Упражнения, запрещенные к выполнению при нарушениях опорно-двигательной системы, и варианты их замены | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Упражнения, запрещенные к выполнению при нарушениях опорно-двигательной системы, и варианты их замены / Е. С. Калукова, А. А. Дегтярев, А. А. Кенесханова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77776/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены упражнения, выполнение которых при наличии патологий опорно-двигательной системы нежелательно, поскольку эти упражнения несут в себе риск возникновения осложнений, что может еще более усугубить течение заболевания. Чтобы избежать негативных последствий, необходимо лишь исключить из системы тренировок опасные упражнения и заменить их на более оптимальные. Для этого было проведено исследование, заключающееся в обзоре литературных источников, содержащих рекомендации по консервативной замене одних видов упражнений на другие, цель которого — грамотно выстроить режим тренировок, не подвергая организм опасности. Было установлено, что для каждого упражнения существует рациональная замена, которую необходимо применять в определенных случаях для достижения надлежащего оздоровительного эффекта.

Ключевые слова: опорно-двигательная система, нарушения опорно-двигательной системы, физические упражнения.

Актуальность темы. При неправильных тренировках даже незначительные факторы могут привести к нежелательным последствиям. Особенности адаптивных реакций организма при нарушениях опорно-двигательной системы в зависимости от степени тяжести и других особенностей диктуют необходимость конкретизации тренировок, то есть чёткого разделения физических упражнений на разрешенные и запрещенные. Эта тема очень актуальна, поскольку только грамотный подход к построению тренировок поможет избежать тяжелых осложнений и ухудшения протекания заболевания.

Для спортсменов, имеющих какие-либо патологии опорно-двигательной системы, огромное значение при построении тренировок имеет объективный допуск к занятиям физической культурой и соревновательной деятельности [1,6].

Однако решение этого важного вопроса невозможно без учёта всех изменений, произошедших в организме каждого конкретного человека вследствие заболевания или травмы.

Перед началом тренировок необходимо провести ряд комплексных исследований всех систем органов, досконально изучить специфические особенности в каждом индивидуальном случае — проследить динамику адаптационных реакций, оценить резервные возможности организма [4]., отметить уровень физической работоспособности, психологической устойчивости, мотивации и других показателей.

Основополагающий принцип — строгое соблюдение предписанных ограничений и противопоказаний.

Опорная база данного исследования — физические упражнения, выполнение которых запрещено при заболеваниях опорно-двигательной системы и упражнения, применяемые в качестве замены.

Цель: Разработать схему альтернативной замены запрещенных физических упражнений на разрешенные.

Задачи:

1) Выделить физические упражнения, запрещенные к выполнению при заболеваниях опорно-двигательной системы;

2) Разработать варианты упражнений, обеспечивающих эффективную замену запрещенным.

Материалы и методы: Предмет исследования — упражнения, не рекомендуемые при патологиях опорно-двигательной системы и упражнения, помогающие достичь необходимого результата в случае замены.

Результаты исследования:

Нарушение: Врожденный вывих бедра [5].

Опасность: Укорочение конечности на стороне вывиха

Что исключить из физических упражнений:

Необходимо ограничить нагрузки при прыжках (прыжки на батуте, спрыгивание, соскок) и беге. Следует отказаться от упражнений на корточках и четвереньках, так как они могут спровоцировать подвывих. Запрещается поднимать предметы ногами лежа на спине.

Упражнения для коррекции:

Сгибание бедер, перекаты из положения сидя в положение лежа (без помощи рук).

Нарушение: Дисплазия тазобедренного сустава

Опасность: Возможно прихрамывание, боли в тазобедренном суставе; снижение амортизационной функции позвоночника

Что исключить из физических упражнений: Из комплекса упражнений необходимо исключить бег, прыжки и приседания.

Упражнения для коррекции: Упражнения в положении сидя, лежа на спине, животе, на боку.

Нарушение: Плоскостопие, плосковальгусная стопа

Опасность: Появляются боли в спине, головные боли, снижается амортизационная функция стопы и позвоночника. В зрелом возрасте возможны артрозы.

Что исключить из физических упражнений: Запрещается ходьба на внутренней поверхности стоп.

Упражнения для коррекции: Упражнения с гимнастической палкой (боковая ходьба). При этом рекомендуется ношение специальных ортопедических вкладок.

Нарушение: Варусная установка стоп и голеней

Опасность: Нарушениеамортизационной функции стоп

Что исключить из физических упражнений: Запрещается ходьба на внешней поверхности стоп.

Упражнения для коррекции: Полезна ходьба на внутренней поверхности стоп.

