Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с различными уровневыми характеристиками интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 22.01.2021

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Ковалёва, Р. В. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с различными уровневыми характеристиками интеллекта / Р. В. Ковалёва, Т. Г. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 132-133. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77806/ (дата обращения: 25.04.2024).



Цель проведённого исследования заключается в изучении самооценки младших школьников в контексте интеллекта. Научная новизна состоит в расширении представлений о формировании адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз задержка психического развития. Выявлены связи между самооценкой и интеллектом детей младшего школьного возраста и составлена коррекционная программа индивидуальных занятий для детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: младший школьный возраст, самооценка, уровень интеллекта, задержка психического развития.

Самооценкой называется оценка личностью самого себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения.

В период младшего школьного возраста формирование и развитие самооценки идёт наиболее интенсивно, чем на других возрастных этапах. Такое развитие идёт за счёт новой позиции ребёнка — позиции ученика и нового психологического образования — рефлексии. Закладывание самооценки в младшем школьном возрасте определят взгляд ребёнка на его будущее, уровень его притязаний. Поэтому очень важным является формирование у ребёнка адекватной самооценки.

Ведущим видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность. Успешность в обучении и оценка учителей становятся важными факторами формирования самооценки ребёнка. Трудности в освоении общеобразовательной программы имеют дети с задержкой психического развития (далее — ЗПР), что может негативно сказываться на формировании их самооценки, следовательно, она может быть неадекватно занижена или завышена.

Самооценка младшего школьника в большей степени, чем у взрослого человека, поддаётся воздействию и изменению. Родителям и педагогам следует уделить особое внимание формированию самооценки детей с нарушениями интеллекта, а психологу, учитывая уровневые характеристики интеллекта ребёнка, организовать коррекционную работу, направленную на работу с самооценкой ребёнка.

Для того чтобы педагог-психолог был способен помочь ребёнку с ЗПР, ему необходимо иметь знания об особенностях самооценки детей с нормой и отклонениями от неё для построения эффективной коррекционной программы, которая будет направлена, как на становление адекватной самооценки ребёнка, так и на развитие его высших психических функций.

Для выявления различий уровня самооценки детей младшего школьного возраста с нормой и задержкой психического развития, нами было проведено исследование, в котором принимали участие 120 учеников младшего школьного возраста (8–10 лет). Выборка была поделена на две группы. Первая группа была представлена школьниками с нормой интеллекта, вторая группа детей имеет подтверждённый диагноз задержка психического развития. В ходе исследования в обеих группах был проведён тест Д.Векслера, результаты которого подтвердили отсутствие и наличие диагноза в первой и второй группах соответственно.

Для проведения исследования нами были использованы три методики: тест для измерения уровня интеллектуального развития Д. Векслера, методики для исследования особенностей самооценки: методика «Лесенка» В. Г. Щур, методика «Какой я?» в модификации О. С. Богдановой.

Методом корреляционного анализа Спирмена были выявлены корреляционные связи между уровнем интеллекта (методика Д.Векслера) и особенностями самооценки детей младшего школьного возраста по методике «Лесенка» В. Г. Щур.

Установлена прямая корреляционная связь между уровнем интеллекта и особенностями самооценки детей младшего школьного возраста. Это может быть объяснено тем, что дети с диагнозом ЗПР имеют уровень интеллекта ниже, чем их сверстники с нормой интеллекта, поэтому менее успешны в обучении. Следовательно, из-за неуспешности в обучении уровень самооценки детей с ЗПР ниже, чем уровень самооценки детей с нормой интеллекта.

Для того, чтобы применить H-критерия Крускала-Уоллеса для несвязанных выборок испытуемые обе группы испытуемых (норма развития и с диагнозом ЗПР) были разделены на три группы, группирующей в этом случае являлся уровень их самооценки (низкая, средняя и высокая самооценка). Применение H-критерия Крускала-Уоллеса для несвязанных выборок позволило установить достоверные различия в группах детей младшего школьного возраста с различными уровнями самооценки. Следовательно, нами были установлены особенности самооценки в каждой из групп испытуемых.

