика (его семьи).

Роль элективных курсов в системе подготовки учащихся к ЕГЭ

Элективные курсы — это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.

Подготовка к ОГЭ. Работа с учениками со слабой мотивацией...

Целью элективного курса было не только помочь сильным ученикам, но и слабым учащимся лучше подготовиться к экзамену по

- работа с таблицами.

Для успешной сдачи экзамена ученик должен обладать не только теоретическим материалом, но и научиться применять его...

Google Форма как средство оценки качества знаний учащихся...

тестирования в процессе обучения; – оценка курса для сбора обратной связи от учеников. При создании тестов можно использовать вопросы разных видов (с выбором одного правильного ответа, с выбором нескольких правильных ответов, с расстановкой объектов по порядку, на...

Обучающий тест как средство реализации компетентностного...

Дидактико-психологическая ориентация теста: тест достижений для контроля знаний теории; тест достижений для контроля умений и навыков различной степени сложности по данному предмету, тест обучаемости (диагностики реальных учебных возможностей по данному кругу...

Элективные курсы в системе школьного математического...

Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения профильного обучения. Элективные курсы представляют собой обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективный курс по информатике и ИКТ «Современные...»

Место курса в образовательном процессе: Курс «Современные веб-сервисы в творческих профессиях» — элективный курс для учащихся 10 классов школ. Курс предназначен для учащихся гуманитарного профиля. Курс рассчитан на 36 часов, и является межпрофильным.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Основная цель итогового тестирования — обеспечение объективной оценки результатов обучения, которая ориентирована на характеристику освоения содержания курса дисциплины «История искусств» или на дифференциацию учащихся.

Анализ причин затруднений учащихся при сдаче экзамена по...

Причинами низких результатов тестирования при сдаче пробного ОГЭ по математике можно назвать

Учитывая неудовлетворительные результаты пробного тестирования по математике, с учащимися 9-х классов провожу следующие занятия по ликвидации пробелов в знаниях

Похожие статьи

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Элективные курсыкурсы, входящие в состав профиля, способствующие углублению индивидуализации профильного обучения. Работа элективных курсов призвана удовлетворить образовательный запрос (интересы, склонности) ученика (его семьи).

Роль элективных курсов в системе подготовки учащихся к ЕГЭ

Элективные курсы — это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.

Подготовка к ОГЭ. Работа с учениками со слабой мотивацией...

Целью элективного курса было не только помочь сильным ученикам, но и слабым учащимся лучше подготовиться к экзамену по

- работа с таблицами.

Для успешной сдачи экзамена ученик должен обладать не только теоретическим материалом, но и научиться применять его...

Google Форма как средство оценки качества знаний учащихся...

тестирования в процессе обучения; – оценка курса для сбора обратной связи от учеников. При создании тестов можно использовать вопросы разных видов (с выбором одного правильного ответа, с выбором нескольких правильных ответов, с расстановкой объектов по порядку, на...

Обучающий тест как средство реализации компетентностного...

Дидактико-психологическая ориентация теста: тест достижений для контроля знаний теории; тест достижений для контроля умений и навыков различной степени сложности по данному предмету, тест обучаемости (диагностики реальных учебных возможностей по данному кругу...

Элективные курсы в системе школьного математического...

Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения профильного обучения. Элективные курсы представляют собой обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективный курс по информатике и ИКТ «Современные...»

Место курса в образовательном процессе: Курс «Современные веб-сервисы в творческих профессиях» — элективный курс для учащихся 10 классов школ. Курс предназначен для учащихся гуманитарного профиля. Курс рассчитан на 36 часов, и является межпрофильным.

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Основная цель итогового тестирования — обеспечение объективной оценки результатов обучения, которая ориентирована на характеристику освоения содержания курса дисциплины «История искусств» или на дифференциацию учащихся.

Анализ причин затруднений учащихся при сдаче экзамена по...

Причинами низких результатов тестирования при сдаче пробного ОГЭ по математике можно назвать

Учитывая неудовлетворительные результаты пробного тестирования по математике, с учащимися 9-х классов провожу следующие занятия по ликвидации пробелов в знаниях

Задать вопрос