Развитие социально-культурного пространства детей и подростков в деятельности сельской школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Потапова, К. С. Развитие социально-культурного пространства детей и подростков в деятельности сельской школы / К. С. Потапова, П. Н. Скуратова, В. Ю. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 359-362. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77801/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье авторы анализируют развитие социально-культурного пространства детей и подростков в деятельности сельской школы.

Ключевые слова: подрастающее поколение, единое культурно-образовательное пространство, социально-культурное пространство, патриотическое воспитание, совместная деятельность.

Важная задача образовательного учреждения — это не только формирование знаний, умений и навыков, но и подготовка обучающихся к жизни в обществе. Решение этого постулата мы видим в расширении культурно-образовательного пространства для всех субъектов образовательной деятельности. В процессе реализации идеи функционирования и развития школы предполагается, что школа становится центром единого культурно-образовательного пространства на селе, особой формою.

Проблема воспитания и организации социально-культурной деятельности подрастающего поколения в сельской местности — это актуальная проблема для многих населённых пунктов Российской Федерации в связи с тем, что в сельской местности имеется ограниченность материально-технических, кадровых ресурсов. Как правило, многие села лишены Домов культуры, Домов молодежи, музыкальных школ, находятся вдали от районных центров и городской черты. Возможность дать детям всестороннее культурное пространство в таких поселениях минимальная. И именно школа, становится единственным центром, который может организовать минимальную социально-культурную занятость, воспитание и развитие ребёнка в таких условиях.

Школа — это центр единого культурно-образовательного пространства на селе, это особая форма объединения сельских учреждений и организаций, работающих с детьми и молодежью. Внутренние связи — это совместная деятельность всех школьных структур. Внешние связи — это связи с учреждениями и предприятиями, находящимися на территории сельского поселения. Школа — как центр социально-культурного пространства на селе позволяет обеспечить единство и целостность воспитания духовно-нравственной личности. С одной стороны, она использует воспитательные, образовательные, кадровые ресурсы социума для воспитания и обучения подрастающего поколения, а с другой — способствует культурному, образовательному и нравственному обогащению своих партнеров, а также помогает решать проблемы социального и экономического развития села.

В то же время до сих пор в литературе отсутствует единое мнение в определении понятий школа, стратегия школы, недостаточное внимание уделяется сельским школам, существует проблема в применении методик формирования культурных ценностей. Требуется решение вопросов формирования стратегии социально-культурного воспитания и разработки методов оценки его эффективности. Этим и определяется актуальность нашей работы.

Проведя анализ работы мы пришли к выводу, что на рубеже ХХ-ХХIвв. в России активно формируется гражданское общество, и сама Россия активно развивается как современное правовое государство, которое способно без лишних усилий и проблем признать права и свободы человека. Сегодня происходят изменения, которые формируют новые условия и требования к образованию. Совершенствование личности на протяжении всех лет ее обучения, ее определенность в современном обществе, освоение на трудовом рынке являются для школы важнейшими задачами. Укрепление воспитательной деятельности образования (формирование любви к своему городу, Родине, милосердия, уважения) признается как одно из основных направлений национальной политики в области образования.

Патриотическое образование — одно из значимых составляющих образовательной политики России. Это система знаний, направленная не только на формирование и развитие духовных чувств в личности, но и на становление адекватного поведения современного школьника. Патриотическое воспитание является единым комплексом, основой которого является правовое и нравственное образование, которое может реализовываться не только через внеклассную работу, но и во время учебного процесса. Это воспитание, которое содействует развитию у школьников патриотического сознания,ориентации на нравственные ценности, формируя положительное отношение к истории и культуре Отечества, малой родины.

На современном этапе модернизации отечественного образования повысилась роль социально-воспитательных и патриотических установок, программно-целевой подход при реализации задач патриотического воспитания, в том числе и на основе социального партнерства.

Важная задача образовательного учреждения — это не только формирование знаний, умений и навыков, но и подготовка обучающихся к жизни в обществе. Решение этого постулата мы видим в расширении культурно-образовательного пространства для всех субъектов образовательной деятельности. В процессе реализации идеи функционирования и развития школы предполагается, что школа становится центром единого культурно-образовательного пространства на селе, особой формою.