Рассмотрим результаты в каждой из групп.

В группе испытуемых с нормой интеллекта преобладает средний уровень самооценки (адекватная самооценка). Так, дети, имеющие адекватную самооценку, активные, более общительные и инициативные в учебной деятельности. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную. Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными.

Так же в данной группе детей был выявлен высокий уровень самооценки (завышенная самооценка). Их характеризует максимальная самостоятельность, уверенность в собственных силах и способностях. Причем их уверенность в себе основываются на высокой оценке своих возможностей и способностей. В данной группе испытуемых не было выявлено детей с низким уровнем самооценки (заниженная самооценка).

В группе испытуемых с диагнозом ЗПР преобладает низкий уровень самооценки (заниженная самооценка). Такой уровень самооценки у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они перечитывают работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно ничего не увидят. Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи, как в жизни, так и в экспериментальной ситуации. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее. Такую тенденцию можно объяснить тем, что дети с ЗПР обучаются в классе с детьми с нормой развития, но они менее успешны в обучении, что влияет на их самооценку, они становятся менее уверены в себе.

Завышенная самооценка у детей с ЗПР встречается достаточно часто. Дети в данной группе, не раздумывая, ставили себя на самую высокую ступеньку при выполнении задания в методике «Лесенка». Это может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

При среднем уровне самооценки (адекватная самооценка) у детей с ЗПР сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность.

Так как в ходе эмпирического исследования установлена взаимосвязь между особенностями самооценки детей младшего школьного возраста и уровнем интеллекта, программа коррекции заниженной самооценки детей с задержкой психического развития будет включать как работу непосредственно с самооценкой школьника, так и развитие памяти, внимания, мышления, восприятия. Составленная программа коррекционно-развивающих индивидуальных занятий для детей младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР направлена на формирование у обучающихся адекватной самооценки и всестороннее развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия) с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, психическое развитие, адекватная самооценка, группа испытуемых, ребенок, уровень интеллекта, уровень самооценки, норма интеллекта, особенность самооценки детей, группа детей.


Похожие статьи

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются специфические особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте, проанализированы взгляды ведущих отечественных и зарубежных специалистов по данной проблеме. Приведены результаты практического изучения проявления самооценки у учащихся начальных классов.

На основе полученных данных при проведении методики «Лесенка» нами был сделан вывод, что у младших школьников преобладает завышенная самооценка — 62,5 % во 2 классе, но постепенно она корректируется — 30 % в 4 классе (рис.1). В младшем школьном возрасте подавляющее большинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки, но это является нормой для младших школьников — это является особенностью данного возраста.

Исследование уровня самооценки младших школьников

Адекватная самооценка даёт человеку нравственное удовлетворение. В работе «Что виляет на формирование самооценки младших школьников» Л.Ю. Фомина отмечала, дети с адекватной самооценкой активны, бодры, общительны, обладают чувством юмора. С интересом самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями. [4 с. 100].

Неадекватная самооценка – (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально – волевую сферу и тем самым препятствует гармоничному развитию, .Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные...

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших...

Самооценка— это представление человека о важности своей деятельности, деятельности среди других людей, своих достоинств и недостатков, умение держаться в обществе. У детей с интеллектуальной недостаточностью самооценка своеобразная, это проявляется в отставании её формирования от нормы, она отличается своей упрощённостью, неустойчивостью, противоречивостью самооценочных суждений.

Анализируя научную литературу, можно утверждать, что дети, имеющие задержку психического развития, показывают особенности самооценки, которые обусловлены спецификой психического развития, что развитие самооценки у таких детей происходит с задержкой и отклонениями. В связи с этими данными, мы проведем исследование самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой...

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших...

Незрелость самооценки у многих детей с задержкой психического развития накладывает негативный отпечаток не только на эмоциональный фон ребенка, но и на успешность начавшегося процесса обучения. Школьная успеваемость и оценки учителя является одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, поэтому дети с задержкой психического развития, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска. У младших школьников с задержкой психического развития, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий.