Нарушение: Врожденная косолапость

Опасность: Появляются боли в голеностопном суставе, нарушается опорная функция стопы [7].

Что исключить из физических упражнений: Необходимо избегать упражнений, показанных при Х-образном искривлении ног.

Упражнения для коррекции: Ходьба с разворотом стоп наружу; упражнения со сжиманием коленями массажного мяча.

Нарушение: Х — образная деформация голеней

Опасность: Хрупкость суставов, изменение мышечного тонуса, ухудшение кровоснабжения мышц. Снижение амортизационной функции позвоночника, приводящее к его деформации

Что исключить из физических упражнений: Необходимо избегать упражнений, показанных при О-образном искривлении ног.

Упражнения для коррекции: Пружинящие приседания с разведением коленей, ходьба с перекрестом, отведение ноги в сторону с приставлением.

Нарушение: О-образная деформация голеней

Опасность: Хрупкость суставов, изменение мышечного тонуса, ухудшение кровоснабжения мышц. Снижение амортизационной функции позвоночника, приводящее к его деформации

Что исключить из физических упражнений: Необходимо избегать упражнений, показанных при Х-образном искривлении ног.

Упражнения для коррекции: Ходьба с широко расставленными ногами; прижимание коленей друг к другу в положении сидя. Упражнения с отягощениями.

Нарушение: Сколиоз и сколиотическая болезнь

Опасность: Изменение тел позвонков, деформация ребер, нарушение развития внутренних органов.

Что исключить из физических упражнений: Противопоказаны ассиметричные упражнения — плавание кролем, сотрясения туловища: бег, прыжки; упражнения, скручивающие туловище: повороты, повороты с наклоном, а также упражнения в положении сидя.

Упражнения для коррекции: Упражнения в положении лежа на спине и животе, дыхательные упражнения.

Нарушение: Плоская спина

Опасность: Снижение амортизационной функции позвоночника, нарушение развития внутренних органов, формирование остеохондроза [2,3].

Что исключить из физических упражнений: Запрещено плавание на спине.

Упражнения для коррекции: Упражнения в положении лежа на животе, дыхательные упражнения.

Нарушение: Круглая спина (сутулость)

Опасность: Снижение амортизационной функции позвоночника, нарушение развития внутренних органов, формирование остеохондроза.

Что исключить из физических упражнений: Запрещены кувырки вперед

Упражнения для коррекции: Рекомендованы упражнения с гимнастической палкой.

Выводы: Врезультате исследования было выяснено, каким образом строится тренировка спортсменов, страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы в тех случаях, когда применение некоторых физических упражнений невозможно и требуется подбор упражнений для замены. Был рассмотрен каждый вид возможных патологий, четко обозначены упражнения, выполнение которых запрещено и разработаны оптимальные варианты замены этих упражнений. Сделан вывод о том, что грамотно выстроить тренировку можно только строго соблюдая все предписанные правила и не игнорируя ограничений и запретов — только в этом случае можно не только защитить организм от опасных осложнений, но и еще более укрепить его.

Литература:

  1. Евсеев С. П., Курдыбайло С. Ф., Малышев А. И. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы. М.: Советский спорт, 2010.- 448 с.
  2. Гайдар Б. В., Шулев Ю. А., Руденко В. В. и др. Реабилитация при позвоночно-спинальной травме / Медицинская реабилитация: Под ред. Ю. Н. Шанина. — СПб: Специальная литература, 1997. — С. 496–506.
  3. Перльмуттер О. А. Травма позвоночника и спинного мозга. — Н. Новгород, 2000.
  4. Соколов, А. В. Теория и практика диагностики функциональных резервов организма / А. В. Соколов, Р. Е. Калинин, А. В. Стома. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 176 c.
  5. Волков, М. В. Врожденный вывих бедра / М. В. Волков, Г. М. Терегиазаров, Г. П. Юкина. М.: Медицина, 1972. 123 с.
  6. Епифанов, В. А. Восстановительное лечение при повреждениях опорно-двигательного аппарата: моногр. / В. А. Епифанов, А. В. Епифанов. — М.: Авторская академия, КМК, 2009.
  7. Джафаров Ф. Г. Лечебная физкультура при повреждениях голени и стопы -учебно-методическое пособие. — Бишкек: Изд-во КРСУ, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, опорно-двигательная система, амортизационная функция позвоночника, нарушение, коррекция, нарушение развития, опасность, гимнастическая палка, мышечный тонус, тазобедренный сустав.