Проблема воспитания и организации социально-культурной деятельности подрастающего поколения в сельской местности — это актуальная проблема для многих населённых пунктов РФ в связи с тем, что в сельской местности имеется ограниченность материально-технических, кадровых ресурсов. Как правило, многие села лишены Домов культуры, Домов молодежи, музыкальных школ, находятся вдали от районных центров и городской черты. Возможность дать детям всестороннее культурное пространство в таких поселениях минимальная. И именно школа, становится единственным центром, который может организовать минимальную социально-культурную занятость, воспитание и развитие ребёнка в таких условиях.

Школа − это центр единого культурно-образовательного пространства на селе, это особая форма объединения сельских учреждений и организаций, работающих с детьми и молодежью. Внутренние связи — это совместная деятельность всех школьных структур. Внешние связи — это связи с учреждениями и предприятиями, находящимися на территории сельского поселения. Школа — как центр социально-культурного пространства на селе позволяет обеспечить единство и целостность воспитания духовно-нравственной личности. С одной стороны, она использует воспитательные, образовательные, кадровые ресурсы социума для воспитания и обучения подрастающего поколения, а с другой — способствует культурному, образовательному и нравственному обогащению своих партнеров, а также помогает решать проблемы социального и экономического развития села.

Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в XX веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века.

С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы. Основная цель работы дать научное обоснование социокультурному аспекту управления современным образованием.

Место проживания и его специфика играет важную роль в становлении и развитии личности детей и подростков, так как является одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на формирование личности, в совокупности многих факторов: социального окружения, СМИ, школы и т. д.

О современной сельской школе можно сказать следующее: это одна из вечных ценностей человечества, характеризующая национальное духовное наследие и уровень его развития, которая выражается в сформированности его как нравственного качества в личности, а также в активной деятельности, направленной на благо своей Родины.

В условиях образовательной сети формируются общесетевые ресурсы, непрерывный обмен информацией и опытом, которые эффективно перестроят образовательную сеть и повысят качество образования, изучаются социально-педагогические условия совершенствования социально культурной деятельности сельской школы, заключающиеся в учете традиционного уклада быта, труда и хозяйствования народов, в проектировании и программировании адекватны ему сети и видов общеобразовательных учреждений, целей, содержания и структуры образования, педагогических технологий, в кооперировании образовательной системы с другими отраслями социально-культурной и производственной сфер, в удовлетворении многообразных образовательных потребностей личности человека современного цивилизованного общества.

В связи с этим свою задачу в сельской школе мы видим в том, чтобы превратить школу в центр окружающего социально-культурного пространства, сохранить и распространить этническую культуру и исторические традиции «малой» родины и при этом дать учащимся сильное, полноценное предметное образование, позволяющее им реализовать себя в жизни, быть адекватными миру и себе, развивать в каждом воспитаннике социальную и культурную компетентность, способствовать формированию достойного человека — гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.

Совместная деятельность образовательного учреждения и социально-культурного центра, направленная на формирование патриотических качеств в ребенке, безусловно, дает положительные результаты, влияет на развитие внутреннего мира подростка, укрепляет в его сознании такие понятия как любовь, уважение, милосердие.

Подводя итоги, можно констатировать, что формирование патриотических качеств у школьников будет эффективным, если: будут разработаны базовые компоненты программного обеспечения патриотического воспитания учащихся на основе социального партнерства школы; будет активно взаимодействовать школа и социально-культурное пространство для решения возможных проблем в этом вопросе; будет реализовано соответствующее технологическое сопровождение на основе этнокультурных, православных ценностей.

Развитие традиций российской культуры, повышение значимости семьи в социализации подрастающего поколения, поиск оптимальных диагностических процедур в определении эффективности реализации системы патриотического воспитания в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения потребуют дальнейших исследований.

Социально-культурное пространство МБОУ «СОШ с. Русская Халань» способствует реализации творческого потенциала детей и подростков и мотивирует их на выбор творческой профессии.