Исследование уровня самооценки у детей младшего...

Ребенок очень восприимчив к тому, что его окружает: к атмосфере царящей в семье, к тому как родители относятся к нему и друг к другу, как воспринимают его ровесники и учителя. А. И. Липкина утверждает, что существует прямая зависимость самооценки ребенка от вовлеченности в его жизнь родителей, от сплоченности семьи, при этом уровень самооценки никак не связан с материальным положением [2, с.31]. Изучением развития самооценки у детей в младшем школьном возрасте так же занимались многие современные исследователи, такие как: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, А. В. Захарова, И. И. Чеснокова. Младший школьный возраст начинается с поступления ребенка в школу и вносит в его жизнь существенные изменения.

Феномен внушаемости в аспекте личностных особенностей...

Следующий исследуемый нами компонент (самооценка) по опроснику на определение уровня самооценки А. В. Морозова [3, с. 392], показал наличие у аддиктивных подростков заниженной уровень самооценки (СО), что составило 70 % от общей выборки. Остальные результаты разделились на адекватную самооценку (20 %) и на неадекватно завышенную (10 %) соответственно. Анализируя результаты, полученные при исследовании самого феномена внушаемости методом сравнения парных таблиц Л. Н. Собчик [5, с.4], отметим, что большинство аддиктивных подростков подвержены внушаемости и убеждению со стороны внешних стимулов и объектов.

Изучение самооценки младших школьников | Статья в журнале...

Уровень самооценки отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Самооценка создает основу для восприятия собственного успеха. . Проблема развития самооценки, как наиболее значимого структурного компонента

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что у большинства испытуемых по всем заявленным показателям преобладает адекватный уровень самооценки. Группа младших школьников, имеющих завышенный и низкий уровень, нуждается в дальнейшей

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте. ребенок, адекватная самооценка, самооценка, оценка, класс, формирование самооценки, самооценка ребенка, адрес ребенка, младший школьный возраст, педагог. Исследование уровня самооценки младших школьников.

Анализ различий взаимосвязи самооценки и статусного...

уровень самооценки, завышенный уровень самооценки, подросток, группа, контрольное тестирование, Пробное тестирование, статусное положение, высокий уровень самооценки, заниженный уровень самооценки... К вопросу о развитии самосознания...

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших... психическое развитие, адекватная самооценка, заниженная самооценка, ребенок, школьник, завышенная самооценка, младший школьный возраст, экспериментальная группа, задержка, самооценка.

Формирование адекватной самооценки у детей младшего...

Для формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, была составлена программа, в которой использовались такие приемы как беседа, проективные рисунки, игры, этюды, упражнения. Перечисленные приемы были направлены на снижение уровня эмоционального напряжения, повышение уровня уверенности в себе и свои

У 35 % детей самооценка перестала быть заниженной, из них у 25 % сформировалась устойчивая адекватная самооценка. Контрольный этап данного исследования показал, что работа по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, будет результативна, если программа будет состоять из мероприятий, направленных на снижение...

Похожие статьи

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются специфические особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте, проанализированы взгляды ведущих отечественных и зарубежных специалистов по данной проблеме. Приведены результаты практического изучения проявления самооценки у учащихся начальных классов.

На основе полученных данных при проведении методики «Лесенка» нами был сделан вывод, что у младших школьников преобладает завышенная самооценка — 62,5 % во 2 классе, но постепенно она корректируется — 30 % в 4 классе (рис.1). В младшем школьном возрасте подавляющее большинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки, но это является нормой для младших школьников — это является особенностью данного возраста.

Исследование уровня самооценки младших школьников

Адекватная самооценка даёт человеку нравственное удовлетворение. В работе «Что виляет на формирование самооценки младших школьников» Л.Ю. Фомина отмечала, дети с адекватной самооценкой активны, бодры, общительны, обладают чувством юмора. С интересом самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями. [4 с. 100].

Неадекватная самооценка – (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально – волевую сферу и тем самым препятствует гармоничному развитию, .Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные...

