Информационная среда для взаимодействия преподавателей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 20.01.2021

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Тихонов, А. К. Информационная среда для взаимодействия преподавателей / А. К. Тихонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77783/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор пытается определить актуальность создания информационной среды взаимодействия преподавателей в период нестабильной эпидемиологической ситуации

Ключевые слова: образовательный процесс, процесс обучения, образование, интеграционное обучение, профессиональное образование, профессиональное объединение, условие пандемии, преподаватель.

В условиях нестабильной эпидемиологической ситуации, когда постоянно вводятся и снимаются карантинные ограничения, образовательная сфера — а в особенности система профессионального образования — подвержена постоянным реформам и изменениям. Их конечным итогом является, безусловно, сохранение в безопасности жизни и здоровья обучающихся и не только поддержание, но и повышение качества профессионального образования. Пандемия привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании систем образования, который затронул почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах и на всех континентах. Закрытие школ и других образовательных учреждений коснулось 94 процентов мирового контингента учащихся, причем в странах с низким уровнем дохода и с уровнем дохода ниже среднего этот показатель составляет 99 процентов. Введение новых стандартов в образовании привел к тому, что педагогам пришлось полностью обновлять свои методические наработки. Необходимо было строить содержание курса по-новому, где особое внимание уделяется компетентностному подходу и связи между предметами. Поэтому в условиях такого реформирования для эффективной работы педагога, необходимы повышения квалификации преподавателей и профессиональное саморазвитие.

В любом процессе обучения крайне важна способность обучающегося к самомотивации. Среди основных факторов, которые на неё влияют, можно отметить осознанность студента. В этом случае мы говорим о том, насколько человек увлечен предметом и понимает значимость обучения. Влияние на данный фактор оказывает как подготовка и сознательность обучающегося, так и профессиональная и психологическая подготовка преподавателя. Кроме того, не менее важным фактором, влияющим на самомотивацию студента, является актуальность методологии обучения, удобство и адаптированность всех процессов обучения под современные реалии. Причём, именно данный фактор подлежит полному контролю со стороны учебного заведения. Помимо этого, именно удобство процесса обучения в условиях повсеместного введения дистанционного формата играет ключевую роль в сохранении мотивации студентов к продолжению образовательного процесса.

В условиях постоянного стресса от непрекращающейся эпидемии освоение принципиально новых платформ и программ будет способствовать скорее дополнительной нагруженности как преподавателей, так и студентов. По данным Минобрнауки около 80 % российских университетов перешли полностью на дистанционный формат работы со студентами, а из подведомственных Министерству вузов — все 100 % (по материалам Брифинга министра науки и высшего образования Валерия Фалькова от 25.03.2020). При этом не у всех есть доступ к хорошему интернету и компьютеру, многие совмещают учебу с работой, где тоже происходят значительные изменения. Ухудшает ситуацию сохраняющийся, несмотря на всё большее развитие и внедрение интеграционного обучения, предметоцентризм в разработке теоретической образовательной базы. В связи с этим основной упор должен быть не на внедрение каких-либо инноваций, а на улучшение качества информационной среды для преподавателей. Развитие взаимосвязей между навыками и предметами, актуальность образовательного процесса и комфортность его осуществления — то, что действительно важно сейчас. Преподавателям не стоит ожидать от студентов подвигов, повышенной мотивации и быстрого освоения новых форматов.

Говоря о интеграционном обучении, стоит отметить, что ограничения, кажущиеся на первый взгляд фактором негативного влияния на систему образования, напротив, способствуют росту взаимосвязи между предметами. Это говорит о том, что в условиях ограниченных возможностей в обучении, преподавателям всё чаще приходится внедрять примеры и знания из смежных областей, а также использовать информационные технологии и связанные с ними знания во всех образовательных сферах. Задача преподавателя, вводящего интеграционный принцип образования в процесс обучения, — научить студентов мыслить собственными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями. А для этого нужно, чтобы, с одной стороны, учащиеся пытались взглянуть на вещи, явления заново, как на непривычные для них. С другой же стороны, преподаватели должны быть открыты к изменениям в образовательном процессе и настроены делиться опытом с коллегами. Альтернативность и вариативность мышления — возможность, которую представляет интегрированное обучение, и в этом его огромная польза.

Межпредметные связи развивают умственные способности студентов. Перекликающиеся темы стимулируют сотрудничество преподавателей и значительно повышают качество преподавания специальных дисциплин. Ведь педагог находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют и развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений преподавателей, студентов и их родителей. Для сотрудничества педагога и педколлектива необходимо повышать профессиональную и психологическую компетентность преподавателей, чтобы работа педагога, его рекомендации воспринимались квалифицированно. Более того, в текущих условиях, именно улучшение профессионального взаимодействия позволит избежать серьезного удара по качеству образовательного процесса в условиях реформ и ограничений.

В то же время и самому педагогу необходимо повышать свой личностный рост, развивать самообразование, самосовершенствование, индивидуальный стиль работы, профессиональные навыки, профессиональное мастерство. Как показало исследование НИУ ВШЭ, проведенное в 2019 году, сами преподаватели вузов с ученой степенью невысоко (3,2 балла из 5) оценивают свой уровень владения дистанционными технологиями, а каждый 4-й из них ни разу за последние 3 года не использовал сервисы удаленной видеосвязи для участия в вебинарах и видеоконференциях или проведения аналогичных мероприятий. В этой связи важна роль профессионального общения, профессионального объединения. Методическое объединение, являясь таким профессиональным объединением, способствует сплочению коллектива, выработке единого педагогического кредо, общих традиций, выявлению, обобщению и распространении педагогического опыта, обмену ценными находками, стимулированию творчества.