Литература:

  1. Культурно-образовательное пространство современного человека: Коллективная монография/Под ред. профессора Ю. Г. Голуба. — Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2010. — 167 с.
  2. Российское культурное пространство в региональном измерении. Андрей Мурзин. — М.: Директ-Медиа, 2014. — 110 стр
  3. Мещанова, Л. Н. Особенности патриотического воспитания школьников: учебное пособие / Л. Н. Мещанова; ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университетим. Н. Г. Чернышевского», Ин-т искусств. — Саратов: [б. и.], 2016–59 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подрастающее поколение, единое культурно-образовательное пространство, социально-культурное пространство, школа, патриотическое воспитание, сельская местность, совместная деятельность, образовательное учреждение, связь, центр.


Похожие статьи

Воспитательный потенциал школы как...

Воспитательный потенциал школы как культурно-образовательного центра в условиях малого города.

Основные термины (генерируются автоматически): культурно-образовательный центр

Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений...

Школасоциокультурный центр микрорайона. Из опыта...

Школа – это не только образовательное , но и воспитательное учреждение, это не только образовательный, но и культурный центр. Помимо образовательных потребностей учащиеся нуждаются в более качественном удовлетворении и...

Культурно-познавательный туризм в образовательной...

Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования.

Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности.

Создание единого социокультурного образовательного...

Создание единого социокультурного образовательного пространства как одна из приоритетных задач современного образования.

Создание единого социокультурного образовательного пространства в образовательном учреждении, применение методик...

Современная образовательная среда, как фактор...

Образовательное пространство является одной из основных составляющих социальной среды человека, оказывая значимое влияние на его

Школа – это не только образовательное , но и воспитательное учреждение, это не только образовательный, но и культурный центр.

Педагогические принципы трансформации воспитания...

Сельский социум − уникальноекультурно-образовательное пространство, сложно структурированная система отношений между его субъектами, состоящая из совокупности взаимосвязанных и взаимозамещаемых структурных компонентов: концептосферы, языка...

Центр дополнительного образования как структурное...

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Образовательный центр № 5 г. Челябинска» осуществляет образовательную деятельность с сентября 2020 г. Обучается около 2300 школьников. ОЦ № 5 находится в отдаленном районе города...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Современная школацентр социального действия, открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок–педагог–семья», для созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный...

Средовой подход в патриотическом воспитании

иностранный язык, образовательная среда, образовательное пространство, нравственное воспитание, ценность, среда развития, развивающая

- создание социально-педагогических и культурных центров, сочетающих досуговые, воспитательные и трудовые функции.

Похожие статьи

Воспитательный потенциал школы как...

Воспитательный потенциал школы как культурно-образовательного центра в условиях малого города.

Основные термины (генерируются автоматически): культурно-образовательный центр

Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений...

Школасоциокультурный центр микрорайона. Из опыта...

Школа – это не только образовательное , но и воспитательное учреждение, это не только образовательный, но и культурный центр. Помимо образовательных потребностей учащиеся нуждаются в более качественном удовлетворении и...

Культурно-познавательный туризм в образовательной...

Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования.

Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности.

Создание единого социокультурного образовательного...

Создание единого социокультурного образовательного пространства как одна из приоритетных задач современного образования.

Создание единого социокультурного образовательного пространства в образовательном учреждении, применение методик...

Современная образовательная среда, как фактор...

Образовательное пространство является одной из основных составляющих социальной среды человека, оказывая значимое влияние на его

Школа – это не только образовательное , но и воспитательное учреждение, это не только образовательный, но и культурный центр.

Педагогические принципы трансформации воспитания...

Сельский социум − уникальноекультурно-образовательное пространство, сложно структурированная система отношений между его субъектами, состоящая из совокупности взаимосвязанных и взаимозамещаемых структурных компонентов: концептосферы, языка...

Центр дополнительного образования как структурное...

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Образовательный центр № 5 г. Челябинска» осуществляет образовательную деятельность с сентября 2020 г. Обучается около 2300 школьников. ОЦ № 5 находится в отдаленном районе города...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Современная школацентр социального действия, открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок–педагог–семья», для созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный...

Средовой подход в патриотическом воспитании

иностранный язык, образовательная среда, образовательное пространство, нравственное воспитание, ценность, среда развития, развивающая

- создание социально-педагогических и культурных центров, сочетающих досуговые, воспитательные и трудовые функции.

Задать вопрос