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших...

Самооценка— это представление человека о важности своей деятельности, деятельности среди других людей, своих достоинств и недостатков, умение держаться в обществе. У детей с интеллектуальной недостаточностью самооценка своеобразная, это проявляется в отставании её формирования от нормы, она отличается своей упрощённостью, неустойчивостью, противоречивостью самооценочных суждений.

Анализируя научную литературу, можно утверждать, что дети, имеющие задержку психического развития, показывают особенности самооценки, которые обусловлены спецификой психического развития, что развитие самооценки у таких детей происходит с задержкой и отклонениями. В связи с этими данными, мы проведем исследование самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой...

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших...

Незрелость самооценки у многих детей с задержкой психического развития накладывает негативный отпечаток не только на эмоциональный фон ребенка, но и на успешность начавшегося процесса обучения. Школьная успеваемость и оценки учителя является одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, поэтому дети с задержкой психического развития, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска. У младших школьников с задержкой психического развития, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий.

Исследование уровня самооценки у детей младшего...

Ребенок очень восприимчив к тому, что его окружает: к атмосфере царящей в семье, к тому как родители относятся к нему и друг к другу, как воспринимают его ровесники и учителя. А. И. Липкина утверждает, что существует прямая зависимость самооценки ребенка от вовлеченности в его жизнь родителей, от сплоченности семьи, при этом уровень самооценки никак не связан с материальным положением [2, с.31]. Изучением развития самооценки у детей в младшем школьном возрасте так же занимались многие современные исследователи, такие как: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, А. В. Захарова, И. И. Чеснокова. Младший школьный возраст начинается с поступления ребенка в школу и вносит в его жизнь существенные изменения.

Феномен внушаемости в аспекте личностных особенностей...

Следующий исследуемый нами компонент (самооценка) по опроснику на определение уровня самооценки А. В. Морозова [3, с. 392], показал наличие у аддиктивных подростков заниженной уровень самооценки (СО), что составило 70 % от общей выборки. Остальные результаты разделились на адекватную самооценку (20 %) и на неадекватно завышенную (10 %) соответственно. Анализируя результаты, полученные при исследовании самого феномена внушаемости методом сравнения парных таблиц Л. Н. Собчик [5, с.4], отметим, что большинство аддиктивных подростков подвержены внушаемости и убеждению со стороны внешних стимулов и объектов.

Изучение самооценки младших школьников | Статья в журнале...

Уровень самооценки отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Самооценка создает основу для восприятия собственного успеха. . Проблема развития самооценки, как наиболее значимого структурного компонента

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что у большинства испытуемых по всем заявленным показателям преобладает адекватный уровень самооценки. Группа младших школьников, имеющих завышенный и низкий уровень, нуждается в дальнейшей

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте. ребенок, адекватная самооценка, самооценка, оценка, класс, формирование самооценки, самооценка ребенка, адрес ребенка, младший школьный возраст, педагог. Исследование уровня самооценки младших школьников.

Анализ различий взаимосвязи самооценки и статусного...

уровень самооценки, завышенный уровень самооценки, подросток, группа, контрольное тестирование, Пробное тестирование, статусное положение, высокий уровень самооценки, заниженный уровень самооценки... К вопросу о развитии самосознания...

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших... психическое развитие, адекватная самооценка, заниженная самооценка, ребенок, школьник, завышенная самооценка, младший школьный возраст, экспериментальная группа, задержка, самооценка.

Формирование адекватной самооценки у детей младшего...

Для формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, была составлена программа, в которой использовались такие приемы как беседа, проективные рисунки, игры, этюды, упражнения. Перечисленные приемы были направлены на снижение уровня эмоционального напряжения, повышение уровня уверенности в себе и свои

У 35 % детей самооценка перестала быть заниженной, из них у 25 % сформировалась устойчивая адекватная самооценка. Контрольный этап данного исследования показал, что работа по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, будет результативна, если программа будет состоять из мероприятий, направленных на снижение...

Задать вопрос