Ключевые слова

физические упражнения, опорно-двигательная система, нарушения опорно-двигательной системы

Похожие статьи

Взаимовлияние нарушений статики и остроты зрения в спорте

Целью настоящего исследования было изучение влияния отдельных нарушений органа зрения на результаты в спорте. Незначительные нарушения работы зрительной сенсорной системы редко выявляются в медицинской практике и, соответственно им не придается значе...

Коррекция миофункциональных нарушений у детей с применением метода динамической электронейростимуляции

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью найти эффективные способы коррекции миофункциональных нарушений и восполнить пробелы сведений о коррекционном воздействии при данном виде дисфункции у детей. В связи с этим, данная ...

Обобщение данных об изменениях в системе крови у больных хронической лучевой болезнью

В настоящее время широкое распространение получило строительство и функционирование атомных электростанций, использование ионизирующего излучения в различных технических устройствах, всё это делает необходимым понимание влияния радиационного излучени...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Влияние физической активности на умственные способности студентов

Современные исследования убедительно демонстрируют, что одно из эффективных средств, которое может в немалой степени исправить ситуацию и положительно повлиять на уровень здоровья студентов, как в области соматического здоровья, так и психологическог...

Адаптивная физическая культура в вузах России

В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...

Профилактика рисков и опасностей при переходе учащихся из начальной школы в среднюю

В статье рассматриваются следующие проблемы: причины возникновения трудностей во время адаптации ко всему новому в другом школьном звене у учащихся, возможные кризисные ситуации, а также помощь, которую могут оказать представители школы и, конечно же...

Купирование боли в постоперационном периоде у мелких домашних животных. Обзор иностранного опыта

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью грамотного подхода к купированию боли в постоперационном периоде, поскольку огромное количество патологий мелких домашних животных решается хирургическим способом, что влечет за собой травмирован...

Использование спортивных игр в процессе физической подготовки курсантов вузов ФСИН России

В настоящий период времени имеющаяся система физического воспитания курсантов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее — ФСИН РФ) имеет необходимость в неких совершенствованиях, для того чтобы улучшить физическое состояние ...

Холистический подход в реабилитации пациентов после травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы

Реабилитация — это динамическая система взаимосвязанных медицинских, психологических и социальных компонентов (в виде тех или иных воздействий и мероприятий), направленных не только на восстановление и сохранение здоровья, но и на возможно более полн...

Похожие статьи

Взаимовлияние нарушений статики и остроты зрения в спорте

Целью настоящего исследования было изучение влияния отдельных нарушений органа зрения на результаты в спорте. Незначительные нарушения работы зрительной сенсорной системы редко выявляются в медицинской практике и, соответственно им не придается значе...

Коррекция миофункциональных нарушений у детей с применением метода динамической электронейростимуляции

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью найти эффективные способы коррекции миофункциональных нарушений и восполнить пробелы сведений о коррекционном воздействии при данном виде дисфункции у детей. В связи с этим, данная ...

Обобщение данных об изменениях в системе крови у больных хронической лучевой болезнью

В настоящее время широкое распространение получило строительство и функционирование атомных электростанций, использование ионизирующего излучения в различных технических устройствах, всё это делает необходимым понимание влияния радиационного излучени...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Влияние физической активности на умственные способности студентов

Современные исследования убедительно демонстрируют, что одно из эффективных средств, которое может в немалой степени исправить ситуацию и положительно повлиять на уровень здоровья студентов, как в области соматического здоровья, так и психологическог...

Адаптивная физическая культура в вузах России

В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...

Профилактика рисков и опасностей при переходе учащихся из начальной школы в среднюю

В статье рассматриваются следующие проблемы: причины возникновения трудностей во время адаптации ко всему новому в другом школьном звене у учащихся, возможные кризисные ситуации, а также помощь, которую могут оказать представители школы и, конечно же...

Купирование боли в постоперационном периоде у мелких домашних животных. Обзор иностранного опыта

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью грамотного подхода к купированию боли в постоперационном периоде, поскольку огромное количество патологий мелких домашних животных решается хирургическим способом, что влечет за собой травмирован...

Использование спортивных игр в процессе физической подготовки курсантов вузов ФСИН России

В настоящий период времени имеющаяся система физического воспитания курсантов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее — ФСИН РФ) имеет необходимость в неких совершенствованиях, для того чтобы улучшить физическое состояние ...

Холистический подход в реабилитации пациентов после травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы

Реабилитация — это динамическая система взаимосвязанных медицинских, психологических и социальных компонентов (в виде тех или иных воздействий и мероприятий), направленных не только на восстановление и сохранение здоровья, но и на возможно более полн...

Задать вопрос