Литература:

  1. Абинова, Н. М. Интеграция в образовании/ Н. М. Абинова//
  2. http://ido.tsu.ru/ss/?unit=356&page=1158 (ГЛ. 1.2)
  3. Владимирова, Л. П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах/ Л. П. Владимирова // Информатика и образование. 2006. № 6. С. 56–60.0 13
  4. Концептуальная записка ООН: Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период.
  5. Инрерфакс.Образование: Дистанционное обучение в экстремальных условиях (URL https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/)
  6. РБК.Образование: Как будет меняться онлайн-образование в условиях пандемии (https://trends.rbc.ru/trends/education/5e9597339a79473072c3e718)
  7. ВШЭ: 5 уроков перехода в онлайн: опыт Калифорнийского университета Беркли (https://trends.rbc.ru/trends/education/5e9597339a79473072c3e718)
  8. ИМЭМО РАН: Образование в условиях пандемии: что показывает кризис? (https://www.imemo.ru/news/events/text/obrazovanie-v-usloviyah-pandemii-chto-pokazivaet-krizis)
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, процесс обучения, интеграционное обучение, профессиональное образование, профессиональное объединение, нестабильная эпидемиологическая ситуация, преподаватель, уровень дохода.


Ключевые слова

профессиональное образование, преподаватель, образование, образовательный процесс, процесс обучения, условие пандемии, интеграционное обучение, профессиональное объединение

Похожие статьи

Вопросы интеграции в среднем профессиональном образовании

В среднем профессиональном образовании учебно-преподавательский процесс состоит из научно-педагогической деятельности. Среднее профессиональное образование считается самым важным связующим звеном для направления учащихся в научную деятельность.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

По сути, педагог профессионального обучения — это специалист с высшим образованием, осуществляющий педагогическую, учебно-производственную и организационно-методическую деятельность по профессиональной подготовке учащихся в системе профессионального...

Внедрение интегрированного подхода при освоении дисциплины...

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами. Он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Характеристика основных компонентов процесса обучения в вузе...

В статье представлена структура процесса обучения в вузе как пространство для формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности, рассматривается модель образовательного процесса вуза, ориентированная на...

Цели и пути повышения эффективности образовательного...

Развитие индивидуализации обучения. Под индивидуализацией обучения будем понимать такую организацию образовательного процесса, при которой выбор приемов, способов, темпа обучения учитывает индивидуальные различи; обучающихся, уровень их способностей.

Интернационализация профессионального образования как...

Студенты образовательной программы педагогов профессионального обучения (по отраслям) должны иметь знания по педагогике и психологии, знать современное производство, быть руководителями и исследователями. Иными словами, обучающийся должен осуществить...

К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его...

Образовательный процесс в вузе – это саморазвитие личности в культуре в процессе ее свободного и ответственного взаимодействия с педагогом системы образования и культурой при их помощи и посредничестве. Цели образования – содействие и помощь человеку в...

Преимущества дистанционного образования в системе...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети. Основными задачами являются: − повышение качества образования и уровня

образовательный процесс, дистанционное обучение, профессиональное образование...

Профессиональное обучение и развитие персонала предприятия

Так, обучениепроцесс получения работником новых знаний, умений и навыков согласно предъявляемым требованиям к компетенциям, которые необходимы для эффективного выполнения возложенных трудовых функций по программам профессионального обучения и...

Похожие статьи

Вопросы интеграции в среднем профессиональном образовании

В среднем профессиональном образовании учебно-преподавательский процесс состоит из научно-педагогической деятельности. Среднее профессиональное образование считается самым важным связующим звеном для направления учащихся в научную деятельность.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

По сути, педагог профессионального обучения — это специалист с высшим образованием, осуществляющий педагогическую, учебно-производственную и организационно-методическую деятельность по профессиональной подготовке учащихся в системе профессионального...

Внедрение интегрированного подхода при освоении дисциплины...

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами. Он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Характеристика основных компонентов процесса обучения в вузе...

В статье представлена структура процесса обучения в вузе как пространство для формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности, рассматривается модель образовательного процесса вуза, ориентированная на...

Цели и пути повышения эффективности образовательного...

Развитие индивидуализации обучения. Под индивидуализацией обучения будем понимать такую организацию образовательного процесса, при которой выбор приемов, способов, темпа обучения учитывает индивидуальные различи; обучающихся, уровень их способностей.

Интернационализация профессионального образования как...

Студенты образовательной программы педагогов профессионального обучения (по отраслям) должны иметь знания по педагогике и психологии, знать современное производство, быть руководителями и исследователями. Иными словами, обучающийся должен осуществить...

К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его...

Образовательный процесс в вузе – это саморазвитие личности в культуре в процессе ее свободного и ответственного взаимодействия с педагогом системы образования и культурой при их помощи и посредничестве. Цели образования – содействие и помощь человеку в...

Преимущества дистанционного образования в системе...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети. Основными задачами являются: − повышение качества образования и уровня

образовательный процесс, дистанционное обучение, профессиональное образование...

Профессиональное обучение и развитие персонала предприятия

Так, обучениепроцесс получения работником новых знаний, умений и навыков согласно предъявляемым требованиям к компетенциям, которые необходимы для эффективного выполнения возложенных трудовых функций по программам профессионального обучения и...

Задать вопрос